Енисей: время высокоточной навигации - Морские вести России

Енисей: время высокоточной навигации

16.11.2021

Речной транспорт

Енисей: время высокоточной навигации

Фото: ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»

Протяженность внутренних водных путей ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» 8375 км. Из них в навигацию 2021 года по состоянию на 15 августа обслуживался водный путь с судоходной обстановкой 5790 км. На реках Енисей, Ангара, Кас, Сым, Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска протяженность гарантированных габаритов пути 5440 км. Общее количество знаков судоходной навигационной обстановки 6,4 тыс., в том числе береговых – 4,5 тыс. и плавучих – 1,9 тыс.

Судоходная обстановка подготовлена и гарантирована

Владимир Байкалов, руководитель ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»

До начала навигации были утверждены схемы навигационного ограждения на всех водных путях, обслуживаемых «Енисейречтрансом».

В соответствии с категориями средств навигационного оборудования и сроками их работы, гарантированными габаритами судовых ходов самый верхний участок магистрального водного пути Енисея от Красноярской ГЭС до устья Ангары был оборудован СНО с 10 мая, а затем проводилось поэтапное открытие судоходной обстановки на остальных нижних участках. Последний участок, от Игарки до Дудинки, был открыт для безопасного плавания с 15 июня.

Освещение навигационных знаков произведено в установленный срок с 25 июля на участке от Красноярска до устья Ангары и с 1 августа на участке от устья Ангары до Дудинки.

На одном из основных притоков Енисея – Ангаре водный путь с 15 мая оборудован судоходной обстановкой от устья до селения Кокуй, затем с 31 мая от него до Богучанской ГЭС, а с 10 июня от Богучанской до Усть-Илимской ГЭС.

В соответствии с заключенным договором с АО «Норильсктрансгаз» с 26 июня стала функционировать судоходная обстановка на самом северном притоке Енисея – Большой Хете. На Большом Енисее в соответствии с заключенным соглашением с правительством Республики Тыва неосвещаемая судоходная обстановка открыта с 10 мая.

На сегодняшний момент полностью выполнено госзадание в отношении содержания СНО на реках Кас, Сым, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска.

В период прохождения паводка на водных путях бассейна 156 створ были повреждены ледоходом. В настоящее время восстановлено 143 створных знака. На всем протяжении действующего водного пути обстановочные суда производят траление.

Дноуглубительные работы на транзите проведены на Галанинском перевале в объеме 42,82 тыс. м3 и на Енисейском перекате в объеме 30,3 тыс. м3.

В полном объеме осуществляется диспетчерское регулирование движения судов через контрольные пункты в Казачинском пороге, Мотыгино, Красноярском судоподъемнике, который введен в эксплуатацию в этом году 27 мая, и Игарке.

Флот

В этом году в списочном составе флота Администрации 124 судна. Это обстановочные суда, буксиры и буксиры-толкачи, многочерпаковые дноуглубительные земснаряды, штанговый одночерпаковый земснаряд, экологическое судно-сборщик нефтесодержащих подсланевых и сточных вод, грунтоотвозные шаланды и несамоходный флот различного назначения.

В перспективе в рамках реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры (КПМИ) планируется поступление из нового судостроения промерных, обстановочных и других судов технического флота.

Для поддержания в исправном техническом состоянии судов в межнавигационные периоды планомерно производится ремонт корпусов, замена физически и морально устаревшего оборудования (главных и вспомогательных двигателей, электро- и радионавигационного оборудования и т.д.). Не забыты и экипажи – для них улучшаются условия проживания на борту во время рейсов: ремонтируются жилые, служебные и санитарно-бытовые помещения с применением современных материалов.

Следует отметить, что основной объем ремонта выполняется с использованием собственных производственных мощностей: Ладейских (Красноярск) и Симоновских (Енисейский район, с. Верхнепашино) ремонтно-механических мастерских и ремонтно-отстойных пунктов в пос. Рыбное (Ангара), Дивногорске и Кызыле. Так, ремонт корпусов и движительно-рулевых комплексов судов выполняется на слипе Ладейских ремонтно-механических мастерских.

К навигации в ремонтно-отстойных пунктах филиалов Администрации провели подготовку флота, при этом на 6 судах отремонтированы корпуса с частичной заменой обшивки днищ, на 2 – заменены главные двигатели, на 4 – восстановлены движительно-рулевые комплексы, на 3 теплоходах проведен ремонт внутренних помещений с заменой обстройки, изоляции и отделки. На других судах рабочего ядра произведены ревизия и текущий ремонт электрооборудования, судовых систем, палубного оборудования и рабочих устройств.

