Волго-Балт: 60 лет в ЕГС европейской части России
13.11.2024
Речной транспорт
Фото: Проведение государственного портового контроля/ ФБУ «Администрация «Волго-Балт»
Волго-Балтийский водный путь – это сложный комплекс инженерных объектов, соединяющий великие реки России и обеспечивающий транспортировку грузов и пассажиров по водным артериям страны. Для Волго-Балта 2024 год юбилейный, ведь уже 60 лет он безукоризненно играет ключевую роль в речном транспорте.
За шесть минувших десятилетий водный путь стал не только несущим элементом транспортной инфраструктуры, но и впечатляющим примером инженерного искусства.
Так сложилась многолетняя история о прогрессе, достижениях и развитии речного транспорта в России.
За цифрами и фактами – профессионализм и ответственность наших путейцев
Дмитрий Глушаков, и.о. руководителя ФБУ «Администрация «Волго-Балт»
К началу текущей навигации сложилась благоприятная ледовая обстановка на Онежском и Ладожском озерах, что позволило судам ледового класса беспрепятственно проследовать к местам погрузки инертных материалов.
По состоянию на 25 августа совершено 11 740 рейсов и перевезено 7,8 млн тонн груза, за аналогичный период 2023 года –12 405 рейсов и 8,6 млн тонн груза. Таким образом, можно констатировать снижение перевозок на 9%.
Однако стоит отметить стабильную динамику роста пассажирских перевозок круизными судами начиная с 2020 года, а в 2024 году рост пассажирских перевозок составляет 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Протяженность ВВП бассейна – 4623,62 км, из которых пути федерального значения – 4591,8 км, регионального – 31,82 км. На федеральных путях средствами навигационного оборудования обслуживается 3323,9 км, в том числе с освещаемой судоходной обстановкой – 2454,9 км. Протяженность путей с гарантированными габаритами судовых ходов – 2641,9 км.
В межнавигационный период на участке р. Вуокса протяженностью 7,2 км теплоход «Ладожский» четвертый год несет вахту, обеспечивая сообщение между островом Валаам и Приозерском.
В этом году приросли пути с гарантированными габаритами в филиале Администрации в Новгородской области. Участок р. Ловать от озера Ильмень до деревни Взвад протяженностью 12,3 км и судоходная трасса озера Ильмень от истока р. Волхов до устья р. Ловать протяженностью 29 км повышена до 1-й категории.
В рамках соглашения между Росморречфлотом и правительством Санкт Петербурга пути регионального значения в Санкт-Петербурге второй год обслуживаются по 2-й категории. Общей протяженностью 21,5 км, они проходят по историческому центру города и включают реки Фонтанка, Мойка, Ждановка, канал Грибоедова, Крюков канал, Зимняя канавка и Кронверкский пролив.
И это не первый подобный опыт, четвертый год в рамках соглашения Росморречфлота и Карелии содержится водный путь регионального значения от Ладожского озера до причала Питкярантского карьера протяженностью 10,32 км. В этом году для него установлена 4-я категория.
Из Санкт-Петербурга в Череповец
Следует отметить, что содержание навигационной обстановки дело непростое и требует от путейцев как выносливости, знаний гидрологии места, так и профессиональных навыков, для чего в филиалах были подобраны и задействованы 30 опытных обстановочных бригад. Своевременно и надежно с начала навигации на пути было выставлено 4610 знаков СНО, в том числе 2548 береговых и 2062 плавучих.
А с 1 мая 2024 года на основной трассе канала от Санкт-Петербурга до Череповца обеспечивается гарантированная глубина 4,0 м, что позволяет проходить судам осадкой до 3,75 м.
Для поддержания гарантированных габаритов работают 6 земснарядов общей производительностью 970 м3/ч. Планируется выполнить дноуглубление в объеме 160,0 тыс. м3, в основном на Волго-Балтийском и Онежском каналах, реках Матросовке и Ловати.
Также будут продолжены дноочистительные работы и на участке р. Волхов, в нижнем бьефе Волховского шлюза, что поддержит гарантированные глубины в 2,4 м. Но на Волхове и ранее постепенно улучшались судоходные условия. Для захода пассажирских судов проектов 301 и 302 с Ладожского озера в 2017 году повышена категория путей, и участок реки от Ладожского озера до Старой Ладоги стал полностью освещаемым.
Также с 2019 года здесь увеличена гарантированная глубина с 2,4 до 3,5 м. С 2021 года от Волховского шлюза до Великого Новгорода после проведения дноуглубительных и дноочистительных работ установлена единая гарантированная глубина 2,4 м.
Кроме того, для поддержания глубины 2,3 м запланировано дноуглубление на р. Ловать с привлечением нового землесоса проекта Ц480ДА «Константин Безюков». Судно названо в честь Константина Ивановича Безюкова, внесшего значительный вклад в развитие водного транспорта. Углубление обеспечит эксплуатацию СПК «Восход» по маршруту Великий Новгород – Взвад.
