Как модернизируют ледоколы - Морские вести России

Как модернизируют ледоколы

04.03.2022

Судостроение

Как модернизируют ледоколы

«Авраамий Завенягин», «Капитан Чудинов», «Капитан Евдокимов» – это ледоколы 1983-1984 годов постройки. За почти уже 40 лет службы они выработали свой ресурс и нуждаются в обновлении. Как это происходит?

Анна Чуруксаева

«Авраамий Завенягин» – наш первый ледокол, – рассказывает гендиректор инжиниринговой компании «Интехком» Игорь Овян. – Работали над ним в 2009 году. Его модернизировали уже трижды – разные части.

«Капитана Чудинова» модернизировали в 2015 году.

Обновление «Капитана Евдокимова» только началось: сдали проект на согласование в Российский речной регистр, ждем от поставщиков оборудование – преобразователи для цепи якоря, возбуждения, силовые тиристоры и прочие комплектующие. Пройдет навигация, в мае проведем перемонтаж, пусконаладку и ходовые испытания».

Плавающая неисправность

Но зададимся вопросом, почему вообще нужно не ремонтировать, а именно модернизировать ледоколы, если они и так отлично справлялись со своими задачами? Вот как объясняет главный инженер «Интехкома» Владимир Васильев:

– Во-первых, в аналоговом оборудовании много плат, разъемов, контактов, из-за чего часто возникают отказы. Из-за физического износа может возникать плавающая неисправность: контакты пропадают и восстанавливаются, со временем деградируют электронные компоненты. Из-за «высохшего» конденсатора может перестать работать целый узел. К серьезной аварии это не приведет, однако может, например, отказать один из четырех гребных винтов. Если ледокол был в плавании, то это не помешает ему вернуться в порт. Но во время операций на большом льду все имеет значение.

Во-вторых, заменить неисправные платы просто нечем. Оборудование очень устарело и такие платы уже не производят. Бывает и более того – уже нет тех предприятий, которые этим занимались!

Хотя иногда помогает морская солидарность. Например, когда мы модернизировали л/к «Авраамий Завенягин», он стоял в порту Архангельска, который является портом приписки ледокола «Капитан Евдокимов». В 2009 году после модернизации все ставшие ненужными на «Завенягине» платы были переданы в качестве резерва «Капитану Евдокимову». Это помогло продлить эксплуатацию оборудования более чем на 10 лет. И только в этом году остро назрела модернизация «Капитана Евдокимова».

В-третьих, сейчас мало специалистов, которые могут провести ремонт аналогового оборудования – по понятным причинам этому уже не учат.

А что взамен?

Главное преимущество модернизации – повышение надежности и отказоустойчивости. Плановые ремонты тоже пройдут спокойнее, так как не будет проблем с деталями на замену. Но возможны и качественные изменения. Например, в этом году на «Авраамии Завенягине» компания решала проблему эффективного движения по шуге – это рыхлое ледяное крошево, и чтобы идти в таких условиях, от энергети­ческой установки требуется выдавать в длительном режиме форсированный ток, превышающий номинал в 1,5 раза.

Еще один объект модернизации – система аварийной предупредительной сигнализации. Главная ее часть – модуль управления и сбора данных на базе промышленного контроллера. Команда получила современную панель управления, чтобы было удобно диагностировать состояние различных агрегатов и вручную выставлять пороги – система предупредит, если превышены показания по температуре и другим параметрам.

Отличие этих ледоколов еще и в том, что «Авраамий Завенягин» принадлежит компании «Норильский никель», поэтому был бюджет на комплексную модернизацию. А два других ледокола находятся в ведении ФГУП «Росморпорт», здесь бюджет ограничен, модернизация коснулась только основного – гребных электродвигателей. Однако мы надеемся, что благодаря поэтапной модернизации аналогового оборудования удастся сохранить эти уникальные суда, и ледокольный флот страны послужит еще не один десяток лет.

Морские вести России №18 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