Выгодное и удобное сообщение
21.06.2023
Речной транспорт

Фото: Обстановочное судно «Чеглок» на Среднем Амуре/ФБУ «Администрация Амурводпуть»
Расположенные в Забайкальском крае, Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровском и Приморском краях внутренние водные пути (ВВП) бассейна связывают выгодным и удобным сообщением дальневосточные регионы страны между собой, с речными портами соседнего Китая, а также со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Условия и безопасность судоходства будут обеспечены
Александр Савин, руководитель ФБУ «Администрация Амурводпуть»
Учрежденное 3 января 1900 года решением Госсовета и утвержденное указом императора Николая II «Управление водными путями Амурского бассейна», изменяясь по структуре, функциям и названию, в течение более 120 лет обеспечивает содержание и безопасные условия судоходства на внутренних и пограничных водных путях бассейна.
При образовании управления водные пути протяженностью 4448 верст были закреплены за Сретенским, Благовещенским, Хабаровским и Николаевским участками, которые в свою очередь состояли из 12 дистанций пути. В управлении было 10 пароходов, 5 паровых катеров, 5 многочерпаковых земснарядов, 3 камне-карчеподъемницы, 19 шаланд и судоремонтные мастерские в Сретенске и Благовещенске. В 1913 году протяженность водных путей, обслуживаемых управлением, составляла 5759 км.
Для регулирования вопросов содержания пограничных водных путей и судоходства по ним 2 января 1951 года между СССР и КНР было заключено Соглашение о порядке плавания по пограничным рекам Амур, Уссури, Аргунь, Сунгача и озеру Ханка и об установлении судоходной обстановки на этих водных путях. На основании этого соглашения образована Смешанная советско-китайская комиссия по судоходству на пограничных реках. На современном этапе российская часть Смешанной комиссии осуществляет свою деятельность на базе ФБУ «Администрация Амурводпуть». В 2009 году я назначен председателем российской части Смешанной комиссии.
Содержание ВВП
В 2022 году Администрация обеспечила содержание в бассейне 7285 км ВВП, из них с гарантированными габаритами судовых ходов и СНО 4877 км, в т.ч. 3130 км с освещаемой, 777 км со светоотражающей и 970 км с неосвещаемой обстановкой. В том числе 2744 км водных путей на пограничных с КНР участках рек.
На текущий год при условии включения в перечень ВВП РФ 232 км дополнительных путей, востребованных для судоходства, учреждение по государственному заданию планирует содержать ВВП протяженностью 7308 км ВВП, из них 4894 км с гарантированными габаритами судовых ходов и действующими СНО и 225 км водных путей без гарантированных габаритов и с неосвещаемой обстановкой, в т.ч. пограничную реку Сунгача – 211 км.
Кроме того, Администрация содержит и эксплуатирует инфраструктуру ВВП в составе ремонтно-отстойных пунктов филиалов, обстановочных баз, береговых КВ-радиостанций в Благовещенске, Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре и контрольно-корректирующих станций (ККС) ГНСС ГЛОНАСС/GPS в Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и в с. Екатерино-Никольское Еврейской автономной области.
Состав и эксплуатация флота
К навигации нынешнего года Администрация располагает техническим и служебно-вспомогательным флотом в количестве 93 единиц, в т.ч. 4 земснарядами, 3 буксирами, 4 шаландами, 41 обстановочным судном, 7 изыскательскими и 9 служебно-вспомогательными судами. Основная часть судов закреплена за филиалами учреждения.
В составе флота 7 новых судов, поступивших с 2009 года, в т.ч. изыскательское «Механик Овчинников» пр. 21232 (2009 г.), обстановочные «Павлин», «Чистик» пр. 3050 (2012 г.), «Чиж» (2013 г.), «Ремез» и «Турач» пр. 3050.1 (2013 г.) и промерное маломерное судно «Барракуда-58» (2019 г.).
Для выполнения путевых работ, сбора данных и передачи информации изыскательские, а также часть обстановочных, служебно-вспомогательных судов и земснарядов оснащена судовыми технологическими комплексами, навигационными приемниками, картплоттерами (эхолотами-навигаторами) и системами мониторинга. Все самоходные суда и земснаряды оснащены стационарными КВ, УКВ-радиостанциями или переносными УКВ-радиостанциями.
