Ключевая роль в развитии арктических территорий - Морские вести России

Ключевая роль в развитии арктических территорий

05.05.2021

Речной транспорт

Ключевая роль в развитии арктических территорий

Фото: ФБУ «Администрация Ленского бассейна»

Ключевая роль в экономическом и социальном развитии арктических территорий Республики Саха (Якутия), в том числе осуществлении северного завоза, по праву отдана внутреннему водному транспорту. Огромная территория и отсутствие круглогодичной дорожной сети делают реки Ленского бассейна безальтернативными для жизнеобеспечения Северо-Восточного региона России.

В период короткого арктического лета Администрация содержит водные пути на территории семи самостоятельных бассейнов рек – Лены, Колымы, Индигирки, Яны, Нижней Тунгуски, Оленька и Анабара. Грузы в труднодоступные и отдаленные населенные пункты региона железнодорожным транспортом доставляются до порта Осетрово (г. Усть-Кут) Иркутской области и станции Нижний Бестях Республики Саха (Якутия), а далее судами по реке Лене, боковым и малым рекам в поселки и села.

Ежегодно судоходные компании перевозят свыше 2,5 млн тонн жизненно необходимых грузов, из которых около 90% приходится на котельное топливо и каменный уголь для выработки тепловой энергии, а также на дизельное топливо для 126 дизельных электростанций северных районов республики. Протяженность обслуживаемых водных путей в навигацию 2020 года 10 949 км. В том числе с гарантированными габаритами – 9147 км, без гарантированных габаритов – 1802 км.

Навигация без ограничений

Александр Сахаров, руководитель ФБУ «Администрация Ленского бассейна»

Навигация без ограничений

В минувшую навигацию вскрытие Лены в границах Иркутской области произошло в близкое к ранним срокам время. В районе п. Жигалово 16 апреля (13.04), Усть-Кута 18 апреля (16.04). Ледоход прошел при уровнях воды менее средних многолетних значений.

Судоходная обстановка открывалась в основном в плановые сроки, за исключением участков: на Лене Усть-Кут – Киренск 27.04 (+14 дней), Киренск – у.р. Ичера 28.04 (+18 дней), у.р. Ичера – у.р. Витим 06.05 (+10 дней), у.р. Витим – у.р. Олекма 12.05 (+10 дней), на Алдане п. Джебарики-Хая – устье 21.05 (+6 дней к плану).

Выставленная сразу после очищения ото льда судоходная обстановка позволила флоту, не теряя ни дня, доставить на быстромелеющую реку Амга все запланированные 30,0 тыс. тонн каменного угля. На реке Вилюй своевременно выставленная судоходная обстановка и произведенные судоходные попуски с Вилюйского водохранилища в период с 4 по 21 июня обеспечили завоз генеральных грузов в объеме 109 тыс. тонн.

Закрытие проводилось в установленные сроки кроме участка реки Алдан п. Джебарики-Хая – устье, где действие судоходной обстановки было продлено на 3 суток, до 15 сентября. Продление вызвано задержкой работы флота по доставке каменного угля в пункты на реке Алдан из-за отсутствия видимости на водных путях вследствие лесных пожаров.

Флот

На балансе Администрации 337 судов, в том числе 227 эксплуатируются на постоянной основе. Дноуглубительные работы на реках выполняют 12 земснарядов общей технической производительностью 17 350 м3/ч.

В сфере нашей деятельности все виды ремонта и обслуживания судов, перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные и гидрографические работы. На ремонтных базах учреждения производятся модернизация и капитально-восстановительные ремонты судов, выполняется смена днищевой и бортовой обшивки, замена и ремонт двигателей.

При этом ежегодно обновляется производственное и технологическое оборудование для судоремонта, приобретаются токарно-винторезные станки, аппараты плазменной резки, установка автоматической электродуговой наплавки для ремонта гребных валов, баллеров и т.д., портальная машина плазменного и газового раскроя листового металла с ЧПУ, гибочный гидравлический пресс, кислородная станция.

ФБУ «Администрация Ленского бассейна» имеет в рабочем ядре флота сухогрузные и нефтеналивные суда, теплоходы, баржи грузоподъемностью от 200 до 2500 тонн, что позволяет доставлять топливо, крупнотоннажные и негабаритные грузы практически в любой пункт на берегу реки Лены и ее судоходных притоков.

