На пути к Ледовитому океану - Морские вести России

На пути к Ледовитому океану

25.04.2023

Речной транспорт

На пути к Ледовитому океану

Фото: Дноуглубительные работы в районе речного порта Красноярск/ ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»

Из 8375 км внутренних водных путей «Енисейречтранса» в минувшую навигацию со средствами навигационного оборудования обслуживалось 5867 км. На реках Енисей, Ангара, Сым, Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска протяженность путей с гарантированными габаритами составляла 5440 км. Всего знаков судоходной навигационной обстановки было выставлено 6,4 тыс., в том числе береговых – 4,5 тыс. и плавучих – 1,9 тыс. На реках Енисей, Ангара, Сым, Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска участки путей открывались начиная с 10 мая и в соответствии с утвержденными категориями СНО, сроками их работы и гарантированными габаритами судовых ходов.

Габариты выдержаны, грузы доставлены

Владимир Байкалов, руководитель ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»

На участке Ангары от устья до Богучанской ГЭС произошла смена категории содержания судоходной обстановки с неосвещаемой на светоотражательную. На договорных условиях с 26 июня стала функционировать судоходная обстановка и на самом северном притоке Енисея – Большой Хете. На Большом Енисее действовали водные пути с неосвещаемой обстановкой без гарантированных габаритов с 10 мая по 15 октября.

СНО безаварийного содержания

Средства навигационного обеспечения в количестве 2000 знаков были оборудованы навигационными огнями в установленные сроки, для чего заранее в полном объеме были приобретены батареи, фонари и прочие материалы.

В период прохождения паводка на водных путях были повреждены ледоходом 300 створ. До наступления меженных уровней все береговые навигационные знаки были восстановлены. На обслуживаемых путях обстановочные суда вслед за паводком производили сплошное траление. И по результатам выявления несоответствия установленных глубин фактическим уровням принимались меры для обеспечения безопасности судоходства. При наступлении меженных уровней производилось местное траление.

Кроме того, в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России» Администрация с 30 июля вела дноуглубительные работы по реализации программы «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна. I этап (2-я очередь)» с увеличением гарантированной глубины до 300 см на участке Енисея от Красноярска до устья Ангары. Общий объем извлеченного грунта составил 113 тыс. м3. Всего же в навигацию 2022 года объем дноуглубительных работ на транзите составил 242,2 тыс. м3.

В полном объеме осуществлялось диспетчерское регулирование движения судов через контрольные пункты в Казачинском пороге, в Мотыгино, на Красноярском судоподъемнике и Игарке.

В навигацию 2022 года с 1 июня введен в эксплуатацию Красноярский судоподъемник.

Обеспечивали безопасность судоходства в Енисейском бассейне 33 обстановочные бригады, 5 дноуглубительных судов, 2 русло-изыскательские партии. Всего в бассейне в эксплуатации находилось 82 судна технического и вспомогательного флота.

Несмотря на маловодность Енисея, навигация 2022 года в целом характеризуется положительно. Все заявленные к перевозке грузы доставлены заказчикам в полном объеме. Безаварийное содержание СНО обеспечило стабильную работу транспортного флота по доставке грузов в течение всей навигации. Аварий и транспортных происшествий по причине некачественного содержания пути в минувшую навигацию не зафиксировано.

Всего было перевезено 6016,5 тыс. тонн грузов, в том числе в районы Крайнего Севера 5003,1 тыс. тонн. Общий объем грузов в Енисейском бассейне по отношению к навигации 2021 года составил 119,9%. Также в навигацию 2022 года перевезено 729,7 тыс. пассажиров.

Задачи предстоящей навигации

При подготовке к навигации 2023 года в целях обеспечения безопасности судоходства планируется повышение категории ВВП:

• на участке Енисея от Красноярской ГЭС до Красноярска – переход от светоотражательной судоходной обстановки на освещаемую судоходную обстановку;

• на участке Ангары от Богучанской ГЭС до Усть-Илимской ГЭС – переход от неосвещаемой судоходной обстановки на светоотражательную судоходную обстановку.

Кроме того, в рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России» планируется проведение капитальных дноуглубительных работ на участке Енисея от п. Ярцево до устья Подкаменной Тунгуски. Для этого предполагается проведение дноуглубительных работ на семи перекатах с общим объемом 187,4 тыс. м3. После завершения работ будет обеспечена минимальная транзитная гарантированная глубина судового хода 300 см на участке Енисея от Красноярска до порта Дудинка.