В межнавигационный период на 62 судах уже выполнен текущий ремонт. В апреле продолжается средний ремонт 9 судов собственными силами и капитальный ремонт 9 судов сторонними предприятиями. В навигацию 2023 года для работ по содержанию судовых ходов и инфраструктуры ВВП в эксплуатацию в разные сроки планируется принять 80 судов. Из них: 38 обстановочных, 3 обстановочные баржи-площадки, 7 изыскательских, 4 земснаряда, 4 мотозавозни, 3 шаланды, 2 буксировщика, 3 грузовых и 5 служебно-вспомогательных самоходных судов.
Непосредственно в распоряжении Администрации находится капитально отремонтированный в прошлом году служебно-разъездной теплоход «Исток», а также маломерное моторное судно «Барракуда-58», оборудованное автоматизированным промерным комплексом (АПК) со спутниковым позиционированием.
Специалисты учреждения на этих судах в текущем году будут выполнять работы по содержанию ВВП и судовых ходов, проведут инспектирование водных путей, контроль выполнения путевых работ, оплавывание навигационных карт, русловые изыскательские и гидрографические работы для обновления и корректуры навигационных бумажных и электронных карт.
Путевые работы
В прошедшую навигацию все запланированные объемы путевых работ по содержанию судовых ходов и навигационно-гидрографическому обеспечению (НГО) условий плавания судов выполнены. В текущую навигацию для содержания водных путей техническим флотом будут выполняться работы по устройству и обслуживанию СНО судовых ходов, тральные, изыскательские и дноуглубительные работы. Что касается участков пограничных водных путей, здесь их содержание, обслуживание СНО и НГО условий плавания судов будет осуществляться на основании решений Смешанной российско-китайской комиссии по судоходству (СРКК) во взаимодействии с подразделениями Центра по делам развития судоходства провинции Хэйлунцзян и Хулун-Буирским управлением по делам портов и судоходства автономного района Внутренняя Монголия КНР. Подразделениями сторон на пограничных участках будут устанавливаться, переставляться и обслуживаться береговые и плавучие навигационные знаки со своей стороны от линии середины основного судового хода.
В навигацию 2023 г. путевые работы будут осуществляться в соответствии с разработанной и утвержденной «Программой проведения путевых работ в 2023 году», а на пограничных участках рек также в соответствии с Планом путевых работ на 2023 год российской части СРКК и Планом путевых работ на 2023 год китайской части СРКК, которые согласованы в апреле на 64-м совещании СРКК, проведенном в режиме ВКС.
Все обслуживаемые водные пути закреплены за 8 прорабскими и 32 обстановочными участками. Выставление и обслуживание СНО судовых ходов, промеры, траление и обеспечение габаритов на этих участках, а также передача информации о путевых условиях плавания будут выполняться 38 бригадами на обстановочных судах, в т.ч. 30 закрепленными за обстановочными участками и 6 бригадами на подменных прорабских обстановочных судах.
На отдельных участках по заявкам судоходных компаний в связи с ранним вскрытием рек раньше запланированных сроков на договорной основе будут выполнены промерные, тральные работы, установлены плавучие знаки, светосигнальное оборудование береговых знаков и открыто действие СНО.
На пограничных участках рек в течение навигации по согласованным планам с учетом требований «Инструкции по содержанию навигационных знаков на российско-китайских пограничных участках рек Амур, Уссури, Аргунь и Сунгача» будет обеспечено содержание, установка и обслуживание береговых и плавучих навигационных знаков, а также изыскательские работы и контроль выполнения китайской стороной согласованных путевых работ.
Русловые изыскательские работы для изучения судоходных условий и анализа русловых переформирований, контроля габаритов судовых ходов и расстановки навигационных знаков, трассирования положения судовых ходов, дноуглубительных работ, обновления и корректуры навигационных карт будут выполняться тремя партиями филиалов РИП-3 АБРВВП, РИП-12 АХРВВП, РИП-7 АКРВВП и отделом навигационных карт и русловых изысканий Администрации. Для размещения изыскательских партий, специалистов изысканий и выполнения промерно-съемочных работ будут использоваться суда «Путейский-104» и «Павлин» в РИП-3, «Механик Овчинников» и «Турпан» в РИП-12, «Б-120» и «Чистик» в РИП-7, маломерное судно «Барракуда-58» в отделе навигационных карт и русловых изысканий.
