Большой ремонт обеспечивает надежность гидротехнических сооружений
30.10.2024
Речной транспорт
Фото: Судно в верхней камере шлюза 8/ФБУ «Администрация «Беломорканал»
Общая протяженность обслуживаемых водных путей бассейна составляет 2525,5 километра, в том числе с гарантированными габаритами и освещаемыми знаками навигационной обстановки 685 километров. В навигацию 2024 года Администрация обеспечивает содержание и эксплуатацию 127 гидротехнических сооружений, в т.ч. 19 шлюзов, 13 плотин, 47 дамб, 13 водоспусков.
Основные показатели по судопропуску на 11 сентября увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2023 года на 5,6% по количеству шлюзований и на 19,3% по числу пропущенных судов. При этом грузопоток вырос на 32%.
Для обеспечения надежной и безопасной работы шлюзов при судопропуске, а также надежности напорных фронтов СГТС, поддержания и повышения уровня безопасности сооружений ежегодно выполняется большая работа по ремонту гидросооружений.
Межнавигационный период – время важных дел
Анатолий Серов, руководитель ФБУ «Администрация «Беломорканал»
Так, в межнавигационный период 2023-2024 гг. проведены текущие и капитальные ремонты. За счет средств на содержание СГТС подрядными организациями выполнен текущий ремонт бетона, направляющих пал шлюза №5, служебно-бытового помещения шлюза №11, произведена замена деревянных обшивок цилиндрических затворов шлюзов №5 и №10 и сороудерживающих решеток шлюзов №6 и №7, лестницы для спуска в камеру шлюза №19 и др.
Силами эксплуатационного персонала выполнялся ремонт бетона отдельных локальных разрушений, ревизия основных двустворчатых ворот шлюзов, ремонт зданий механизмов.
За счет средств целевых субсидий
За счет средств целевых субсидий на капитальный ремонт гидросооружений:
– заменены основные двустворчатые ворота средней головы шлюза №3;
– выполнен ремонт бетона голов шлюза №13. В рамках ремонта восстановлен бетон водопроводных галерей и лицевых граней бетонных устоев голов, демонтированы деструктивные балки гашения и бетонный порог средней головы и смонтированы новые, устроена защита от навала судов и новые кабельные линии электроснабжения механизмов ворот и затворов в камерах шлюза. Общий объем бетонных работ составил порядка 700 м3;
– выполнена проектно-сметная документация на капремонт ниши аварийно-ремонтных ворот шлюза № 6, в стадии разработки находится проектно-сметная документация на капремонт направляющих пал данного шлюза. В проектах предусматривается замена деревянной ряжевой ниши аварийно-ремонтных ворот на бетонную с устройством монолитного железобетонного основания, замена деструктивных бычков направляющих пал верхнего бьефа по правой стороне и наращивание высоты бычков направляющих пал с левого берега, устройство новых соединительных балок;
– разрабатывается проектно-сметная документация на капитальный ремонт поворотного автодорожного моста шлюза №2. В проекте предусматривается замена пролетного строения и конструкции проезжей части.
Кроме того, в Администрации разработан перспективный план капремонта СГТС до 2030 года, который позволит значительно повысить уровень безопасности гидросооружений Беломорско-Балтийского канала. Однако это возможно только при достаточном финансировании данных мероприятий.
Сегодня реконструкция гидросооружений канала ведется в рамках федерального проекта «Внутренние водные пути» «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В составе проекта идет реконструкция шлюзов №2, 14,16, плотины №23, завершена реконструкция шлюза №18.
Реконструкция шлюзов предусматривает обновление механического оборудования, восстановление бетонных конструкций голов и плит королей, реконструкцию средств связи и электротехнического оборудования с заменой всех кабелей, разработку новых систем управления механизмами шлюза, включающими систему ручного управления и автоматизированную систему управления.
На каждом шлюзе реконструкции подлежат вспомогательные здания и сооружения – одноэтажные здания механизмов и двухэтажные строения с центральным пультом управления, расположенные на головах шлюзов. Обновление этих сооружений планируется в соответствии с технологическими нормами на обслуживание размещенных в них механизмов с сохранением аутентичной архитектуры.