В рамках программы в 2023 году планируется получить и начать эксплуатацию 903 буев из композитных материалов, 113 из которых будут оснащены светосигнальным оборудованием с системой мониторинга.

Пополнение и ремонт флота

В списочном составе флота Администрации на начало 2023 года 124 судна – это обстановочные, буксиры и буксиры-толкачи, многочерпаковые дноуглубительные земснаряды, штанговый одночерпаковый земснаряд, экологическое судно-сборщик нефтесодержащих подсланевых и сточных вод, грунтоотвозные шаланды и несамоходные плавсредства различного назначения.

В прошлом году флот пополнился тремя новыми судами в рамках реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры (КПМИ), построенными по заказу ФКУ «Речводпуть», в т.ч.: одним промерным теплоходом «Изыскатель-1» проекта 3330 с современным промерным гидрографическим комплексом (АО «Костромской судомеханический завод»), и двумя обстановочными теплоходами «Александр Шароглазов» и «Вальдемар Хан» проекта 3052 (ООО «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод»).

В рамках КПМИ в настоящее время ведется постройка еще двух судов: ООО «Красноярский машиностроительный завод» ведет сборку промерного судна «Анатолий Шилов» проекта RDB66.62 и на Кингисеппском машиностроительном заводе строится обстановочное судно проекта 3050.1А класса *Р1,2 (лед 20) А.

В перспективе в рамках реализации КПМИ планируется поступление из нового судостроения судов технического флота различного типа и назначения.

Относительно подготовки к навигации 2023 года следует отметить, что в межнавигационный период в ремонтно-отстойных пунктах (РОП) и ремонтно-механических мастерских (РММ) филиалов ведутся работы по ремонту судов рабочего ядра: судовых корпусов с частичной заменой обшивки и набора, движительно-рулевых комплексов, по замене изношенных механизмов и оборудования, проводятся ревизия и текущий ремонт электрооборудования, судовых систем, палубного оборудования и рабочих устройств. Ремонт корпусов и движительно-рулевых комплексов выполняется с использованием слипа Ладейских РММ в Красноярске.

Кроме того, проводится капитальный ремонт судов. Так, с целью восстановления эксплуатационных характеристик судов и приведения всех элементов в соответствие с требованиями действующих норм и правил в период с 2023 по 2024 год запланированы капремонты баржи-площадки и несамоходного многочерпакового земснаряда «Енисейский-204» проекта Р-010.

Судно оборудовано автоматизированным гидрографическим комплексом с многолучевым эхолотом SeaBat IDH T20R с интегрированной инерциальной системой INS20 на ВВП.

В начале июля 2022 года теплоход «Изыскатель-1» был введен в эксплуатацию. И без промедления русло-изыскательская партия № 1 Администрации направилась в первую экспедицию для проведения работ по обследованию судового хода Енисея с применением многолучевого эхолота. Были обследованы перекаты: Атамановские камни, Тельский бык, Бурмакинские камни, а также основной и плотовой судовые ходы в районе строящегося Высокогорского моста.

Несомненно, что обследования судовых ходов с применением многолучевого эхолота будут продолжены в период наступающей навигации 2023 года на многих других участках Енисея. Полученные материалы будут использоваться в обновлении ячеек электронных навигационных карт бассейна.

Информационные технологии

В Администрации и филиалах широко внедряются информационные технологии. Автоматизируются процессы бухучета, электронного документооборота как внутри, так и с органами госуправления и контроля, производится поэтапная модернизация вычислительной и периферийной инфраструктуры, замена серверного оборудования с одновременным наращиванием мощности для обработки больших массивов данных и повышением отказоустойчивости.

В бассейне продолжает эффективно функционировать полностью автоматизированный передающий радиоцентр, оснащенный современными передатчиками и антенными системами. Для гарантированного информационного обмена в условиях сложной радиомагнитной обстановки высоких широт используется сопряжение с системами спутниковой связи, дублирование циркуляров габаритов пути, погоды и безопасности на сайте Администрации.

Для обеспечения судов в бассейне реки Енисей высокоточной радионавигационной информацией продолжают работу четыре контрольно-корректирующие станции.

