Возмещая упущенное - Морские вести России

Возмещая упущенное

25.08.2022

Судостроение

На импортозамещение судового оборудования могут направить 22 млрд рублей

Фото: пресс-служба ОСК

В настоящее время на российских верфях строится порядка 300 судов. В 2022 году ожидается окончание строительства около 130 из них. Однако после начала специальной военной операции России по демилитаризации и денацификации Украины последовали массовые отказы поставок ранее заказанного судового оборудования от бывших зарубежных «партнеров».

Сергей Алексеев

Масштаб проблемы оценил Минпромторг. Выяснилось: несмотря на внесенные авансы, поставлять оборудование или возвращать деньги иностранцы не планируют. Ситуация сложилась критичная. В числе заказов была техника, которая производится заранее под конкретный проект судна.

Подробности в ходе форума ВГУВТ «Транспорт. Горизонты развития» сообщил заместитель гендиректора по гражданской морской технике АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов.

«Понимаем, что можем столкнуться с задержкой строительства или же невозможностью строительства многих видов и типов судов, что недопустимо. Мы с Минпромторгом провели анализ, составили огромную таблицу с непоставленным оборудованием, по которому прошли отказы, распределили это оборудование по степени критичности. Скажу, что это несколько сот миллиардов рублей», – отметил он.

Иллюстрации: АО «ЦНИИ «Курс»

Оперативное замещение

Предложены краткосрочные меры по уходу от импортозависимости.

Подбор аналогов в РФ. Для этого был проведен опрос отечественных производителей в части наличия и возможности замены оборудования по идентичным параметрам. Как выяснилось, рынок готов заместить большую часть общесудового оборудования, дельные вещи, палубное оборудование. Однако в сегментах судовой прибористики и силовых установок выявлены существенные пробелы.

Тем не менее был сформирован каталог отечественного судового оборудования, содержащий более 500 видов продукции.

Поставки в обход санкций. Предложено оперативно установить новые логистические цепочки, а также использовать механизм параллельного импорта.

Сотрудничество с ЕАЭС и КНР. Как «еще один механизм – наши дружественные страны. Провели анализ рынка – не густо, что-то есть, например, в Белоруссии, но нужно оморячивать», – отметил эксперт.

Российской стороной были согласованы рекомендации Комиссии ЕЭК в части развития кооперационного сотрудничества в сфере судостроения. Организация поставок из Китая будет организована по принципу одного окна благодаря компании «Судоэкспорт» (входит в ОСК).

Меры «красного перечня»

ЦНИИ «Курс» и Минпромторг совместно с отраслевыми предприятиями также сформировали «красный перечень» особо критичных видов оборудования, подлежащих первоочередному замещению.

В качестве долгосрочной меры по уходу от импортозависимости судового оборудования разработан механизм субсидии компенсации затрат на проведение работ по разработке, созданию и внедрению такого оборудования.

– Мы предлагали компенсацию 100% затрат, Минфин сказал, что может согласиться максимум с 80%. Этот механизм будет действовать по аналогии с постановлением № 1649, которое больше рассчитано на сегменты нефтегаза и станкостроения. Мы его сильно переработали с учетом нашей отраслевой специфики. Сделали более мягкие требования и KPI предоставления этих субсидий, коэффициент предложен в нескольких вариантах – 0,5 и 1. Это связано с тем, что судовое оборудование не массмаркет, где после освоения технологии сразу, как горячие пирожки, продажи пойдут, – пояснил Д. Стоянов.

Были предложены две схемы предоставления субсидий:

«Короткий круг». Если у производителя имеются мощности для начала производства необходимого оборудования, в рамках комплексного проекта срок субсидии составит 2 года, аванс – 80% от стоимости этапа, длительность этапов – 6 месяцев. При этом срок реализации продукции должен составить 2 года, а минимальный коэффициент продаж – 0,5.

«Большой круг». Данная схема подразумевает разработку комплексного проекта с модернизацией производственных мощностей предприятий. Планируемый срок субсидии в этом случае составит три года при условии минимального коэффициента продаж – 1 и организации серийного производства.

По его словам, пока есть масса вопросов, юристы Минпромторга никак не согласовывают и считают, что из бюджетных средств проводить модернизацию производства для освоения серийного выпуска продукции недопустимо, поэтому сейчас ведутся поиски путей решения. «Понимаем, что для того чтобы выйти на продажи с определенным коэффициентом, эту продукцию нужно освоить, внедрить и произвести в каком-то пусть и ограниченном, но серийном варианте. Для этого нужны средства, производство, инструмент, станочный парк, и все это нужно получить быстро», – прокомментировал схему замгендиректора по гражданской морской технике АО «ЦНИИ «Курс».

Он добавил, что с помощью мер поддержки планируется запустить 65 видов комплексных работ по созданию судового оборудования, относящегося к «красному перечню». «Финансирование (мер господдержки. – прим. ред.): мы видим распределение 7 млрд рублей в этом году, 14 – в следующем, миллиард через год. Основной массив будет в следующем году, но нам нужно эти работы (по импортозамещению судового оборудования. – прим. ред.) запустить в этом году, семь миллиардов пойдет на авансирование», – сказал Дмитрий Стоянов.

Двигатели – по отдельной программе

Отдельно стоит проблема импортозамещения крупных судовых дизельных двигателей. Как отметил Д. Стоянов, «еженедельно проводили совещания с нашими двигателестроителями, они подтвердили готовность произвести крупный двигатель, но быстро это не получится, плюс есть пределы мощности – максимум 7 МВт». Оказалось, что как ни крути, а в срочном порядке мощнее наши промышленники пока выпускать не могут. Упущено много времени и возможностей.

Как с горечью констатировал представитель АО «ЦНИИ «Курс», «даже обращались на Брянский машиностроительный завод с вопросом о возможности восстановления производства советских времен, когда по МАНовской лицензии делали низкооборотные двигатели. Они сказали, что производственные мощности не утрачены, но полностью переориентированы на тепловозную тематику».

Следует сказать, что, по словам Д. Стоянова, Минпромторг будет разрабатывать отдельную госпрограмму развития двигателестроения, общую для нескольких отраслей, поскольку комплектующие на силовых установках примерно одинаковы – это топливная система, вкладыши, втулки как для морского двигателя, так и для берегового исполнения.

Х    Х    Х

Вот так, как всегда – Минпромторг не спешит, а Минфин жадничает, и в результате уходит драгоценное время. И это в условиях тотальной экономической блокады страны, цивилизационной войны коллективного Запада со всем русским, боевых действий на Донбассе. Какие еще нужны угрозы, чтобы там взялись за дело, засучив рукава?

И кстати, вопрос, а почему Минпромторг об этой программе только сейчас задумался, спустя четыре месяца после начала военной операции? Почему в министерстве не начали заниматься возрождением и развитием отечественного двигателестроения, как и судостроения еще в 2014 году, сразу после госпереворота на Украине и возвращения Крыма в родную гавань?

Морские вести России №9 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