Касательно подготовки шлюзов в текущую навигацию отмечу, что все они приняты в эксплуатацию своевременно. На 1 октября выполнено 24 135 шлюзований, прошлюзовано 42 795 судов. На 11% уменьшился судопоток через шлюзы и на 8% количество шлюзований по сравнению с 2023 годом.
Но продолжительность работы шлюзов основной трассы в предыдущую навигацию составила 213 дней. Судопропуск продолжался еще 10 суток после даты окончания работы шлюзов. Завершающее шлюзование было на шлюзе № 1 Вытегорского района гидросооружений и судоходства 25 ноября 2023 года. По итогам навигации через шлюзы прошло 57 521 судно, всего выполнено 31 946 шлюзований.
Развитие ЭНК – задача Волго-Балта
Известно, что на базе Администрации создан региональный картографический центр Росморречфлота, осуществляющий камеральную и редакторскую проверку всех создаваемых электронных и бумажных навигационных карт ВВП РФ. На 1 октября проведена камеральная проверка 770 ячеек ЭНК и файлов, корректур к ним на 15 417,9 км ВВП. Всего по плану-графику в этом году должна быть проведена камеральная проверка 1305 ячеек ЭНК общей протяженностью 23 838,5 км ВВП (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Количество ячеек для камеральной проверки в 2024 году
Рис. 2. Протяженность ячеек для камеральной проверки в 2024 году
В рамках мероприятия «Развитие-ЭНК» Росморречфлотом поставлено оборудование системы сбора и оперативной передачи актуализированных электронных навигационных карт (ССП ЭНК), а именно Региональный центр ССП ЭНК. Техника введена в эксплуатацию, проводится отладка взаимодействия с оборудованием бассейновых центров, которое должно быть установлено в администрациях всех ВВП.
По сравнению с 2023 годом общая протяженность проверяемых участков водных путей увеличилась на 2,7% (23 199,9 км в 2023 году, 23 838,5 км в 2024 году (рис. 3).
Рис. 3. Общая протяженность проверяемых участков водных путей в 2024 году увеличилась на 2,7% по сравнению с 2023 годом
В целях оперативного снабжения судоводителей актуальной картографической и иной навигационной информацией Администрация осуществила развертывание системы удаленной передачи электронных навигационных карт (СУП ЭНК-М). Уже смонтированы 12 передающих пунктов СУП ЭНК-М, которые работают в режиме опытной эксплуатации.
Для оперативного обеспечения судоводителей информацией об уровне воды установлены мобильные автоматизированные уровнемерные посты (МАУП) на набережной Лейтенанта Шмидта, Перевозной, Кузьминском мосту (рис. 4), острове Валаам.
Данные, поступающие от МАУП набережной Лейтенанта Шмидта, отображаются на сайте Администрации.
Рис. 4. МАУП, установленный на ВВП ФБУ «Администрация «Волго-Балт»
В соответствии с пунктом 7 протокола совещания по внедрению государственных карт на ВВП РФ под председательством заместителя министра транспорта А.И. Пошивая от 03.03.2023 № АП-41 занимаемся созданием дополнительного специализированного программного обеспечения, позволяющего судоводителям без наличия ЭКНИС использовать государственные электронные навигационные карты (ГЭНК) в защищенном формате данных S-63 с целью расширения конкуренции и снижения его стоимости.
Большинство ведущих производителей навигационного оборудования и программного обеспечения для отображения ГЭНК готовы предложить заинтересованным пользователям свои продукты уже в начале навигационного периода 2025 года.
Одним из важных аспектов обеспечения безопасности судоходства является возможность обновления коллекции ГЭНК в режиме времени, близком к реальному.
Перед нашими специалистами поставлена задача разработать оргсхему передачи корректуры к ГЭНК ВВП на суда ВВП, учитывая географическую специфику бассейнов. Апробация разработанной схемы запланирована на 2025 год.
Одновременно прорабатывается возможность полного оснащения техфлота программным обеспечением для отображения ГЭНК, причем с установкой на планшетах.
Реконструкция и капитальный ремонт
В 2024 году завершена реконструкция обстановочной базы в деревне Иванов Бор и получено разрешение Северо-Западного управления Ростехнадзора на ввод объекта в эксплуатацию администрацией Кирилловского муниципального района Вологодской области.
В 2022-2024 гг. выполнен капремонт железобетонных конструкций верхней и нижней голов шлюза № 2 Белоусовского гидроузла в рамках единого контракта на проектные и строительно-монтажные работы.
В 2023-2024 гг. уделено особое внимание поддержанию работоспособности СНО Ладожского озера, а именно восьми стационарным конструкциям маяков, установленных на берегах и островах самого крупного озера Европы.
