Проекты АО «Инженерный центр судостроения»
04.09.2024
Судостроение
Фото: АО «ИЦС»
В Санкт-Петербурге на площадке прошедшего Международного экологического форума «День Балтийского моря» эксперты из семи стран и 37 городов, в том числе Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Азербайджана, Финляндии, Греции и Мьянмы, обсудили вопросы экологической безопасности водных объектов в условиях городов, приема образующихся на судах сточных вод, производства оборудования для сбора нефти и нефтепродуктов на акватории, обновления спецфлота и импортозамещения при его строительстве.
Сергей Величко, председатель совета директоров АО «Инженерный центр судостроения»
Игорь Плакущий, капитан дальнего плавания, заместитель генерального директора, руководитель проектов
Геннадий Евдокимов, к.т.н., ведущий инженер морской и речной техники
В рамках форума АО «Инженерный центр судостроения» представило более десятка моделей судов как уже построенных и проверенных годами проектов, так и новых, концепция которых является уникальной. Так, большой интерес вызвал представленный И. Плакущим малогабаритный многофункциональный паром-автомат, способный перевозить пассажиров с личным автотранспортом, колесную и гусеничную технику, участвовать в проведении аварийно-спасательных операций, устранять последствия техногенных катастроф и ликвидировать разливы нефти и нефтепродуктов.
Например, для буксира-ледокола «Нарвская застава» проекта 3262 в постройке ИЦС нашелся отечественный поставщик оборудования для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов взамен финской LAMOR, которая устанавливала такое оборудование на ледоколе-буксире предыдущего проекта 2805 «Невская застава».
По словам И. Плакущего, ИЦС представил абсолютно новую концепцию судна для предотвращения разливов нефтепродуктов проекта «Заря ЭКО», которое быстро может дойти до мелких рукавов рек и перекрыть движущиеся нефтяные пятна и т.п. При этом судно способно оперативно доставить бригаду МЧС и экологов из 10-12 человек и самое основное – пропустить через себя сотни кубометров воды, отсепарировав нефтепродукты, и собрать их в специальные емкости вместимостью по 1 тонне. Проектная производительность судна 6-10 тонн сепарации воды от нефтепродуктов.
– Мы рассчитываем на поддержку Комитета по природопользованию и МЧС РФ на разработку и создание таких судов, ведь они могут работать на всей водной территории страны, как и на разработку чисто российского проекта с комплектующими не ниже 75%, – подчеркнул Игорь Иванович.
В свою очередь, главный конструктор ИЦС Глеб Емельченков назвал ключевые проекты инженерного бюро: суда экологического контроля «Экопатруль» проекта 16220, ледокол-буксир «Невская застава» проекта 2805, ледокол-буксир «Нарвская застава» проекта 3262, малогабаритный многофункциональный паром, сборщик сточных отходов проекта P118.8, нефтемусоросборщик проекта P118.9, проект «Заря Эко».
«Экопатруль». В 2001 году по проекту 16220 в Санкт-Петербурге на морском заводе «Алмаз» построено судно-катамаран экологического контроля «Экопатруль» для инспекторского надзора, контрольных измерений состояния водной среды и отбора проб, оперативного контроля выполнения природоохранного законодательства судами, прибрежными предприятиями. Судно эксплуатируется на Москве-реке.
Фото: АО «ИЦС»
Характеристики:
Класс РРР «О-ПР А»
Длина габаритная 30,2 м
Ширина габаритная 6,6 м
Высота борта 2,0 м
Осадка по КВЛ 2,0 м
Высота габаритная от ОП 6,6 м
Водоизмещение 63,2 т
Осадка средняя 0,91 м
Скорость хода 40 км/ч
Дальность плавания 600 км
Автономность 28 сут.
Главные дизель-генераторы:
- дизель М419Б
- число и мощность 2х810 кВт
Специальное оборудование непрерывно закачивает воду, считывает основные ее характеристики и отправляет в бортовую лабораторию в режиме реального времени.
На борту во время движения проводится анализ воды по 10 основным показателям, в том числе на наличие фосфатов, хлоридов, нитритов, аммония и марганца. Для более подробных исследований пробы воды отправляются в стационарную лабораторию Мосэкомониторинга, где производится расширенный анализ по 40 показателям, включая содержание нефтепродуктов и тяжелых металлов.
C помощью специального спускового устройства с ковшом со дна реки производится забор грунта, который отправляется в стационарную лабораторию вместе с пробами воды.
Также в обязанности «Экопатруля» входит проверка притоков Москвы-реки, осмотр береговой линии для предотвращения загрязнения берега и воды.
«Невская застава». В 2010 году в Санкт-Петербурге «Алмаз» построил многоцелевой буксир-ледокол «Невская застава» мощностью 3600 кВт для аварийно-диспетчерской службы судоходных акваторий города, предназначенный в том числе для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Фото: АО «ИЦС»
Характеристики:
Класс РРР «М-СП3,5 (ледокол) А»
Длина по КВЛ 38,0 м
Ширина по КВЛ 11,8 м
Высота борта 5,2 м
Осадка без дифферента 3,3…3,8 м
Надводный габарит при опущенной рубке 5,0 м
Мощность главных двигателей 2х1800 кВт
Скорость не менее 20 км/ч
Ледопроходимость при скорости 2 км/ч 0,6 м
Тяга на швартовах 380 кН
Число мест для экипажа 9
Окупаемость вложений в постройку обеспечена в течение двух лет. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности города в декабре 2023 года заключил госконтракт с ООО «Верфь братьев Нобель» (концерн «Калашников») на строительство буксира ледокольного класса «Нарвская застава».
