Два катамарана для «Фортов» - Морские вести России

Два катамарана для «Фортов»

13.05.2022

Судостроение

В Санкт-Петербурге заложили новые пассажирские суда

Фото: «Морские вести России»

На Средне-Невском судостроительном заводе в апреле прошла церемония закладки первых из серии пассажирских катамаранов проекта 04580 «Котлин» – «Форт Кроншлот» и «Форт Петр Первый». О том, как проходило событие, рассказывает корреспондент газеты «Морские вести России».

В честь фортов Кронштадта

Средне-Невский судостроительный завод открыл для себя новую страницу гражданского судостроения. 20 декабря 2021 года был подписан договор на строительство шести катамаранов проекта 04580. Заказчиком выступила судоходная компания «Нева Тревел» из Санкт-Петербурга.

Контракт подписан в рамках программы Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) по развитию лизинга водного транспорта с государственным софинансированием. Программа действует за счет бюджетных инвестиций и привлечения внебюджетных источников и направлена на импортозамещение устаревшего пассажирского флота и развитие российского производства.

Новые катамараны используют для нужд активно развивающегося музейно-исторического парка «Остров фортов» в Кронштадте. Эти суда также помогут решить социально значимые перевозки пассажиров из Санкт-Петербурга в Кронштадт и обратно. Вместе с тем с помощью теплоходов планируют связать центр города со всеми значимыми объектами Невской губы (Стрельна, Петергоф, «Морской фасад», Ломоносов, Лахта, Горская).

Проект катамарана «Котлин» разработан петербургским КБ «Форсс Технологии» с учетом особенностей эксплуатации в условиях акватории Санкт-Петербурга и выхода в Финский залив.

Построенные из алюминия катамараны смогут проходить под сводами петербургских мостов и будут обладать высокими скоростными и мореходными качествами. Пассажиров в количестве до 200 человек разместят в комфортных условиях в салоне (150 человек) и на открытой части верхней палубы (50 человек). Максимальная скорость нового транспорта составит около 30 узлов. Строительство ведется под надзором Российского морского регистра судоходства.

Уникальность катамаранов заключается в совмещении качеств речного судна с низким волнообразованием и прибрежного – с повышенными мореходными качествами.

Основные характеристики: длина габаритная, м – 32; ширина наибольшая, м – 8,7; высота надводного борта, м – 1,4; осадка габаритная, м – 1,32; мощность двигателей, кВт – 2х882; мореходность, баллы – до 4; скорость максимальная, уз. – ок. 30; пассажировместимость, чел. – до 200 (в т.ч. лица с ограниченными возможностями); экипаж, чел. – 3; корпус и надстройка – алюминиево-магниевый сплав.

Выбор названий для новых катамаранов доверили местным жителям. В результате проведенного в феврале 2022 года народного онлайн-голосования большинство высказалось за то, чтобы назвать суда в честь кронштадтских оборонительных сооружений – «Форт Кроншлот», «Форт Петр Первый», «Форт Александр Первый», «Форт Тотлебен», «Форт Обручев» и «Форт Шанц».

Важно для туристов

В торжественной церемонии закладки новых судов приняли участие генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода Владимир Середохо, вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов, депутат Государственной Думы РФ Михаил Романов, генеральный директор ООО «Центр развития территорий» Евгений Попов, заместитель генерального директора по инновационному и техническому развитию ОСК Василий Бойцов и директор компании «Нева Тревел Компани» Юрий Набатов.

Церемонию открывал генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо.

Он обозначил начало строительства серии новых катамаранов как новую страницу в истории завода, отметив, что реализация подобного проекта покажет, что верфь способна выпускать качественную продукцию не только для военного флота, но и гражданского направления. В. Середохо выразил надежду на то, что в будущем на СНСЗ будут строить подобные суда и для других регионов России.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов сообщил, что «день старта строительства важен не только для российского судостроения, но и для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также для гостей региона. Маршрут из Петербурга в Кронштадт был возобновлен в прошлом году, и буквально за один год навигации им воспользовались более 23 000 пассажиров. А новая серия из шести современных судов привлечет еще больше туристов!»

Генеральный директор ООО «Центр развития территорий» Евгений Попов заявил, что испытывает особую гордость за то, что проект «Остров фортов», по сути являющийся градостроительным, создает рабочие места в смежных отраслях.

Он поблагодарил всех участников церемонии, причастных к проекту, и в особенности судоходную компанию «Нева Тревел», которая в кратчайшие сроки смогла наладить ежедневное регулярное сообщение между городами. Попов подчеркнул, что, несмотря на сложный пандемийный год, руководство «Невы Тревел» из собственных средств профинансировало разработку проекта «Котлин».

Глава судоходной компании «Нева Тревел» Юрий Набатов, затронув тему обновления скоростного флота, рассказал, как еще в 2018 году после спуска на воду композитного катамарана «Грифон» на Средне-Невском СЗ, компания взяла его в опытную эксплуатацию. Так, «Грифон» два года курсировал на линии Санкт-Петербург – Кронштадт.

Эксплуатация наглядно показала, что катамараны могут работать в регионе. Тогда и было принято решение о создании нового проекта «Котлин»: «В 2020 году из-за пандемии нам пришлось сдвинуть сроки по проекту, однако уже в 2021-м удалось возобновить разработку проекта для «Острова фортов» и продолжить ее совместно с конструкторами из КБ «Форсс Технологии».

Уже через пять месяцев был подписан контракт с ГТЛК на строительство серии из шести судов. В 2023 году первые два судна, заложенные сегодня, будут спущены на воду и примут на борт первых пассажиров в Кронштадт».

Что дальше

Всего, напомним, будет построено шесть катамаранов проекта 04580. По условиям контракта сдача первых двух запланирована на май 2023 года, следующая пара будет передана заказчику в навигацию 2024 года и третья – в мае 2025 года.

После официальной части церемонии гендиректор завода-строителя Владимир Середохо напомнил, что СНСЗ – признанный лидер алюминиевого судостроения в России, равно как и композитного. Он подчеркнул, что никаких проблем с реализацией строительства в запланированные сроки нет. На сегодняшний день процент локализации катамаранов составляет более 70%. Середохо заметил, что к концу строительства всей серии завод надеется выйти на еще более высокий уровень локализации даже в тех позициях, которые сегодня представляют небольшие, некритичные трудности.

Депутат Госдумы РФ Михаил Романов заверил, что западные санкции никак не отразятся на сроках и качестве строительства новых катамаранов.

Планируется, что область применения новых катамаранов не будет ограничена лишь линией Санкт-Петербург – Кронштадт. Например, они могут использоваться и на маршрутах «Серебряного ожерелья», вокруг Санкт-Петербурга, Ладоги и других центрах притяжения туристов Ленинградской области.

Морские вести России №5 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

15.06.2022

Судостроение

13.05.2022

Судостроение

05.03.2022

Судостроение

17.02.2022

Судостроение