В русле обеспеченных габаритов

Гидрологическая ситуация на Лене в навигацию 2020 года характеризовалась как близкая к маловодной, а на арктических Яне и Индигирке как маловодная. На Верхней Лене на участке Киренск – у.р. Витим с 25 августа по 15 сентября уровни воды снижались меньше проектной отметки на 17 см, при этом снижение гарантированной глубины судового хода на данном участке удалось стабилизировать на 5 см ниже установленной величины. На участке Лены у.р. Алдан – у.р. Вилюй с 27 по 29 сентября и 7-8 октября также наблюдалось снижение уровней менее проектной отметки, но установленные гарантированные габариты судового хода все же были обеспечены.

Проведенные в навигацию 2020 года дноуглубительные работы на подходе к Якутскому речному порту и зимний ремонт ограждающих дамб позволили выдержать гарантированные габариты судового хода в течение всей навигации, несмотря на снижение уровней меньше проектной отметки в период с 26 по 30 сентября. Таким образом, ограничения по осадке в навигацию 2020 года на реке Лене не вводились.

Кроме Лены низкие уровни воды в минувшую навигацию наблюдались на реках Яне и Индигирке. На участке Яны п. Усть-Куйга – мыс Уэдей уровни опустились ниже проектных отметок по опорным водомерным постам Юбилейный и Нижнеянск, и 4 сентября здесь пришлось ввести ограничение по осадке судов. На участках Усть-Куйга – Нижнеянск оно действовало до 22 сентября, Нижнеянск – мыс Уэдей – до закрытия судоходной обстановки 30 сентября.

На участке реки Индигирки снижение уровней воды менее проектной отметки по опорному водомерному посту Белая Гора и глубин на участке Белая Гора – водомерный пост Немков меньше гарантированной величины вынудило с 9 сентября ввести ограничение по осадке, которое действовало до окончания навигации 3 октября.

В целом гидрометеорологическую обстановку на барах рек Яны и Индигирки в прошлой навигации можно назвать сложной. Например, с 24 августа по 5 сентября (13 суток) на баре Яны наблюдался сгон, под действием которого уровни воды снизились менее проектной отметки на 103 см, глубины, соответственно, уменьшились до 185 см. Да и весь сентябрь здесь преобладали ветра сгонного южного направления.

Не лучше ситуация и на баре Индигирки, где с 1 по 6 сентября также наблюдался сгон, в результате которого уровни воды и глубина снизились менее расчетной отметки и гарантированной величины на 50 см соответственно. И количество сгонных ветров также превысило предыдущие месяцы навигации.

Маловодность стала не последним фактором, оказавшим негативное влияние на судоходство и путевые работы в навигацию 2020 года. Лесные пожары в бассейне Лены, Вилюя, Алдана, Колымы также значительно осложнили работу путейцев и судоходных компаний. В условиях практически нулевой видимости из-за дыма от горевшей тайги на участке реки Алдан от п. Джебарики-Хая до устья (Алдана) 5 августа пришлось ввести запрет на движение судов вниз по течению реки. Ограничения действовали до 12 августа. Не особо помогли и прошедшие дожди, поскольку дымовая завеса еще продолжительное время затрудняла работу речников.

И в этих экстремальных гидрологических и пожароопасных условиях путейцы провели дноуглубительные, выправительные, тральные работы, обеспечили флоту гарантированные габариты судовых ходов и безопасность движения на реках бассейна в навигацию 2020 года.

Судоходную обстановку обслуживали 73 бригады, тральные работы – 3, на русловых изысканиях задействовано 12 партий, на водных путях содержалось свыше 16 тыс. навигационных знаков.

Всего в навигацию прошлого года изыскательскими партиями выполнено 592 съемки лимитирующих участков, тральными и обстановочными бригадами протралено 425,9 кв. км судовых ходов. В результате были приняты своевременные решения о приоритетности дноуглубительных работ и внесении изменений в схемы ограждения судовых ходов.

Бары стали глубже

Касательно транзитных дноуглубительных работ следует отметить, что по результатам анализа проведенных в навигацию 2019 года русловых изысканий в 2020 году на транзитных дноуглубительных работах планировалось извлечь 1781,7 тыс. кбм грунта. Но по итогам изысканий, выполненных с началом навигации 2020 года, была проведена корректировка объектов и объемов транзитного дноуглубления. В результате в течение навигации фактический объем составил 1606,6 тыс. кбм грунта. Дноуглубление на Яне, Индигирке, Колыме выполняли 7 земкараванов общей производительностью 11 310 кбм/ч. На баре Индигирки дноуглубительные работы начаты 28 июня. На землечерпании были задействованы земснаряды «Ленский-1021» и «Олег Стрельченя». Всего на баре извлечено 357,87 тыс. кбм грунта. К приходу на бар реки Индигирки 25 июля первого теплохода «Енисей» с баржой «М-29» осадкой 230 см и 2223 тоннами угля на борту была обеспечена глубина 240 см. Своевременное и качественное дноуглубление на баре позволило выдержать минимальные гарантированные габариты судового хода, установленные при расчетном уровне воды репера водомерного поста Немков в течение навигации.

