Судоходство на Дону обеспечит рациональное использование водных ресурсов - Морские вести России

Судоходство на Дону обеспечит рациональное использование водных ресурсов

31.05.2021

Речной транспорт

Судоходство на Дону обеспечит рациональное использование водных ресурсов

Фото: ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна ВВП»

Навигация минувшего года характеризовалась низкой весенней приточностью к Цимлянскому водохранилищу. Многолетний запас практически не был восстановлен. Фактическая приточность в ЦВХ за период весеннего половодья (21.02-19.05) составила 3,55 км3 (33,0% от нормы). Максимальная отметка ЦВХ – 33,50 м БС (при нормальном подпорном уровне 36,00 м БС), которая наблюдалась с 2 по 7 июня 2020 г. Максимальный приток воды к водохранилищу наблюдался 4-7 апреля 2020 г. – 552 м3/с. Суммарный расход воды по водпосту Раздорский составлял всего 250-320 м3/с.

Успешная навигация в условиях аномальной маловодности

Сергей Гайдаев, руководитель ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна ВВП»

В связи с аномальной маловодностью года и с целью сохранения водных ресурсов Цимлянского водохранилища судоходный попуск в навигационный период не осуществлялся. Фактический попуск воды из Цимлянского водохранилища всю навигацию 2020 года осуществлялся в объеме 180-200 м3/с.

В результате падения уровней воды ниже установленных проектных значений были введены ограничения по осадке судов на некоторых участках водных путей бассейна:

– на участке р. Дон от Кочетовского г/у (3004,5 км) до 3121,0 км;

– на участке р. Дон от Константиновского г/у (2974,0 км) до Кочетовского г/у (3004,5 км) и на участке реки Северский Донец от Усть-Донецкого порта до устья (2997,0 км р. Дон);

– на участке р. Северский Донец от Нижнекалиновского переката (71,0 км) до входа в подходной канал Усть-Донецкого порта (5 км).

Минимальные фактические габариты судового хода после набора бьефов Константиновского и Николаевского гидроузлов ФБУ «Администрация «Волго-Дон» и Кочетовского г/у составили:

– на зарегулированном участке Нижнего Дона от входа в 132-й канал до Кочетовского гидроузла – 270*60*350;

– на незарегулированном участке от Кочетовского гидроузла до 3121,0 км Дона – от 280*60*300;

– на участке Северского Донца от устья до подходного канала УДП – 230*50*300;

– в подходном канале к УДП – 230*30*300;

– от входа в канал УДП до переката Нижнекалиновский – 130*50*150.

Для обеспечения безопасных условий судоходства выполнено дноуглубление на 36 лимитирующих перекатах Дона и 7 лимитирующих участках р. Северский Донец общим объемом 1357,81 тыс. м3. Предпринятые меры позволили не допустить в прошлую навигацию аварий и аварийных происшествий по вине работников пути.

По итогам навигации 2020 года объем перевозок грузов составил 10 млн 273 тыс. тонн и по отношению к уровню 2019 г. – 104,3%, или на 422 тыс. тонн больше (в 2019 г. – 9 млн 851 тыс. тонн).

Учитывая сложившуюся гидрометеорологическую обстановку и погодные условия, навигация 2021 года ожидается также маловодной. Весенний приток воды в Цимлянское водохранилище предполагается в объеме 4,0-6,0 км3 (46% нормы). Пик половодья на Дону войдет в водохранилище в конце апреля – начале мая с расходом 1100-1300 м3/с. А это всего 45% от нормы.

Маловодность текущей навигации приведет к необходимости решения проблем, аналогичных прошлогодней. Так, в дополнение к достаточному объему эксплуатационного дноуглубления 2020 года в марте этого года были проведены работы на особо лимитирующих участках (р. Северский Донец – вход в подходной канал к Усть-Донецкому порту и перекат Костинский – общий объем 22,0 тыс. м3 грунта), и при отсутствии паводка, влияющего на деформацию русла и приводящего к изменению (уменьшению) глубин судового хода, здесь на начальном этапе навигации 2021 года не планируется введение ограничений по осадке судов.

Таким образом, к 1 апреля 2021 года водный путь полностью готов к пропуску транзитного флота. Средства навигационного оборудования выставлены на штатные места, судовой ход протрален, набраны рабочие отметки на Кочетовском гидроузле.

Фактические габариты судового хода на 1 апреля 2021 года на участках Дона составляют: устье 132-го канала (Ш-15) – Кочетовский г/у – 3,70/70, Кочетовский г/у – 3121,0 км – 3,65/60, Усть-Донецкий порт – устье Северского Донца – 3,45/50.

Следует отметить, что с учетом благоприятных гидрометеорологических условий в бассейне (раннем очищении ото льда), обращений судоходных компаний и по согласованию с Федеральным агентством морского и речного транспорта судоходство открыто на четверо суток ранее установленного срока.

