Волге прибавят глубины
01.02.2016
Речной транспорт
Нижегородский низконапорный гидроузел будет введен в строй не позже 2020 г. и будет стоить не более 40 млрд рублей

29 сентября 2015 года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта прошло заседание Экспертного совета Росморречфлота под председательством исполняющего обязанности руководителя Росморречфлота Сергея Горелика. В заседании приняли участие директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константин Пальников, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, представители подведомственных Росморречфлоту организаций, руководители предприятий и организаций водного транспорта, сотрудники Росморречфлота, представители бизнес-структур.
А. Сидоров
В повестке дня были обозначены два вопроса: «Варианты компоновки сооружений Нижегородского низконапорного гидроузла» и «Энергосберегающее оборудование. Сетевой фильтр».
Основным вопросом повестки дня стало обсуждение вариантов компоновки сооружений Нижегородского низконапорного гидроузла, ввод в эксплуатацию которого должен решить проблему судоходства на Волге. Напомним, что в настоящее время главным проблемным местом является 40-километровый участок от г. Городец до г. Нижний Новгород, который лимитирует осадку судов. Данный участок является связующим звеном для транспортировки больших грузопотоков, формирующихся в Камском бассейне, на Средней и Нижней Волге в направлении Балтики. Сегодня же из-за обмеления Городецкого участка движение крупнотоннажных судов и круизных речных лайнеров по одной из главных водных артерий страны фактически парализовано.
Шлюз: две нитки лучше, чем одна
С целью решения данной проблемы принято решение о скорейшем начале строительства низконапорного гидроузла в Нижегородской области. Реализация проекта предусмотрена в рамках финансирования подпрограммы «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».
В результате реализации проекта на Волге появятся два объекта – сам гидроузел и водохранилище, которое не является объектом капитального строительства. Протяженность водохранилища по основному руслу составит порядка 41 км, а по судовому ходу – 38 км. Статическая емкость водохранилища оценена в 0,15 куб. км, динамическая – в 0,21 куб. км.
О возможных вариантах компоновки сооружений Нижегородского низконапорного гидроузла на заседании Экспертного совета доложили представители ООО «Техтрансстрой»: генеральный директор Виктор Морозов и главный инженер проекта Игорь Краснощеков.
Как сообщил Краснощеков, к напорным ГТС Нижегородского низконапорного гидроузла предъявляются следующие требования:
- Категория водного пути – сверхмагистральный (согласно ГОСТ 26775-97).
- Класс сооружений – 2-й (согласно СП 58.13330.2012, СП 101.13330.2012).
- Назначение узла – воднотранспортное.
«Этим требованиям удовлетворяет створ на участке от 890 до 891 км по судовому ходу», – пояснил главный инженер проекта. Основные сооружения будут расположены на правобережной пойме на острове Ревякинский, который находится в черте Нижнего Новгорода, в административных границах Сормовского района.
Техническим заданием предусмотрено строительство однокамерного двухниточного шлюза с полезными размерами камеры 300 на 30 м. Тем не менее разработчиками был проведен анализ по судопропускной и грузопропускной способности других вариантов решения шлюзовых камер. Всего рассматривалось три варианта: уже упомянутый двухниточный шлюз, а также два однониточных – с камерами 30 х 300 м и 37 х 320 м соответственно.
Анализ показал, что из всех вариантов существенный резерв по повышению грузопропускной способности обеспечивает только шлюз с двумя нитками. Кроме того, этот вариант создает необходимый запас надежности, так как судоходство не прекратится в случае отказа одной из ниток.
Также изучался вариант с затапливаемым шлюзом, но анализ показал, что такая конструкция неприемлема, так как это противоречит требованиям норматива по каскадному расположению гидроузлов. Кроме того, согласно требованиям для сверхмагистрального водного пути, к которому относится Волга, гидроузел обязан обеспечивать надежное шлюзование при паводке. Это еще один аргумент против затапливаемого шлюза.