Для обеспечения установленных габаритов судовых ходов на затруднительных участках и для обеспечения доставки оборудования для строительства Амурского ГХК начиная с июня запланировано выполнение дноуглубительных работ на реке Зее землесосом «Зея» и многочерпаковым земснарядом «Амурский-202».
Путевая информация в виде информационных бюллетеней о расстановке и действии СНО, габаритах судовых ходов и уровнях воды, как и прежде, будет ежедневно доводиться до судовладельцев, заключивших договоры на навигационное обслуживание по эл. почте, передаваться судоводителям в циркулярное время в виде радиобюллетеней с береговых радиостанций на КВ-частотах, а также размещаться на сайте учреждения.
Условия и безопасность судоходства в навигацию 2023 года в бассейне учреждением будут обеспечены.
Профессионально и ответственно
Сергей Комков, первый заместитель руководителя – капитан Амурского бассейна ВВП
Сегодня в ГПК работают 15 инспекторов, а в бассейне ежегодно в период навигации выполняется около 600 проверок судов.
Так, в минувшую навигацию инспекторами портконтроля проведены проверки судов в Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Николаевске-на-Амуре, а также на удаленных участках водных путей. Для этого, например, инспекторы ГПК Благовещенска выезжали в Сретенск, что в Забайкальском крае, и на Зейское водохранилище, а инспекторы ГПК Комсомольска-на-Амуре – на участки Нижнего Амура.
Проверки на водных путях
Всего в навигацию 2022 года выполнено 597 проверок судов и плавобъектов, в т.ч. 60 пассажирских судов. В результате выявлено 314 нарушений обязательных требований, 184 проверки с вновь выявленными нарушениями этих требований. Однако относительно предыдущего периода выявлено меньше нарушений на 37,5%. Снизилось количество задержанных судов, например, с 18 в 2020 г. до 5 судов в 2022 г. Временно задержано 4 теплохода. В целом в 2022 г. отмечалось снижение нарушений, приведших к задержанию судов, на 3 судна меньше, чем в 2021 году.
Наибольшее количество нарушений за 2022 год зарегистрировано в категориях «Маркировка» (137), «Документация» (99), «Механизмы» (48), «Снабжение» (33). Благодаря профессионализму инспекторского состава и ответственному отношению к решению задач количество транспортных происшествий в бассейне не увеличивается. В итоге, по информации МТУ Ространснадзора по ДФО, в 2022 году принят к учету и расследован один инцидент.
Проверки, выявившие нарушения обязательных требований, показывают, на что необходимо обратить внимание судовладельцам и экипажам для их предотвращения. Ведь основное количество задержаний оформлено за нарушения из категории «Судовые свидетельства и документы». Также 95% случаев задержания судов связано с неполным перечнем необходимых судовых документов на борту. Это является нарушением эксплуатационных процедур – прямым несоответствием требованиям безопасности судоходства.
В то же время снижение количества задержанных судов свидетельствует об ответственном подходе судоводителей и судовладельцев к своим должностным обязанностям. Общая тенденция уменьшения нарушений как выявленных, так и приведших к временному задержанию судов расценивается как положительный индикатор, демонстрирующий рост ответственности в большинстве компаний за соблюдение норм обязательных требований.
Помимо плановых проверок судов, инспекторский состав ГПК в портах и портопунктах пунктов пропуска проводил оформление судов загранплавания РФ и КНР. Всего исполнено 344 оформления судов на приход и отход из/в порт Хабаровск, в том числе с лоцманским сопровождением. Осуществлено 340 проводок судов и составов КНР.
Следует отметить, что 20 февраля 2023 года в Благовещенске прошел координационный совет с повесткой о возобновлении пассажирских перевозок между пунктами пропуска Благовещенск – Хэйхэ. В связи с этим инспектор портконтроля Сергей Мишанин провел проверку готовности судна «ПУМА-08» к пассажирским перевозкам на линии Благовещенск – Хэйхэ. Нарушений обязательных требований не обнаружено. Так начинается навигация-2023.
Диспетчерское регулирование и регистрация судов
Специалисты отдела диспетчерского регулирования движения судов в минувшую навигацию ежедневно вели мониторинг движения судов по ВВП бассейна. С проходящих через контрольные пункты Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре и Николаевска-на-Амуре судов ежедневно собирались сведения о дислокации, грузах и пассажирах, отправлении и прибытии на рейды и в порты, обработке российских судов в портах и портопунктах России и Китая, а также подробные сведения о движении по ВВП бассейна ББС с КТГ для строительства Амурского ГХК.
