Жаркое лето на Русском Севере - Морские вести России

Жаркое лето на Русском Севере

09.12.2021

Речной транспорт

Жаркое лето на Русском Севере

Фото: ФБУ «Администрация «Севводпуть»

В зону ответственности Администрация входят 6506 км внутренних водных путей Европейского Севера России, расположенных в границах Архангельской, Вологодской областей, Республики Коми и частично в Кировской области. Протяженность участков водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов за последнее десятилетие увеличилась на 300 км и составляет 3210 км. Из них 24 км – внутренние водные пути I категории, 2707 км – II категории, 479 км – III категории. Три километра ВВП отнесены к V категории, 3293 км – к VII категории.

Больше путей с гарантированными габаритами

В текущую навигацию Администрация, как и в прошлые годы, выполняет полный комплекс путевых работ для поддержания гарантированных габаритов судовых ходов, обеспечения безопасных условий плавания, качественного содержания средств навигационного оборудования.

Владимир Шмыков, руководитель ФБУ «Администрация «Севводпуть»

Весной 2021 года стояла достаточно теплая погода, что и обусловило таяние снега и освобождение рек ото льда раньше плановых сроков на полторы-две недели. В то же время ледоход проходил на низких горизонтах воды, что в дальнейшем вместе с жаркой сухой погодой определило тенденцию к маловодности навигации.

Буквально следом за ледоходом на закрепленные участки водных путей вышли обстановочные суда. Для ввода и содержания навигационного оборудования у нас работают 37 обстановочных бригад. Средства навигационного оборудования с начала навигации содержатся на 3213 км водных путей бассейна I-V категорий.

Дноуглубление в темпе

Чистоту судовых ходов проверяют две тральные бригады. Также силами обстановочных бригад с применением специализированных тральных понтонов проводится местное траление путей.

Основные транспортные магистрали бассейна, обслуживаемые Администрацией, – это свободные, не зарегулированные водные артерии. Практически на всем протяжении имеются участки, где судовой ход крайне неустойчив, и интенсивные русловые переформирования происходят постоянно в течение всей навигации. Для поддержания гарантированных глубин на основном транзите необходимо ежегодно проводить дноуглубительные работы. В навигацию 2021 года на транзите работало 5 земснарядов и 1 плавкран общей производительностью 3450 м3/час.

Метаморфозы летних погодных условий, аномальная жара привели к быстрому падению уровней воды и потребовали увеличения темпов дноуглубления. За истекший навигационный период было проведено 125 транзитных дноуглубительных работ на реках Северная Двина, Вычегда, Сысола, СДШС. Общий объем разработанного грунта на 10 сентября составляет 2,4 млн м3.

Планирование и производство дноуглубительных работ осуществляется на основе актуального планового материала. Четыре изыскательских отряда выполняют полевые и камеральные работы для обследования состояния водных путей и обеспечения исходными материалами процесса проектирования и проведения путевых работ. Выполняются работы в рамках создания схем навигационного оборудования судовых ходов, корректурного материала, электронных навигационных карт. На 10 сентября было выполнено 372 русловые изыскательские съемки затруднительных участков пути.

Также Администрацией проводятся дноочистительные работы, осуществляется содержание и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов.

За счет качественного проведения путевых работ как в комплексе, так и по отдельности в прошедший период навигации были обеспечены гарантированные габариты судовых ходов при уровнях воды выше и равных проектным. После наступления уровней ниже проектных значений усилия путейцев направлены на обеспечение безопасных условий работы флота на обслуживаемых водных путях и поддержание максимально возможных габаритов, достаточных для работы транспортного флота. Транспортных происшествий по причине некачественного содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений не допущено.

Стабильность работы и повышение качественных характеристик внутренних водных путей достигаются путем постоянного внедрения новейшего оборудования, совершенствования технологических процессов, проведения модернизации флота, использования судовых комплексов, системы электронного документооборота.

Общественный совет бассейна

В Котласе 30 марта состоялся Общественный совет Северо-Двинского бассейна в режиме видеоконференции. В заседании приняли участие представители органов исполнительной власти Архангельской, Вологодской областей, Республики Коми, представители организаций речного транспорта бассейна, руководящий состав ФБУ «Администрация «Севводпуть» и его филиалов, а также иные организации, чья деятельность связана с ВВП.