Также в планах реконструкция блоков служебно-бытовых помещений с обновлением внутренних и наружных сетей инженерно-технического обеспечения и деревянной водосливной плотины №23, имеющей опасный уровень безопасности, на которой все деревянные конструкции будут заменены на бетонные, с устройством аварийного водосброса с быстротоком.
Что касается транспортной безопасности, то следует отметить, что все судоходные гидротехнические сооружения ББК взяты под защиту от актов незаконного вмешательства подразделениями ведомственной охраны Минтранса РФ на основании заключенных контрактов.
Грузопассажирские перевозки в 2023 г.
В навигацию 2023 года с 29 апреля по 27 ноября в бассейне 2284 судна перевезли 7294,3 тыс. тонн грузов, из них строительных – 92,3%, лесных – 6,5%, прочих – 1,3%.
По переработ ке строительных грузов наилучшие показатели отмечены в портопунктах: Ропручей – 1313,08 тыс. тонн и Хоугуя – 1086,09 тыс. тонн. Наибольшее количество строительных грузов отправлено из Щелеек – 1987,06 тыс. тонн.
По переработке лесных грузов показатели в Кондопоге составили 332,01 тыс. тонн.
Общий пассажиропоток по бассейну составил 144,8 тыс. человек. При этом перевозки по туристическим направлениям на остров Кижи выполнялись круизными судами, всего за период навигации было перевезено 58,6 тыс. человек. Из них на о. Кижи зашло 304 судна, а в Петрозаводск –125.
На местных направлениях Петрозаводск – о. Кижи – Петрозаводск перевозки осуществлялись скоростным флотом на подводных крыльях (спк «Комета» и «Метеор»), на направлении д. Оятевщина – о. Кижи – д. Оятевщина – судном «И. Вересов».
Всего было перевезено 86,2 тыс. пассажиров, выполнено 1016 рейсов, в том числе скоростными судами – 84,244 тыс. человек при количестве рейсов 919; т/х «И. Вересов» – 1,995 человек при количестве рейсов 97.
Грузопассажирские перевозки в 2024 г.
За период навигации с 25 апреля по 9 сентября 2024 года в бассейне перевезено 4834,1 тыс. тонн грузов, на перевозке которых было задействовано 1500 судов.
Сравнивая отчетные периоды с базисными, можно констатировать, что на 09.09.2024 по Онежскому озеру перевезено на 9% грузов меньше, в то время как по ББК наблюдается рост перевозок на 36%.
По номенклатуре грузы распределились так: строительные – 93%, лесные – 6%, прочие – 1%.
Наибольшее количество строительных грузов отправлено из портопунктов: Щелейки – 1155,17 тыс. тонн, Ропручей – 903,17 тыс. тонн, Хоугуя – 707,91 тыс. тонн.
По переработке лесных грузов показатели в Кондопоге составили 160,19 тыс. тонн, Сегежа – 119,19 тыс. тонн, из них внутренние перевозки по маршруту Валдай – Сегежа – 13,92 тыс. тонн.
Объем перевозок прочих грузов – 47,13 тыс. тонн, из них внутренние перевозки из портопункта Толвуя составили 36 тыс. тонн.
Позитивной новостью стало возобновление работы портопункта Шокша, прекратившего работу в 2013 году. На сегодняшний день из данного пункта отгружено 120,928 тыс. тонн щебня.
За период судоходства на 09.09.2024 общий пассажиропоток по бассейну составил 148,32 тыс. человек, что на 11% больше данных на 09.09.2023 и на 2% выше показателей за весь навигационный период 2023 г.
Перевозки пассажиров по туристическим направлениям на о. Кижи выполняли круизные суда, всего было обслужено 58,4 тыс. человек. Количество судозаходов на о. Кижи составило 284 судозахода, в Петрозаводск – 121 судозаход.
