И снова Россия впереди! - Морские вести России

И снова Россия впереди!

14.06.2022

Судостроение

На ходовые испытания отправили единственную в мире ледостойкую самодвижущуюся платформу

Фото: пресс-служба АО «Адмиралтейские верфи»

В День полярника, 21 мая, в России корабелы «Адмиралтейских верфей» отправили на заводские ходовые испытания ледостойкую самодвижущуюся платформу (ЛСП) «Северный полюс» проекта 00903. Это знаковое событие мирового уровня для Арктики, потому что ЛСП будет проводить различные исследования с целью дальнейшего развития Севморпути и региона в целом. О том, как провожали уникальное судно на ходовые испытания, рассказывает группа изданий «Морские вести России».

Не имеющая аналогов в мире

ЛСП «Северный полюс» проекта 00903 – это научно-исследовательское судно, предназначенное для создания на его основе постоянной дрейфующей станции – аналогично дрейфующим станциям «Северный полюс-1» – «Северный полюс-2015». Особенно важно подчеркнуть, что подобных ЛСП нет нигде – это единственное судно в мире подобного типа, не имеющее аналогов.

Контракт между «Адмиралтейскими верфями» и Росгидрометом на строительство ЛСП «Северный полюс» был подписан в апреле 2018 года. Церемония закладки состоялась на предприятии 10 апреля 2019 года. Строительство заказа проходит в рамках реализации госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктического региона страны.

ЛСП «Северный полюс» обладает функционалом научно-исследовательского центра и предназначена для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжелые вертолеты типа Ми-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания экипажа и научного персонала на полярной станции при температуре до -50С и влажности 85%.

Основные тактико-технические характеристики:

длина – 83,1 м, ширина – 22,5 м, водоизмещение – около 10 390 тонн;

мощность ЭУ – 4200 кВт, скорость – не менее 10 узлов, прочность корпуса – Arc8, автономность по запасам топлива – около 2 лет, срок службы – не менее 25 лет, экипаж – 14 человек, научный персонал – 34 человека.

Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» строится на класс Российского морского регистра судоходства: KM(*) Arc5[1] AUT1-C HELIDECK-F Special purpose ship.

Проект разрабатывался в сотрудничестве с Росгидрометом, нижегородским КБ «Вымпел», заводом-строителем и ФГБУ «ААНИИ».

Подарок науке от России

В День полярника и в день отправки на ходовые испытания ЛСП «Северный полюс» проводили министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов, генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков, директор ФГБУ «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт» Александр Макаров и президент АСПОЛ, специальный представитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.

Официальной части с выступлениями и речами на событии не было, все участники провожали судно на ходовые испытания, попутно отвечая на вопросы представителей СМИ. На многие из вопросов отвечал министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов.

Так, он рассказал, что на испытания отправятся более 150 сотрудников «Адмиралтейских верфей», чтобы проверить работоспособность всех механизмов и оборудования ЛСП.

А. Козлов подчеркнул, что сегодня на судне предусмотрено все для идеальной и комфортной работы ученых в Арктике, а вот раньше, по его словам, «это было просто-напросто опасно».

– Это проект очень сложный, строится «с листа», – заявил министр. – Таких в мире больше нет.

Директор ФГБУ «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт» Александр Макаров рассказал, что идею создания платформы начали реализовывать еще в 2008 году, которая появилась в недрах института.

Он уточнил, что «итоговый проект претерпел множество изменений. В результате удалось разработать масштабную плавучую обсерваторию, которая позволит проводить исследования во всех сферах окружающей среды в Арктике. Мы очень ждем молодежь для работы на ЛСП «Северный полюс». Для нас важно, что судно отправится в первую экспедицию, потому что в 2022 году мы празднуем 85 лет первой станции «Северный полюс», которая открыла эпоху дрейфующих станций.

А министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов добавил, что уже сейчас идет подготовка к первой экспедиции, которая должна стартовать в сентябре, – готовится провизия и набирается экипаж. В целях дальнейшего развития Арктики и Северного морского пути правительство уже выдало поручение на разработку нового арктического флота и авиации для работы в регионе.

Уже известно, что подготовка к сентябрьской экспедиции «Северного полюса» идет полным ходом: загружаются продукты, набирается плавсостав, капитан уже готовится к работе.

Строго по графику

В ходе испытаний, которые пройдут на Балтике и продлятся порядка недели, специалисты завода-строителя проведут проверку ходовых удостоверений по системам связи, локации и навигации, а также проверят работу вспомогательных дизель-генераторов, главного дизеля, обслуживающих систем, вспомогательных котельных установок и основных судовых агрегатов.

Гендиректор «Адмиралтейских верфей» рассказал, что проект такого уникального судна сопровождался определенными трудностями. Их можно легко наблюдать даже внешне: ЛСП имеет необычную яйцевидную форму носа. Многие решения, применимые на заказе, отличаются от стандартных, потому что условия работы станции требуют другого, арктического исполнения. Они коснулись, например, изоляции, иллюминаторов, кабелей и многого другого.

Известно, что строительство ЛСП на «Адмиралтейских верфях» идет строго по графику, что само по себе уже весьма редкий случай для отечественного судостроения. Летом 2022 года судно будет обязательно передано Росгидромету, а уже в сентябре по планам «Северный полюс» отправится в свою первую арктическую экспедицию.

Морские вести России №7 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