С этой целью готовится проектная документация для замены закладных частей и металлоконструкций основных ворот нижней головы Верхне-Свирского шлюза. В рамках капремонта предусмотрены разработка проектной и рабочей документации, получение положительных заключений экспертиз и строительно-монтажные работы.
Проект рассчитываем выполнить в кратчайшие сроки, и уже в начале навигации 2025 года Верхне-Свирский шлюз распахнет перед судами новые створки основных ворот нижней головы.
В целом комплекс мероприятий позволяет поддерживать надлежащее техническое состояние сооружений, объектов путевого хозяйства и средств СНО, обеспечивающих безопасность судоходства по Волго-Балтийскому водному пути.
Пассажирским перевозкам – пристальное внимание
Даниил Гладков, первый заместитель руководителя – капитан Волго-Балтийского бассейна ВВП
За 9 месяцев текущей навигации 15 инспекторов во главе с начальником службы ГПК Александром Нестеровым провели 731 проверку судов и плавобъектов, в том числе тщательно осмотрели 281 пассажирское судно, из которых 218 занимались экскурсионно-прогулочными маршрутами на реках и каналах Санкт-Петербурга.
Было выявлено 1742 нарушения обязательных требований нормативно-правовых актов, временно задержано до устранения нарушений 15 судов, из них 7 пассажирских.
В 2023 году инспекторы особое внимание уделяли документам, подтверждающим наличие системы управления безопасностью судов. В июне проведены движения на реках, каналах и озерах в зоне ответственности Администрации. Каждый инспектор в ходе рейдов строго контролировал соблюдение требований безопасности судоходства, экологической и пожарной безопасности на пассажирских судах, количество и качественное состояние индивидуальных и коллективных спассредств.
За месяц инспекторы проверили 139 судов и плавобъектов, выявили 378 нарушений обязательных требований, временно задержали до устранения нарушений обязательных требований 2 судна, в том числе на 60 пассажирских судах выявили 217 нарушений обязательных требований.
Благодаря опыту и профессиональному подходу сотрудников отдела дипломирования в 2023 году оформлено 1079 квалификационных документов, а за девять месяцев 2024 года – 736. Также в 2023 году оформлено 213 свидетельств о прохождении проверки правил плавания, а за девять месяцев 2024 года оформлено 208.
Кроме того, специалисты отдела тесно сотрудничают с учебными заведениями отрасли, где читают лекции на курсах ДПО ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, в том числе и для слушателей курсов повышения квалификации «Капитаны бассейнов ВВП».
Принимали участие в научно-практической конференции «Профессия моряка и вызовы ХХ века: проблемы, достижения и перспективы развития», как и в работе квалификационной комиссии Морской технической академии имени адмирала Д.Н. Сенявина.
Также хотелось бы отметить, что среди плавсостава набирают популярность госуслуги по оформлению и выдаче удостоверений личности моряка и мореходных книжек. И в этом нет ничего удивительного, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2021 № 1279 «О проведении на территории РФ эксперимента по оптимизации и автоматизации разрешительной деятельности, в том числе лицензирования» люди пользуются возможностью подачи документов на оформление удостоверений личности моряка и мореходных книжек (УЛМ и МК) через Единый портал госуслуг (ЕПГУ).
Все отмечают, что подача документов через ЕПГУ значительно упрощает процедуру получения УЛМ и МК. Так, на середину августа 2024 года из 448 удовлетворенных заявлений на оформление удостоверений личности моряка и 201 заявления на оформление мореходной книжки почти 35% заявителей воспользовались услугами ЕПГУ.
Из досье «МВР»
Изменения в Правилах движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне. В связи с приказом Минтранса РФ от 04.07.2024 №226, вступающего в силу 01.03.2025, «О внесении изменений в Правила движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне ВВП РФ» информируем заинтересованных лиц для принятия мер по подготовке судов и экипажей к навигации 2025 года.
Так, особое внимание следует обратить на пункт 7 приказа в части запрещения движения самоходных судов (составов), в том числе маломерных судов, не обеспечивающих прием и передачу данных в автоматическом режиме АИС – транспондером и без постоянно включенной радиотелефонной станции ультракоротких волн на 5-м канале (300,2 мегагерца) на участке реки Невы от Благовещенского моста до моста Александра Невского, реки Малой Невы от моста Западного скоростного диаметра до реки Невы, реках Большой Невки, Средней Невки, Малой Невки, Фонтанке, Мойке, Ждановке, канале Грибоедова, Зимней канавке, Кронверкском проливе, Крюковом канале.
Кроме того, с 1 сентября 2024 года вступил в силу приказ Минтранса РФ от 31.07.2023 №259 «Об утверждении Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов». Свидетельства о минимальном составе экипажа судна в соответствии с требованиями приказа министерства от 23.11.2020 №504 остаются действующими и не требуют немедленной замены до окончания действия.
Морские вести России №14 (2024)