Река – это живой организм! - Морские вести России

Река – это живой организм!

11.09.2024

Речной транспорт

Река – это живой организм!

Фото: ФГБУ «Канал имени Москвы»

В прошлом году ФГБУ «Канал имени Москвы» выполнило аэрофотосъемку участков реки Оки общей протяженностью 100 км. На основе полученных материалов были созданы цифровые ортофотопланы (ОФП) участков и внесена корректура в бумажные и электронные навигационные карты (ЭНК) на внутренних водных путях.

Сергей Бессонов, заместитель начальника отдела картографии Службы пути и флота ФГБУ «Канал имени Москвы»

Река – это живой организм, говорят речники, и это правда. Как и все живое на земле, реки тоже разные, и каждая имеет свой характер, особенности и меняется со временем, изменяя русло и берега. Например, плес, пойма, перекат, излучина, песчаная коса, стрелка, стрежень, яр – вот как много у реки названий.

Ока в своей непредсказуемости

Ока – одна из крупнейших рек в европейской части России. От Калуги до устья – река судоходна, безопасность судоходства в пределах судового хода, от 58-го км обеспечивает ФГБУ «Канал имени Москвы». Чтобы поднять уровень воды на реке Оке построены два гидроузла: Белоомут и Кузьминск.

Река Ока многоводная и сильная, ежегодно меняет русло, размывает берега, намывает новые острова и отмели, песчаные косы, особенно на перекатах. Скорость течения на отдельных участках, особенно перекатах, до 1 м/с (3,6 км/ч), а на плесах – 0,6 м/с (2,2 км/ч).

Меняется русло реки, значит меняется положение СНО и положение судового хода. Поэтому весь навигационный период путейцы и русловые партии определяют изменения рельефа дна и меняют положение средств навигационного оборудования (СНО). Изменилось положение СНО, берега, рельефа дна – значит необходимо вносить корректуру в навигационные карты. Материалы русловых работ специалисты отдела картографии Службы пути и флота обрабатывают и вносят корректуру этой обстановки в карты и ЭНК.

Определить координаты берегового знака, буя, габариты моста или воздушного перехода, изменение рельефа дна – эта задача выполняется современными техническими средствами, которые есть у путейцев и русловых партий. А вот изменения береговой линии – задача сложная и требует времени и дополнительного спецоборудования. Поэтому выполнив аэрофотосъемку, были созданы ОФП, по которым было определено изменение береговой линии и она была откорректирована и нанесена в навигационные карт и ЭНК..

Судоходство под знаком ЭНК

В соответствии с КВВТ РФ плавание судов осуществляется по бумажным навигационным картам, которые являются основным официальным изданием для судоходства по ВВП РФ. Так же созданы и используются на судах ЭНК, которые законодательно являются дополнительным информационным источником навигационной информации для обеспечения безопасности судоходства.

Электронная картография давно вошла в нашу жизнь и без нее трудно представить современное судоходство. В России созданы и продолжают создаваться и корректироваться ЭНК ВВП. Но карты создавались в разное время, проходят годы, река меняется. Изменяется водный режим и связанный с ним уклон реки, следовательно, и составляющие силы тяжести, гидродинамические особенности потока, геологическое строение речной долины. В результате этих природных процессов изменяется русло реки, очертания и линия берега. Есть изменения – значит необходимо вносить корректуру в навигационные карты для судоходства.

Ежегодно специалистами отдела картографии службы пути и флота ФГБУ «Канал имени Москвы» выполняется оплавывание ЭНК, что позволяет выявлять наиболее изменившиеся участки ВВП.

При этом проверяется расположение СНО на реке и положение судового хода, береговой линии, объектов, нанесенных на карту.

Во время навигации русловыми партиями выполняются промеры глубин. Производятся дноуглубительные работы. Все работы выполняются с одной главной целью – поддержание габаритов судового хода на реке. Это ежедневный, тяжелый и кропотливый труд десятков человек.

В ФГБУ «Канал имени Москвы» ведется обновление и закупка нового оборудования для выполнения русловых и дноуглубительных работ.

Фотоабрис контрольной точки №2

Под крылом беспилотника

В прошлом году с 5 по 17 августа с помощью БПЛА выполнена аэрофотосъемка участков реки общей протяженностью 100 км с целью определения изменения береговой линии. По результатам изучения полученных данных созданы ортофотопланы масштаба 1:5000.

Надо отметить, что съемка выполнена, включая косы и острова, устья впадения рек в основное русло Оки. Отснята и прилегающая территория по 50 метров от береговой линии. Средняя ширина Оки на данных участках 250-350 м. Период работ в поле – 13 полетных дней, в течение которых выполнено 195 полетов, в среднем каждый полет составлял 20 минут. Съемка выполнена на площади 77 км2 с высоты 120 м над уровнем земли (по рельефу). В процессе камеральной обработки 25 000 аэрофотоснимков получены ОФП 15 участков ВВП протяженностью 100 км.

Геодезические измерения состояли из наземных статических измерений и кинематических измерений положения БПЛА. Первоначально выполнено формирование сети статических измерений (спутниковая сеть сгущения).

После уравнивания статической сети произведено вычисление и уравнивание кинематических измерений, положений квадрокоптера. Траектории полета вычислены относительно всех доступных базовых станций. После вычисления траекторий вычислено и положение БПЛА в момент фотографирования по сигналам с затвора фотоаппарата. Данные с различных траекторий уравнены. В результате обработки получен файл с координатами центров проекции снимков в географической системе координат.

В процессе анализа данных аэрофотосъемки получены результаты наиболее критичных изменений береговой линии реки Оки в зоне ответственности Рязанского филиала ФГБУ «Канала имени Москвы».

Наглядно изменения видны на сравнительных фотоснимках «Яндекс Карт» разных лет (это снимки 5-7-летней давности) и ОФП, выполненных в 2023 году. На фотографиях видно, как сильно меняется река за такой небольшой промежуток времени.

*

Х Х Х

Подводя итоги, надо сказать, что работа по созданию ОФП нужная и своевременная. Она позволяет внести корректуру в бумажные и электронные действующие навигационные карты на реке.

Начаты работы по созданию ОФП еще на 100 км Оки с помощью аэрофотосъемки в зоне ответственности Муромского филиала Канала имени Москвы.

Морские вести России №10 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