Активность инспекции обусловила снижение нарушений

Геннадий Сорокин, первый заместитель руководителя – капитан Енисейского бассейна ВВП

В 2022 году исполнилось 10 лет, как в бассейне создан отдел портового контроля в качестве структурного подразделения ФГБУ «Енисейречтранс» в составе двух инспекций: Красноярской и Енисейской. Зоны ответственности и количество инспекторов приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Наименование инспекции

Зона ответственности инспекций

Расположение инспекторов

Количество инспекторов

Красноярская

р. Большой Енисей от Тоора-Хем до п. Кызыл; р. Енисей от п. Кызыл до устья р. Ангары

Красноярск

4

Енисейская

р. Енисей от устья р. Ангары до п. Дудинка; р. Ангара от 821 км до устья; р. Подкаменная Тунгуска; р. Нижняя Тунгуска; р. Большой Пит, р. Сым, р. Елогуй, р. Большая Хета

Лесосибирск

2

Подтесово

1

Мотыгино

1

Дудинка

1

Усть-Илимск

1

Следует пояснить, что в выполнении своей основной миссии – о рганизации плановых проверок на судах и других плавобъектах – для инспекции особую важность приобретает информация о фактической дислокации флота в бассейне. При этом мониторинг судов выполняется с помощью информации, получаемой ежедневно с пунктов диспетчерского регулирования, от судовладельцев, а также из комплексной интегрированной системы обеспечения безопасности мореплавания и судоходства (КИИС «МоРе»).

Расположение пунктов диспетчерского регулирования на Красноярском судоподъемнике, в Казачинском пороге и в Игарке на Енисее, а также в п. Мотыгино на Ангаре далеко не случайно.

Дело в том, что такая география дислокации диспетчерских позволяет контролировать движение судов в Енисейском бассейне и получать расчетное время прибытия для проведения портовым контролем плановых проверок. Например, по информации пункта диспетчерского регулирования в порту Игарка, принимаются решения по проверкам судов в порту Дудинка, информация от диспетчеров в Казачинском пороге позволяет спланировать проверки в Красноярске, а сведения от диспетчерского пункта Мотыгино на Ангаре обеспечивают планирование работы инспекторов в порту Лесосибирск и в поселке Мотыгино.

Следует пояснить, что в ходе плановой проверки судов инспекторы ГПК собирают контактную информацию о капитанах судов, судовладельцах и лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию судов (ЛООБЭС). Именно эти сведения в дальнейшем помогают инспекции оперативно реагировать на выявленные недостатки в безопасной эксплуатации судов с судоходными компаниями, в том числе направлять предписания непосредственно судовладельцу.

Нельзя не отметить, что при анализе статистики по проверкам судов и иных плавобъектов за десять лет работы портконтроля наблюдается положительная динамика в части снижения числа нарушений обязательных требований.

Таблица 2. Результат работы государственного портового контроля Енисейского бассейна за 2022 год

Результаты проверок судов

Административная практика

Кол-во проверок судов

Кол-во выданных предписаний по результатам проверок судов

Кол-во выявленных нарушений обязательных требований

Кол-во задержаний судов

Кол-во составленных протоколов и переданных на рассмотрение в Енисейское УГМРН

1174

1042

2564

78

20

В межнавигационный период инспекторы ГПК занимаются проверками судов на паромных переправах, дежурных плавсредств, а также принимают участие в работе квалификационных комиссий по дипломированию членов экипажей судов внутреннего водного транспорта.

Основные замечания в ходе проверок приведены в графике.

Рис. График замечаний по проверкам судов

Услуги отдела ГПК и инспекций: оформление и выдача удостоверений личности моряка и мореходных книжек (находится в отделе ГПК по адресу: г. Красноярск, ул. Бограда, 15, этаж 15, к. 5); учет судовых и машинных журналов; выдача свидетельств о минимальном составе экипажа транспортных судов

Регистрация судов, аттестация и дипломирование. В настоящее время зарегистрировано в судовом реестре 2430 судов внутреннего плавания, в реестре плавобъектов – 51 объект.

За 2022 год выдано 123 свидетельства о праве собственности, 122 свидетельства о праве плавания под флагом России на суда внутреннего плавания и смешанного река-море плавания и 26 судовых билетов на маломерные суда, используемые в коммерческих целях.

Квалификационные комиссии ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» в 2022 году провели 68 заседаний по дипломированию командного и рядового состава судов внутреннего плавания. Всего продипломировано 829 человек, из них 498 – рядового состава. Выдано 498 дипломов и 335 квалификационных свидетельств. Информация об этих лицах заносится в «Систему дипломирования членов экипажей судов ВВП» и на каждого из них формируется личное дело в бумажном варианте.

Морские вести России №3 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