«Нарвская застава». ИЦС осуществляет корректировку проектной документации судна в постройке (ПДСП) для установки отечественных комплектующих механизмов и оборудования.
Дизайн: АО «ИЦС», Олег Тютюнников
Характеристики:
Класс РС КМ Аrc4 [1] R3-RSN AUT2 Tug ок.
Длина наибольшая 42,5 м
Длина по КВЛ 38,0 м
Ширина по КВЛ 11,8 м
Высота борта 5,2 м
Осадка по КВЛ 3,8 м
Водоизмещение 655,7 т
Мощность главного двигателя 2х1800 кВт
Скорость 11,0 уз
Экипаж 8 чел.
Автономность 5 суток
Назначение судна: ледокольные работы в прибрежных морских районах и на внутренних водных путях, в том числе по предупреждению зажорных образований (ледяная пробка, скопление рыхлого льда) на Неве; разрушение и ликвидация ледовых образований у мест забора воды из Невы для городских нужд; прокладка каналов во льдах для проводки судов; участие в аварийно-спасательных операциях, в ликвидации разливов нефтепродуктов, в т.ч. в зимний период; тушение пожаров, в т.ч. на высокобортных судах; буксировка судов в районах, разрешенных для плавания в соответствии с классом судна.
Судно будет иметь U-образные ледокольные обводы с наклонным форштевнем, подъемно-опускную рулевую рубку, заваливаемые мачты и антенны для прохода под мостами на Неве, в качестве движительно-рулевого комплекса две винторулевые колонки. На борту предусматривается возможность размещения до двух 20-футовых контейнеров и трех 10-футовых контейнеров с технологическим оборудованием для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Буксир будет эксплуатироваться в основном в акваториях Невы и Свири на всей протяженности судоходных путей, Ладожского и Онежского озер, в прибрежных районах Финского залива.
Малогабаритный многофункциональный паром. Корпус судна является платформой, на базе которой разработаны и разрабатываются суда и других назначений, в частности технического и вспомогательного флота для:
– экоконтроля и исследования параметров водной среды, донного грунта и атмосферного воздуха;
– сбора нефтепродуктов и мусора с воды и судов при установке спецоборудования.
Источник: АО «ИЦС»
Нефтесборщик. Внешний вид и характеристики
Длина габаритная 27,0 м
Ширина габаритная 12,0 м
Высота борта 3,0 м
Осадка по КВЛ 2,0 м
Надводный габарит не более 5,0 м
Экипаж 7 чел.
Источник: АО «ИЦС»
«Фонтанка». Вследствие отсутствия инфраструктуры для сдачи сточных вод в Санкт-Петербурге маломерным флотом, эксплуатирующимся на реках и каналах, возникла необходимость в специальных средствах, собирающих с судов различные отходы для последующей транспортировки и сдачи их на очистные сооружения, утилизации и уничтожения.
В трюме размещены стандартные контейнеры – еврокубы емкостью по 1000 литров каждый, всего до 12 шт., благодаря чему обеспечивается более удобное наполнение, выгрузка на берег и отправка на утилизацию с быстрой заменой на пустые, мойка после выгрузки трюма и использование для других целей.
Источник: АО «ИЦС»
Характеристики:
Длина габаритная 20,3 м
Ширина габаритная 5,5 м
Высота борта 1,3 м
Осадка 0,6 м
Надводный габарит 1,8 м
Грузоподъемность 6-12 т
Экипаж 3 чел
Мощность главного двигателя 110 кВт
Скорость максимальная 12,5 км/ч
Модификация «Фонтанки». Это судно проекта 118.9 для ликвидации нефтеразливов в каналах Санкт-Петербурга.
Источник: АО «ИЦС»
«Заря-М». АО «ИЦС» разрабатывает скоростное мелкосидящее судно оперативного реагирования для обеспечения задач экологической защиты региона на базе судна «Заря-М».
Источник: АО «ИЦС»
Х Х Х
Следует отметить, что в непростое военное время для страны АО «Инженерный центр судостроения» оперативно реагирует на потребности и вызовы по защите природной среды городских и пригородных акваторий, внутренних и прибрежных морских водных путей.
Из досье «МВР»
АО «ИЦС» разработано около 200 проектов, по которым построены более 10 000 судов различных типов и назначений, составляющих основу речного флота России и успешно эксплуатирующихся в самых разнообразных условиях от рек с предельно малыми глубинами до крупных озер и прибрежных морских районов. АО «ИЦС» является правопреемником Центрального технико-конструкторского бюро, ЦТКБ являлось головной организацией Министерства речного флота РСФСР по проектированию и разработке рабочей документации судов речного флота, судовых механизмов, приборов и оборудования. Бюро проводило испытания головных судов, осуществляло совместно с пароходствами отработку паспортных характеристик серийных судов.
Морские вести России №10 (2024)