Также Администрация оказывает услуги по регистрации судов внутреннего плавания, включая маломерные, используемые в коммерческих целях на ВВП бассейна.
В судовом реестре зарегистрировано 2685 судов: 1113 внутреннего плавания, за исключением маломерных, в т.ч. 307 грузовых, 74 пассажирских, 44 нефтеналивных; 1572 маломерных, преимущественно рыболовных судна, используемых в коммерческих целях, 3 строящихся пассажирских судна, в т.ч. один на 50 пассажиров и два на 100. На учете стоят 37 плавучих объектов.
По результатам проверки знаний в квалификационной комиссии специалистам выдаются дипломы, свидетельства, другие документы, а также удостоверения личности моряка.
В 2022 году по сравнению с 2021-м показатели выдачи документов были увеличены на 40 единиц. Несмотря на это, госзадание по отдельным позициям перевыполнено на 15-20%.
Всего выдано на 01.12.2022: дипломов – 207 (план – 155); квалификационных свидетельств – 398 (план – 388); лоцманских удостоверений – 2; свидетельств о проверке знаний Правил по ВВП РФ – 19; удостоверений личности моряка – 488.
В 2022 году большая часть обращений по выдаче документов относится к продлению действия дипломов по уже имеющимся должностям.
Перевозки грузов
Ведущие отрасли экономики на территории пяти наших субъектов: лесная и деревообрабатывающая промышленность, химическая и нефтехимическая, цветная и черная металлургия, машиностроение (судостроение и судоремонт), добыча и перевозка угля, рудных и нерудных полезных ископаемых, сельское хозяйство, добыча рыбы и ее переработка, газопереработка, электроэнергетика и др.
В 2022 году в бассейне речными и судами «река-море» осуществлялись внутренние и международные грузовые перевозки в порты КНР и морские порты АТР.
Формирование грузопотоков происходит в основном в границах бассейна. Широко развита перевозка лесоматериалов, нефтепродуктов, строительных (МСГ), угля, прочих грузов (зерновые, флотационный концентрат, оборудование, контейнеры, рыбная продукция). Из них почти 45% традиционно приходится на перевозку строительных грузов, далее идут загранперевозки – около 30%; прочие грузы, нефтепродукты и лес во внутреннем сообщении дополняют список.
В загранперевозках на протяжении многих лет самые популярные лесоматериалы. Но с введением запрета в 2022 году на вывоз необработанного леса за пределы страны стала преобладать перевозка прочих грузов (т.е. зерновых, техники, продуктов питания и др.) и угля. И вполне закономерно, что в этих условиях общие объемы перевозок грузов в бассейне в 2022 году снизились и составили 3774,3 тыс. тонн, или 84,8% к уровню 2021 года (4453,3 тыс. тонн).
В северном направлении осуществлялась перевозка всех видов наливных грузов, а также части строительных и генеральных. Значительная доля приходилась на перевозки из пунктов Нижнего Амура РФ в речные порты КНР (лес и лесоматериалы, прочие грузы).
Всегда одной из главных задач для перевозчиков в бассейне являлась доставка грузов, и прежде всего угля и нефтепродуктов, в районы Крайнего Севера. Эти маршруты являются социально значимыми и осуществляются при участии нефтеперерабатывающих предприятий и судоходных компаний бассейна.
Не менее важной задачей для флота стала и своевременная доставка из морских портов по Нижнему, Среднему Амуру и Зее до причала Амурского ГПЗ на 212-й км этой реки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ) для строительства Амурского газохимического комплекса (АГХК) по проекту «Сила Сибири».
Выросли и объемы пассажирских перевозок в прошлом году, составив 235,5 тыс. человек, или 123,6% в сравнении с перевозками 2021 года (190,6 тыс. чел.). Конечно, перевозки пассажиров в нашем бассейне незначительны, но стабильны.
Вследствие ковидных ограничений перевозки загрантуристов российскими и китайскими судами с 2020 по 2022 год не осуществлялись. В 2018-2019 гг. на туристических маршрутах ежегодно обслуживалось свыше 700 тыс. туристов из России и Китая.
Морские вести России №6 (2023)