Дноуглубление бара Яны начато 28 июня, в течение навигации землесосы «Индигирка» и «Яна» извлекли на баре 358 тыс. кбм грунта. К приходу на «внешний» бар Яны 22 июля первого танкера «Тикси» с 1981 тонной дизтоплива в судоходной прорези обеспечивалась глубина 260 см, что позволило ему без распаузки пройти до п. Нижнеянск. В результате дноуглубления были выдержаны установленные минимальные глубины на баре в 220 см с открытием обстановки и 300 см с 15 августа при проектном уровне в течение навигац ии.

В 2020 году выполнялись сплошные промеры водных путей для создания и корректуры электронно-навигационных карт. Промерами были охвачены судоходные участки Лены, Яны, Индигирки, всего 1107 км. На участке реки Лены от г. Усть-Кута до п. Быков Мыс и в заливе Неелова проведено оплавывание электронной навигационной карты, что позволило актуализировать состояние судового хода и знаков обстановки. На сегодняшний день на 20 судах учреждения установлена последняя, восьмая редакция электронных навигационных карт.

Кроме мелководья и таежных пожаров, ставших уже перманентными, навигация прошлого года отличалась и соблюдением мер безопасности в условиях сложной эпидемиологической ситуации. Это создавало определенные сложности в своевременном комплектовании экипажей судов и доставки их к месту работы, в частности в арктические районы водных путей. Тогда на 1 июля, в самый пиковый период навигации, укомплектованность экипажей судов в отдельных РВПиС не превышала 75%.

И все же Администрация смогла, действуя в условиях особого периода противоэпидемических мероприятий, принять меры по своевременному выходу технического флота на обслуживание водных путей.

Из истории

Первые путевые работы на реках бассейна начали проводиться по частной инициативе судовладельцев с 1863 года, когда была построена ледозащитная дамба в Воронцовском затоне, а планомерные работы по улучшению судоходных условий начались с 1911 года, тогда была создана Партия по исследованию рек Ленского бассейна. До 1918 года этот небольшой коллектив провел обследование Лены и Витима, установил береговые знаки обстановки, провел камнеуборочные работы, издал лоцманскую и справочную книжки. Тогда же начались первые дноуглубительные работы.

В апреле 1938 года было создано Ленское государственное бассейновое управление пути, в биографии которого много ярких страниц. Это разработка закрытой акватории Якутского речного порта и подходного канала к нему; углубление рек для доставки грузов в районы строительства БАМа; намыв территории Якутского речного порта и 202-го квартала города Якутска. Ликвидация последствий катастрофических наводнений 2000 и 2001 годов, когда понадобилась чистка русла Лены. Флот обеспечил в 2002 году вывоз в сложнейших условиях Верхнего Алдана 5,8 тыс. тонн нефтепродуктов, 25 тыс. тонн местного угля для арктических районов республики.

В 2003 году по дну Лены по траншее длиной 2200 м протянут газопровод в заречные районы, что является уникальной операцией в мировом масштабе. В 2008 году по дну реки разработана траншея для прокладки нефтепровода.

Совместный контроль прибавляет эффективность

Вся деятельность портконтроля постоянно нацелена на пресечение нарушений правил судовладельцами и экипажами судов в бассейне.

Эдуард Недилько, первый заместитель руководителя – капитан Ленского бассейна ВВП

Так, в минувшую навигацию проведена 1091 инспекция, из них 222 пришлось на пассажирский флот. В ходе проверок выявлено 1688 нарушений, что на 15,8% меньше навигации 2019 года (2003 нарушения).

В ходе плановых осмотров инспекторами Государственного портоконтроля выявлены нарушения обязательных требований, повлекшие к временным задержаниям судов. В навигацию 2020 года зафиксировано 126 случаев, что по сравнению с предшествующим навигационным периодом ниже на 43,5% (223 случая).

По итогам выявленных нарушений в Северо-Восточное УГМРН Ространснадзора инспекторами было составлено и передано 138 протоколов об административных правонарушениях. Служба и инспекция ГПК ведут совместную работу с контрольно-надзорными органами по понуждению судовладельцев к беспрекословному исполнению всех требований законодательства в области безопасности судоходства.