Таблица 1. Размеры сооружений Нижегородского низконапорного гидроузла
Наименование сооружения |
Основные характеристики | ||
---|---|---|---|
Длина, м |
Наибольшая ширина, м |
Наибольшая высота, м | |
Грунтовая плотина |
680 |
12/275 |
26,0 |
Грунтовая плотина |
680 |
12/275 |
26,0 |
Водопропускная плотина |
680 |
|
59,0 (порог) |
Судоходный шлюз |
300 |
30 |
21,2 |
Верхний подходной канал |
1000 |
220 |
63,0 (дно) |
Нижний подходной канал |
1250 |
220 |
58,5 (дно) |
Водослив в рукаве Никольский |
|
|
67,5 (порог) |
Дамба с подъездной дорогой |
3950 |
10/90 |
13,0 |
Плотина: судоходная или нет
Далее рассматривались различные варианты компоновки водопропускной плотины. Всего компоновок было четыре:
- с водосливными отверстиями и судоходными пролетами (судоходная плотина и водосброс-регулятор);
- водосбросная плотина с широким порогом и водосброс-регулятор;
- переливная плотина (автоматический водосброс) практического профиля и водосброс-регулятор;
- полигональный водослив и водосброс-регулятор.
Все варианты компоновки были тщательно проанализированы по стоимости их строительства, надежности, эксплуатационным характеристикам и т.д.
Строительство судоходной плотины оказалось нецелесообразным по следующим причинам. Для неразборного варианта плотины с пролетами около 100 м придется устанавливать тяжелые затворы, что затрудняет обслуживание и ремонт этого оборудования, снижает надежность судопропуска в случае аварии. Кроме того, такая плотина является необслуживаемой. В свою очередь разборный вариант плотины неприемлем по нормативным соображениям, потому что риск аварии в 50 раз превышает требования норматива.
От проекта переливной плотины также отказались по следующему ряду причин:
1) низкая эксплуатационная надежность и безопасность такого сооружения;
2) очень высокая опасность разрушения плотины в результате ошибки судоводителей;
3) невозможность поддержания НПУ (нормальный подпорный уровень) на переливной плотине, особенно при выходе из строя водосброса-регулятора;
4) переливная плотина очень плохо переносит ледовые нагрузки, во время ледохода возникают заторы;
5) экологи требуют на зимний период, когда заканчивается навигация, переводить реку в бесподпорное состояние. Переливная плотина не позволяет этого делать, а значит, ожидается подтопление земель и другие неблагоприятные экологические последствия.
Есть и другие минусы переливной плотины – например, удорожание строительства и т.д.
В конечном итоге разработчики остановились на варианте водосбросной плотины с широким порогом и водосбросом-регулятором. «Это наиболее классический вариант решения», – отметил главный инженер проекта.
Рекомендованный к проектированию вариант выглядит следующим образом: водосливная плотина с 16 водосливными отверстиями, шесть из которых работают в режиме водосброса регулярно, и однокамерный двухниточный шлюз с полезными размерами камеры 300 на 30 метров. К шлюзу ведут верхний и нижний подходные каналы шириной по 220 метров, автоматический водослив находится в рукаве Никольский. И наконец, дамба с подъездной дорогой, работа которой планируется на весь период эксплуатации гидроузла. «Данное компоновочное решение является наиболее надежным по совокупности всех предъявляемых требований – конструктивных, эксплуатационных и т.д.», – подчеркнул Игорь Краснощеков.
Расходы в рамках запланированного
Как сообщили участники собрания, расходы по проекту распределятся следующим образом:
- строительство водонапорной плотины и шлюзовых камер – 16 млрд рублей;
- строительство земляной плотины – 3 млрд рублей;
- вспомогательные сооружения (ЛЭП, автодороги и т.д.) – 1,5 млрд рублей;
- организация строительства (водопонижение и т.д.) – 8 млрд рублей.
Таким образом, строительство не должно выбиться из выделенного бюджета, который согласно федеральной программе запланирован на отметке 40 млрд рублей.
Площадь затопляемой территории невелика для проектов подобного рода – 56 кв. км. Под затопление попадают 140 кадастровых земельных участков, которые необходимо будет выкупить у собственников и перевести в иную категорию земель.
На собственно строительство гидроузла отведено три года – 2018, 2019 и 2020-й. Как отметил заместитель руководителя Росморречфлота Константин Стасюк, срок ввода гидроузла в эксплуатацию можно приблизить, например, сократив время на проектирование.
Морские вести России №14 (2015)