На местных направлениях Петрозаводск – о. Кижи – Петрозаводск пассажиры пользовались скоростными судами на подводных крыльях типа «Комета» и «Метеор», на направлении Оятевщина – о. Кижи – Оятевщина – пассажирским судном «И. Вересов» (пр. №2105, тип «Фонтанка»). Всего было перевезено 83,36 тыс. пассажиров, выполнено 1025 рейсов, в том числе скоростными судами – 81,01 тыс. человек при 895 рейсах. Услугами теплохода «И. Вересов» воспользовались 3,16 тыс. человек при 130 рейсах.
В навигацию 2023 года двумя штатными лоцманами отдела проводки выполнено 28 проводок судов по трассе ББК. Общее время лоцманских проводок составило 1098 часов. Среднее время одной проводки – 39,2 часа.
Надо сказать, что в связи с ростом судоходства в бассейне, особенно пассажирского, поступает много запросов от капитанов судов на лоцманские услуги. Однако с учетом высоких квалификационных требований к лоцманам ощущается кадровый голод. В результате в навигацию 2024 года в штате 1 лоцман, количество проводок 20, общее время проводок 696 часов, среднее время проводок 34,8 часа. Столь невысокие показатели связаны с закрытием транзитного судоходства на канале из-за разрушения 29 июля временной строительной перемычки при реконструкции плотины №23 гидроузла №11 ББК. С восстановлением перемычки с 09.09.2024 судоходство по каналу восстановлено.
На судоходных трассах
Судоходные трассы бассейна проходят по территории трех субъектов России, но большая часть в Карелии – это ББК, Выгозеро, река Водла и северная и центральная части Онежского озера. К южной части озера выходят Карелия, Вологодская и Ленинградская области.
Основные судовые ходы соединяют город Вытегру в Вологодской области и поселок Вознесенье в Ленинградской области, где водные пути Беломорско-Онежского бассейна граничат с Волго-Балтом и городами Петрозаводском, Беломорском, Сегежой, Кондопогой, музеем-заповедником Кижи и многими другими портопунктами и причалами, с которых производится отгрузка сырья, материалов и готовой продукции карельских производителей в центральные области России и за рубеж. На севере, в городе Беломорске, на шлюзе №19 суда выходят в Белое море.
Обслуживание навигационных знаков и технология содержания путей и путейского хозяйства в нашем бассейне имеют особенности, связанные с разными условиями плавания в водоемах. Например, на трассе ББК и Выгозере, на подходах к причалам и местам погрузки, на реке Водле применяется латеральная система расстановки знаков, используемая на всех реках и озерах ВВП, а в Онежском озере – кардинальная система, соответствующая требованиям Международной ассоциации маячных служб (МАМС), регион А.
Планомерная замена плавучих и береговых навигационных знаков на знаки из полимерных материалов на протяжении нескольких последних лет улучшила их видимость и устойчивость в работе, что положительно отражается на уровне безопасности. Благодаря тому, что уровни воды эффективно регулируются, установленные гарантированные габариты пути выдерживаются на протяжении всего периода действия СНО, замечаний по качеству содержания обстановки от судоводителей нет.
Контроль качества путевых работ осуществляется в ходе инспекторских смотров водных путей, которые проводятся с июня по сентябрь ежегодно. И обнаруженные недостатки в работе СНО судовых ходов незамедлительно устраняются.
ЭНК идут на смену бумажным картам
Одна из задач Администрации – навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания в границах бассейна. С этой целью отдел пути и судового хозяйства по материалам русловой изыскательской партии создает современную картографическую продукцию по ВВП для судоводителей.
Напомню, что в 2022 году была изготовлена и напечатана «Схема Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» взамен «Схемы водных путей Управления Беломорско-Балтийского канала» 1984 года издания.
Для актуализации картографических материалов (карт и пособий) на 1 апреля 2024 года отделом пути и судового хозяйства подготовлен выпуск корректурных материалов на основании данных промерно-изыскательских работ русловой партии и по итогам совещаний по согласованию схем расстановки навигационных знаков на навигацию 2024 года.
Другим важным источником навигационно-гидрографической информации являются электронные навигационные карты. На 2023 год в границах бассейна создана 61 ячейка ЭНК ВВП. Корректура выполняется в течение года и после обновления ячейки проходят проверку и верификацию в Региональном центре (ФБУ «Администрация «Волго-Балт»).