В рамках проведения нулевого этапа восстановления эксплуатационных характеристик многочерпакового земснаряда «Енисейский-204» проекта Р-010, согласно утвержденной проектно-сметной документации, закупаются механизмы, детали и агрегаты для замены физически и морально устаревшего оборудования.

В рамках реализации комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей бассейна в 2021 году планируется окончание проектных и изыскательских работ по модернизации трех объектов: Симоновских ремонтно-механических мастерских в Енисейске, ремонтно-отстойных пунктов «Рыбное» на Ангаре и Кызылского прорабства. Также продолжается модернизация Ладейских ремонтно-механических мастерских. Реализация данных проектов позволит повысить качество и объемы выполняемых судоремонтных работ и обеспечить выполнение программ судоремонта и технического обслуживания эксплуатируемого флота.

СОК в помощь

В конце 2020 года Администрация по федеральной целевой программе «ГЛОНАСС» получила 3 обновленных судовых обстановочных комплекса (СОК), предназначенных для сбора и обработки навигационной и гидрографической информации при производстве путевых работ на ВВП. СОК позволяют вести постоянный контроль состояния судовых ходов и их навигационного ограждения для навигационно-гидрографического обеспечения безопасности плавания и корректуры электронных навигационных карт.

Каждый комплекс оснащен спутниковым навигационным приемником, гидрографическим эхолотом, защищенным ноутбуком с современным программным обеспечением. Спутниковый приемник помогает более точно устанавливать знаки плавучей и береговой обстановки. Отображение путейского судна в реальном времени на электронной навигационной карте выявляет малейшие смещения плавучей обстановки от утвержденной схемы навигационного ограждения.

Специалисты Енисейского и Красноярского районов водных путей и судоходства произвели монтаж и настройку нового оборудования на теплоходах «Путейский-110», «Путейский-304», «Путейский-109». В свою очередь, сотрудники русло-изыскательских партий и службы картографии управления установили обновленные электронные навигационные карты.

В настоящее время уже 19 судов Администрации оснащены судовыми обстановочными комплексами.

Есть устойчивая связь

В начале 2020 года введен в эксплуатацию новый, полностью автоматизированный передающий центр, оснащенный новейшими и современными передатчиками и антенными системами. Так что уже вторая навигация проходит с использованием центра, который надежно обеспечивает устойчивой связью судовладельцев с экипажами, находящимися в любой точке Енисейского бассейна.

Также в области связи произведена замена устаревших судовых радиостанций и радиолокаторов, радиорелейных станций на более современные.

Продолжают функционировать четыре контрольно-корректирующие станции в бассейне. Они полностью покрывают гарантированным высокоточным навигационным полем основные судоходные пути Енисея с притоками (реками Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Большой Пит, Кас, Сым, Елогуй, Турухан, Курейка, Большой Енисей, Большая Хета, Тасеева).

Наличие гарантированного высокоточного навигационного поля на судоходных путях позволяет использовать для навигации электронные карты, что, безусловно, положительно сказывается на безопасности транспортных судов. А техническому флоту – современные СОК, автоматизированные промерно-изыскательские комплексы (АПИК), системы координированного управления позиционированием земснаряда (СКУП), которые также поступают и вводятся в эксплуатацию в нашем бассейне. Использование современных технических навигационных систем, безусловно, повышает производительность труда и качество работы обстановочных бригад и изыскательских партий, положительно сказывается на безопасности судоходства в бассейне в целом.

В Администрации продолжается дипломирование командного и рядового состава судов внутреннего водного транспорта. На 1 августа текущего года проведено 44 заседания квалификационных комиссий, продипломировано 755 членов экипажей судов, по результатам квалификационных испытаний выдано 399 дипломов на право занятия командной должности и 359 квалификационных свидетельств рядового состава.

Маломерные суда без документов

С 1 марта 2022 года вступает в силу Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 года № 1243.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации, после отмены приказом Минтранса РФ от 1 декабря 2014 года № 326 Правил технической эксплуатации речного транспорта, отсутствуют обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования по безопасной эксплуатации маломерных судов, занимающихся коммерческой деятельностью и стоящих на классификационном учете в Российском речном регистре.

Эти маломерные суда по конструктивному исполнению являются полноценными судами (буксиры, толкачи, ледоколы, сухогрузные или наливные суда, предназначенные для перевозки опасных грузов, суда технического флота). Требования Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (пункт 5), утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623, не распространяются на маломерные суда, занимающиеся коммерческой деятельностью, в том числе и перевозкой опасных грузов.

Иными словами, отсутствует нормативно-техническая документация, регламентирующая безопасную эксплуатацию маломерных судов, осуществляющих коммерческую деятельность.

Морские вести России №13 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