На совете были подведены итоги навигации 2020 года, рассмотрены планы по содержанию водных путей и обеспечению безопасности судоходства в нынешнюю навигацию. Представлена информация об использовании электронных навигационных карт на транспортном флоте: оснащенность бассейна электронными картами, порядок доведения до потребителя, необходимое оборудование для применения. Участники заседания обсудили проблемы обслуживания межмуниципальных и муниципальных маршрутов пассажирского водного транспорта, условия и возможность продления сроков действия навигационной обстановки на требуемых участках пути.

Электронная картография

В бассейне активно развивается электронная картография. Учитывая специфику водных путей, для поддержания ЭНК на постоянном актуальном уровне, способном обеспечить безопасность судоходства, картографическим отделом по данным, получаемым от обстановочных бригад и по результатам выполняемых гидрографических работ, создаются файлы корректур с возможностью их оперативного доведения до потребителей.

Уже сегодня, на этапе становления, на водных путях ЭНК доказали свою полезность и успешно используются на ведомственных судах Администрации. Транспортные судоходные компании бассейна, понимая преимущества и перспективность использования ЭНК, проявляют большой интерес и готовы к их внедрению на свой флот.

Однако следует отметить, что сегодня массовому использованию ЭНК на транспортных судах в бассейне препятствуют дороговизна оборудования и отсутствие нормативной базы, строго определяющей механизм получения ЭНК и, что не менее важно, оперативного получения файлов корректур к ним.

В июле картографическим отделом совместно со службой пути выполнено комиссионное оплавывание электронных карт Северной Двины и Вычегды. Итоги его показали хорошие результаты. Достоверность «виртуальной» судоходной обстановки на ЭНК с фактической по участкам составила от 96 до 98%.

Система безопасного уровня

Северо-Двинская шлюзованная система, построенная в 1828 году, является важной транспортной артерией, соединяющей Волго-Балтийский водный путь с Сухоной и далее с Северной Двиной.

Начинается система у селения Топорня на Шекснинском водохранилище, пересекает водораздел Шексны и Сухоны и заканчивается на Сухоне у селения Шера, расположенного в семи километрах от ее истока.

Система состоит из ряда каналов, озер и рек на территории Вологодского, Сокольского, Усть-Кубенского и Кирилловского районов Вологодской области. Протяженность искусственных водных путей 127 км, в том числе: 16,5 км – это каналы, 70,5 км – озера и 40 км – шлюзованные реки Иткла и Порозовица.

В составе системы четыре гидроузла, на которых расположены шесть шлюзов, шесть водоподпорных плотин, двое заградительных ворот, пять искусственных судоходных каналов, четыре понтонные переправы.

В рамках капитального ремонта и реконструкции в период с 2006 по 2020 год все судоходные гидротехнические сооружения Северо-Двинской шлюзованной системы приведены в работоспособное техническое состояние с нормальным уровнем безопасности.

На 1 сентября 2021 года на Северо-Двинской шлюзованной системе было проведено 580 шлюзований.

Радиосвязь через спутник

Администрацией планомерно производится замена устаревающего радиооборудования, приобретаются новые носимые и стационарные УКВ-радиостанции, локаторы, проводится тестовая эксплуатацию технологии УКВ-радиосвязи через спутниковый канал.

Данная технология позволяет организовать УКВ-радиосвязь там, где отсутствует возможность использования проводной или сотовой связи, что позволяет отказаться от затрат на строительство и эксплуатацию радиорелейных линий связи.

Таким образом, диспетчер, находясь в одном населенном пункте, может вести радиопереговоры в зоне действия спутникового комплекта, установленного в любой точке бассейна. Расстояние при этом ограничивается лишь зоной покрытия спутниковой сети связи (целиком покрывает территорию Северо-Двинского бассейна ВВП). Зона УКВ-покрытия каждого такого комплекта зависит от используемого УКВ-оборудования и может достигать до 30 км.

В Администрации на базе комплектов УКВ-радиосвязи через спутниковый канал в текущую навигацию действует технологическая связь между диспетчерской в Котласе Архангельской области и судами, проходящими по ВВП в зоне действия УКВ-комплектов в Великом Устюге Вологодской области, д. Кодима и с. Ирта Архангельской области.

Обновление флота

На балансе Администрации к началу навигации находилось 11 земснарядов, 104 судна самоходного флота и 72 – несамоходного. В межнавигационный период во всех структурных подразделениях проведен ремонт судов. Капитально отремонтированы теплоход «Приток» проекта 911В для тральных работ, а также буксировки несамоходных плавсредств, и маломерное судно «Мотозавозня-25» проекта 946Б, предназначенное для перекладки оперативных якорей земснаряда.