За период с 28 по 31 марта 2021 года проследовало 21 судно, в том числе перевезено из Усть-Донецкого порта 18 450 тонн угля. Всего же на основе информации, полученной от судоходных и стивидорных компаний, объем перевозок грузов может составить 10,6 млн тонн грузов (103,2% к 2020 году).

Водность Нижнего Дона напрямую зависит от наполнения Цимлянского водохранилища и объема сброса воды в нижний бьеф Цимлянского гидроузла. Наполняемость же водохранилища зависит в главной мере от климатических условий. Повлиять на наполнение водохранилища в настоящее время нельзя, а постараться рационально использовать водные ресурсы возможно. Для чего в зимнее время снижается расход воды в нижний бьеф Цимлянского гидроузла до минимально возможных объемов – 150-180 м3/с. Сохранению водных запасов водохранилища будет способствовать и низконапорный Багаевский гидроузел, который должен быть построен к 2025 году. Он позволит в первую очередь осуществлять судоходство с глубинами 4,0 м, не ограничивая суда по осадке, а также сократить сброс воды в нижний бьеф Цимлянского гидроузла до 150 м3/с в течение всего навигационного периода.

Активность инспекции снижает аварийность флота

Александр Тараненко, первый заместитель руководителя – капитан Азово-Донского бассейна ВВП

Инспекция госпортконтроля в навигацию 2020 года выполнила 667 проверок, в результате которых выявлено 2354 нарушения обязательных требований, временно задержано 25 судов, что составило от общего количества проверок 3,7%.

Основные причины временных задержаний – несоответствие габаритов судна фактическим габаритам судового хода, нарушение численности экипажа и несоответствие квалификационных свидетельств рядового состава.

За навигацию 2020 года ИГПК было выявлено 17 административных правонарушений, составленные протоколы и материалы переданы в Южное УГМРН Ространснадзора.

На этом направлении инспекция руководствуется и распоряжениями Ространснадзора и Росморречфлота № АК-281-р (фс), № АД-238-р от 20.06.2014 «О взаимодействии капитанов морских портов, Администраций бассейнов внутренних водных путей, находящихся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта, и территориальных управлений государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при выявлении административных правонарушений в ходе проверок судов и иных плавучих объектов».

Разработанная в 2016 году схема взаимодействия между ИГПК, Южным УГМРН Ространснадзора и Волго-Донской транспортной прокуратурой при рассмотрении дел об административных правонарушениях, выявленных в процессе проверок судов, доказала свою эффективность и применяется в работе из года в год.

Работа ИГПК направлена на повышение безопасности судоходства и, как результат конкретной работы каждого инспектора на своем месте, ведет к снижению аварийности в бассейне. За навигацию 2020 года произошло 6 транспортных происшествий, что на 4 меньше, чем в 2019 году.

Служба аттестации, дипломирования и выдачи УЛМ оказывает услуги по дипломированию членов экипажей судов внутреннего плавания и аттестации лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию судов, а также лоцманов. Кроме того, оформляет и выдает удостоверения личности моряка и мореходные книжки, вносит записи о служебном положении на судне в мореходные книжки и заверяет судовые роли.

Все аттестуемые проходят специальную подготовку на курсах повышения квалификации по безопасной эксплуатации судов в Институте водного транспорта им. Г.Я. Седова – филиале Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. К услугам службы обращаются различные организации, например Институт водного транспорта им. Г.Я. Седова, Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта, около 450 судоходных и крюинговых компаний. По официальным запросам предоставляется информация надзорным и контролирующим органам, а также смежным организациям.

За 2020 год оформлено 2038 удостоверений личности моряка и 522 мореходные книжки, внесено записей о служебном положении на судне в мореходные книжки – 445; выдано 377 рабочих речных дипломов, 137 квалификационных свидетельств, 432 свидетельства о прохождении проверки знаний Правил плавания по ВВП.

Также за год прошли аттестацию ответственных лиц 9 человек: один лоцман и 8 специалистов, ответственных за безопасную эксплуатацию судов.

В судовом реестре Администрации по состоянию на 31 декабря 2020 года зарегистрировано 701 судно. За 2020 год осуществлено около 636 регистрационных действий. Отдел госрегистрации судов выявляет и исключает судовладельцев из реестра «призраков» – конструктивно погибших судов.

Отдел работает во взаимодействии с налоговыми, правоохранительными, судебными органами, службами судебных приставов, нотариусами, арбитражными и конкурсными управляющими. За 2020 год произведено 1002 информационных действия.

При этом есть неразрешенные вопросы. В первую очередь это необходимость приведения Правил госрегистрации в соответствие с реформируемым гражданским законодательством, а также с аналогичными процедурами служб капитанов морских портов.

Морские вести России №5 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