Кроме того, для этих целей используются и специализированные суда. Так, на 1 января 2024 года на балансе Администрации 47 судов различного назначения, из которых 33 самоходных и 14 несамоходных. В июле 2023 года получено новое судно «Створ» для промерных работ при гидрографических исследованиях. Проект RDB 66.62, ОАО «РЦПКБ «Стапель», построено ЗАО «Нефтефлот» в Самаре. В октябре 2023 года судно принято на баланс и введено в эксплуатацию.
Эксплуатация флота
Под наблюдением РКО находится 27 судов. В рабочем ядре флота эксплуатируются суда, давно отслужившие установленный срок, и потому для нас один из главных вопросов – организация и проведение текущего ремонта и техобслуживания судового оборудования. Но если по старым судам все понятно и решаемо, то по новострою 2013-2015 гг. сложнее – из-за санкций возникают проблемы со своевременными поставками запчастей к механизмам и двигателям иностранного производства.
Судоремонтные работы, включая докование, ремонт корпусных конструкций, ВРК, донно-забортной арматуры, в бассейне сегодня выполняет только Медвежьегорская РЭБ флота. Дело в том, что Онежский ССРЗ, где проходит глубокая модернизация и реконструкция с ориентацией на новое судостроение, больше не принимает участия в аукционах на выполнение ремонтов.
Тем не менее к началу текущей навигации в Медвежьегорской РЭБ были отремонтированы четыре судна, а в целом все суда техфлота в бассейне введены в эксплуатацию и обеспечивают безопасность судоходных путей.
Цифра на службе отрасли – бюрократия больше не работает
Константин Тимонин, первый заместитель руководителя, капитан Беломорско-Онежского бассейна ВВП
В настоящее время в составе инспекции портового контроля восемь сотрудников, в том числе: капитан бассейна, начальник отдела портконтроля в Медвежьегорске, инспекторы в городах Шале и Беломорске и четыре инспектора в Петрозаводске.
Следует отметить, что портовый контроль в бассейне осуществляется на должном уровне, с профессиональным подходом и высоким уровнем личной ответственности. Каждый инспектор на борту тщательно следит за выполнением обязательных требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным средствам, чем обеспечивает высокий уровень безопасности судоходства.
В 2023 году было осмотрено 222 судна и плавобъекта, выявлено 408 нарушений обязательных требований, 8 судов было временно задержано.
За текущий период проведено 124 проверки судов и плавобъектов, выявлено 260 нарушений обязательных требований, 3 судна временно задержано.
С целью реализации федерального проекта «Государство для людей» Администрация применяет формулу клиентоцентричности при оказании госуслуг – это выявление и изучение потребностей клиента, улучшение взаимодействия сторон с тем, чтобы превзойти ожидания человека.
Процесс решения задач максимально автоматизирован и удобен для клиента благодаря выводу услуг на Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). Сотрудники Администрации быстро и легко определяют последовательность действий, чтобы неформально помочь человеку. Для простоты и удобства прохождения клиентского пути и получения соответствующей услуги Администрация на сайте разместила информационные баннеры для перехода на ЕПГУ. В результате с начала года было проактивно оказано госуслуг более чем 500 клиентам.
Несомненно, важным условием повышения безопасности судоходства является быстрая и качественная подготовка кадров. Так, благодаря активной работе квалификационной комиссии по дипломированию членов экипажей судов с образовательными учреждениями Росморречфлота, в 2024 году реализована одновременная выдача дипломов о профессиональном образовании и дипломов на право занятия должностей командному составу судов. Это не может не мотивировать более чем 60 выпускников на достижение успехов в профессиональной деятельности.
Также напомню, что в этом году вступили в силу приказы Минтранса РФ об утверждении «Правил управления автономными судами ВВП» и «Положения о дипломировании членов внешних экипажей автономных судов ВВП». А с 1 сентября 2024 года и новые «Правила движения и стоянки судов в Беломорско-Онежском бассейне ВВП РФ».
Морские вести России №13 (2024)