На базе Лимендских ремонтно-механических мастерских проведен монтаж оборудования, приобретенного в конце 2019 года, в рамках замены выработавших ресурс главных и вспомогательных двигателей на теплоходах «Путейский-4» проекта М-105/2165, «Путейский-11» проекта Т-89, «Оператор Амосов» без проекта, «Прилив» проекта 911В. С целью сокращения разновидностей дизелей и, как следствие, снижения затрат по обеспечению обменного фонда дизелей и запчастей к ним при выборе двигателей мощностью от 90 до 450 л.с. рассматриваются дизели производства Ярославского моторного завода.

Для улучшения условий эксплуатации и повышения эффективности работы судов технического флота приобретено современное оборудование. Это навигационное радиооборудование, оборудование для выполнения промеров русла рек, приборы по автоматизации процесса дноуглубления и контроля за судовыми силовыми установками. Применяются меры по улучшению условий проживания экипажей на судах: снижению уровней шума, вибрации и т.д.

Стоит обратить внимание, что с каждым годом увеличивается возраст судов, многим из которых более 50 лет, следовательно, увеличиваются объемы и виды требуемого ремонта. Если еще 10 лет назад основной ремонт корпусов судов заключался в незначительных площадях замены корпуса судна из-за его дефектов, то на сегодняшний день вследствие естественных износов металла приходится производить значительную смену обшивки и набора корпуса, что несет за собой значительные финансовые затраты.

х х х

На водных путях нашего бассейна завершается напряженная и горячая пора, а это значит, что везде и всегда движение флота должно быть обеспечено судоходными условиями. А вот безопасными эти условия на водных путях держит мастерство путейцев – северян, которые ежедневно и ежечасно, с первого до последнего дня навигации, прилагают максимум усилий для гарантированной доставки грузов и пассажиров к местам назначения.

Нарушителей закона – к неотвратимой ответственности

В первом полугодии инспекцией госпортконтроля проведена 181 проверка судов и плавобъектов. По результатам временно задержано 32 судна, выявлено 852 нарушения требований руководящих документов на водном транспорте.

Владимир Есенеев, первый заместитель руководителя – капитан Северо-Двинского бассейна ВВП

Дипломирование

По итогам работы отдела аттестации и дипломирования за первое полугодие выдано 114 дипломов командного состава речных судов, 318 квалификационных свидетельств рядового состава.

За неудовлетворительные результаты испытаний в 30 случаях отказано в выдаче квалификационных документов.

Вне государственного задания проведена проверка знаний правил плавания по ВВП экипажей морских судов, несущих ходовую вахту при заходе на внутренние водные пути, и выдано 10 свидетельств.

Регистрация судов

По состоянию на 01.07.2021 в судовом реестре по бассейну зарегистрировано 1361 судно. Отделом регистрации судов с 1 января по 1 июля совершено:

– 62 действия по оформлению права (собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения);

– 30 действий по внесению изменений в судовой реестр;

– зарегистрировано 17 договоров аренды судов без экипажа, в т.ч. дополнительных соглашений к ним;

– зарегистрирована одна ипотечная сделка;

– выдано 66 свидетельств (о праве собственности на судно и о праве плавания под флагом РФ), 10 судовых билетов, 10 свидетельств об исключении судна из судового реестра;

– исключено из судового реестра 20 судов, в т.ч. 9 в связи с разделкой в металлолом, 3 – переход в ГИМС МЧС, 4 – в другие бассейны ВВП в связи с признанием Российским речным регистром плавучими объектами.

Зарегистрировано одно несамоходное плавсредство из нового судостроения и одно рыбопромысловое судно, ранее стоявшее на учете в ГИМС МЧС.

Выдано 7 выписок из судового реестра о зарегистрированных правах на суда.

Административная практика

С начала года в бассейне заведено 45 административных дел по различным правонарушениям, по 27 из них штрафы оплачены и дела закрыты. В двух случаях направлены определения в службы судебных приставов для исполнения (обеспечения исполнения) постановлений. В Северное УГМРН Ространснадзора Архангельска для принятия мер реагирования направлено 22 сообщения о нарушениях на водном транспорте.

Морские вести России №14 (2021)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты