Новый стиль жизни на воде - Морские вести России

Новый стиль жизни на воде

10.04.2025

Судостроение

Новый стиль жизни на воде

Чем больше город, тем серьезнее проблемы, связанные с приобретением или арендой земли под строительство капитальных сооружений: офисов, культурных и развлекательных центров, гостиниц, ресторанов и автостоянок (в том числе и крайне актуальных сегодня перехватывающих парковок). Наиболее выгодное место их расположения – центральная часть городов, но она, как правило, уже плотно застроена зданиями, во многих случаях являющимися памятниками архитектуры. Альтернативой здесь может стать практическое решение, уже применяемое во многих странах: размещение сооружений такого рода на плавучих платформах, или стоечных судах, ошвартованных у набережных городских рек и каналов.

Д.В. Курочкин, начальник отдела ВЭД АО «Северное «ПКБ», к.т.н.

Строительство плавучих сооружений может стать одним из приоритетных решений проблемы дефицита земельных территорий. Плавучие автопаркинги и гостиницы – реальное решение проблем современной урбанизации. Подобные проекты вызывают все больший интерес у бизнеса, и в перспективе данное направление может стать одним из векторов загрузки предприятий судостроительной отрасли.

Следует особо отметить важное свойство подобных сооружений – их мобильность: всегда существует возможность оперативного перебазирования такого судна из одной точки города в другую. Например, при проведении масштабных городских мероприятий плавучая автостоянка – один из вариантов быстро обеспечить дополнительную парковочную площадь для автомобилей.

Проектирование стоечных судов, потребность в которых сегодня только возрастает, – одно из направлений деятельности «Северного проектно-конструкторского бюро» в части разработки проектов гражданских судов. Специалистами Бюро создана целая линейка концептуальных проектов стоечных судов различного назначения в таком объеме, который позволяет при необходимости составлять коммерческие предложения.

В первую очередь это аквапаркинг вместимостью до 200 автомобилей с возможностью обеспечения минимального техобслуживания транспортных средств. Кроме того, в серии проектов разработаны плавучий торгово-развлекательный комплекс и плавучая гостиница на 48 мест, обеспечивающая комфортное проживание и все услуги в объеме, регламентируемом для гостиницы трехзвездочного уровня. При этом проект предусматривает как увеличение, так и уменьшение количества номеров, а также повышение уровня комфорта и предоставляемых услуг. Для обеспечения всевозможных зрелищных мероприятий спроектировано сразу несколько стоечных судов, которые могут выполнять роль центров кратковременного питания, безопасности и правопорядка, защиты экологии. Есть в ряду этих проектов и плавучая сценическая площадка, оборудованная фонтанным комплексом для организации зрелищных мероприятий на воде.

Главная особенность рассматриваемой линейки – заложенная в ее концепцию модульность: все проекты объединяет несущий понтон, модуль с определенными габаритными размерами. Это решение позволяет сократить сроки и стоимость строительства, а также расширяет модернизационные возможности сооружения. Относительно просто реализуемые проекты, которые могли бы стать пилотными для реализации всей программы строительства стоечных судов, а вместе с тем и значимыми для любого города, – плавучий отель и аквапаркинг.

Проработка проекта аквапаркинга выполнялась специалистами «Северного ПКБ» как составная часть проекта создания городской инфраструктуры плавучих сооружений сферы обслуживания жителей и гостей Санкт-Петербурга. Проблема парковки автомобилей в крупном городе, особенно в так называемых зеленых зонах, в высшей степени актуальна. Поэтому проектировщики предложили, например, использовать прибрежную часть невской акватории для размещения стоечных судов – плавучих автостоянок.

Это судно предназначено для временной стоянки и проведения при необходимости минимального технического обслуживания порядка 200 легковых автомобилей. Парковочные места располагаются на нескольких ярусах. Такой плавучий паркинг может находиться в прибрежных речных и озерных акваториях. Расположенные на главной палубе помещения автосервиса способны дополнительно обслуживать один автомобиль на мойке и три в сервисных боксах. В качестве материала корпуса и надстроек, основных фундаментов и подкреплений принята судостроительная низколегированная сталь. Корпус судна и надстройка сварные. Аквапаркинг получает электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение с берега. Сточные воды отводятся в городскую канализационную сеть. Для контроля и управления всеми техническими средствами судна предусматривается центральный диспетчерский пункт, расположенный в трюме. Предусмотрено выполнение мероприятий по защите окружающей среды.

Другое не менее востребованное сооружение – плавучий отель, предназначенный для круглогодичной эксплуатации у набережных рек. В соответствии с проектом, электропитание и водоснабжение отеля осуществляются с берега, сточные воды передаются в городскую канализацию. На судне размещаются запасы питьевой воды, топлива и масла для обеспечения функционирования гостиницы в течение трех суток. Для пассажиров спроектированы номера различных типов. Всего предусмотрено размещение 140 пассажиров в 50 каютах. Все каюты оборудуются санитарными блоками (раковина, унитаз, душ). В номерах люкс имеются туалетные комнаты с ванной. В аварийном режиме без электропитания с берега электроснабжение плавучей гостиницы обеспечивается автономным дизель-генератором мощностью 180-200 кВт. Для функционирования отопления и горячего водоснабжения на судне размещена автономная котельная.

Возможно применение рассматриваемых типов судов не только в крупных городах. Например, небольшие плавучие отели могут стать прекрасной точкой притяжения для отдыхающих на пригородных реках и озерах. При этом предусматривается эксплуатация судна без подключения к городским коммуникациям – в проект закладывается увеличение их автономности. В настоящее время в связи с активным развитием в России внутреннего, в том числе водного, туризма строительство таких плавучих мини-отелей может быть особенно актуальным.

При строительстве серии судов проекты можно без затруднений унифицировать для сокращения сроков строительства и уменьшения стоимости. Во всех проектах заложены модернизационные возможности, позволяющие увеличить или уменьшить судно, упростить конструкцию с целью удешевления стоимости создания и эксплуатации.

При проработке проекта под требования конкретного заказчика возможна вариативность главных размерений плавучих сооружений, а соответственно и их вместимости, уменьшения или увеличения количества машиномест. Это достигается за счет модульности конструкции самого несущего понтона, положенного, как было упомянуто выше, в основу линейки стоечных судов.

Создание нового качества и стиля жизни на воде получает сегодня широкое распространение во многих странах мира, в том числе и в России. Строительство плавучих сооружений может стать одним из приоритетных решений проблемы дефицита земельных территорий. Перспективы развития этого неординарного сегмента рынка недвижимости обнадеживают, а мировой прогресс инновационных технологий и строительных материалов дает широкие возможности для воплощения самых смелых архитектурных идей в реальность.

Морские порты №10 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт
НПО «Аконит»
Продукция российского бренда TOPAZ
НТЦ Редуктор
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