Также ежегодно инспекторами ГПК проводятся разъяснительные и профилактические мероприятия с судовладельцами и капитанами судов, которые положительно отражаются на понимании проблем и необходимости соблюдения законодательства, особое внимание уделяется пассажирским перевозкам и безопасности эксплуатации маломерного флота, так как жизнь и здоровье людей являются первостепенными.

Большое внимание инспекция ГПК уделяет выявлению нарушений по системе управления безопасностью. В предшествующий период при плановых осмотрах судов инспекторами было выдано 119 предписаний об отсутствии СУБ, результат 2020 года – 65 предписаний. Объяснением служит тот факт, что уже большинство судовладельцев стали относиться с полной ответственностью к исполнению предписаний в части соблюдения ст. 34.1 КВВТ РФ.

К эксплуатации в предстоящую навигацию ведется подготовка 240 судов. На 27 из них предстоит провести значительный ремонт корпусов. В связи с выработкой моторесурсов главных и вспомогательных двигателей планируется заменить на 9 судах главные двигатели и на 7 – дизель-генераторные установки.

Ремонт винторулевого комплекса (ВРК) запланирован на 45 судах. При этом большую часть его предусмотрено провести после ледокольно-выморозочных работ. Ведь чтобы получить доступ к подводным элементам судна, приходится бензопилами выпиливать лед и вручную его вынимать. Всего ледокольно-выморозочные работы в текущий период составляют 8329 м3. Конечно, работать приходится в экстремальных условиях, но это очень важная технологическая часть, поскольку от нее во многом зависит успешность и своевременность подготовки флота к навигации.

Кроме того, за счет внебюджетных средств и под наблюдением Российского Речного Регистра идет строительство рабоче-спасательных лодок. Уже построены и получены сертификаты на восемь единиц.

Более того, для освидетельствования коллективных спасательных средств проведена соответствующая работа и уже организовано рабочее место. А от АО «УЗЭМИК» получено признание на освидетельствование спасательных плотов и их производства.

Диспетчерское регулирование

Администрация обеспечивает диспетчерское регулирование движения судов на верхнем участке Лены, а также мониторинг судоходства по всем водным путям бассейна ВВП. Для этого содержатся и эксплуатируются 4 коротковолновых радиоцентра и 7 коротковолновых радиостанций, обеспечивающих круглосуточную возможность радиосвязи.

Для обеспечения высокоточным навигационным полем ГЛОНАСС в целях обеспечения навигации по электронным навигационным картам эксплуатируются 9 контрольно-корректирующих станций, которые обеспечивают работу судового навигационного оборудования аппаратуры спутниковой навигации системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с возможностью приема дифференциальных поправок.

В целях получения дополнительных доходов Администрация может выполнять:

– ремонт, монтажно-наладочные работы судовых средств связи, навигационного оборудования и оборудования ГМССБ, проведение испытаний на судах и береговое техническое обслуживание с оформлением соответствующих документов;

– разработку технической документации (проектирование) по переоборудованию и модернизации средств связи, навигационного оборудования на судах с классом речного регистра. Для этого в бассейне содержатся и эксплуатируются 2 ЭРНК и радиомастерские.

Экологическая безопасность

Администрация контролирует сбор отходов с судов в бассейне. Так, в минувшую навигацию транспортировку отходов и очистку загрязненных вод вели 19 экологических судов. Для выполнения аварийно-спасательных работ и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов задействовали 49 судов.

Ежегодно отрабатываются действия по локализации разлива боновыми ограждениями, ликвидация нефтепродуктов сорбентом, дальнейший сбор и утилизация нефтепродуктов. Выявляются затонувшие плавсредства.

Большие успехи путейцев стали возможными благодаря постоянному поиску новых организационных и технических решений, огромному опыту специалистов-гидротехников, неразрывной связи с наукой, а также неравнодушию к порученному нам важному государственному делу – содержанию единственной транспортной магистрали Севера.

Навигация-2021

В предстоящую навигацию планируется обеспечить судоходной обстановкой 10 958 км водных путей; в объеме 1848 тыс. кбм произвести дноуглубительных работ, ввести в эксплуатацию 13 земкараванов, 72 обстановочные и 3 тральные бригады, 13 изыскательских партий.

Кроме того, продолжить поэтапную замену металлических буев на полиэтиленовые плавучие знаки, а также проработать вопрос применения светосигнального оборудования на основе гелиоэнергетических систем электропитания (солнечные батареи).

Морские вести России №4 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