«Сибирь» вышла в море - Морские вести России

«Сибирь» вышла в море

17.01.2022

Судостроение

Второй атомный ледокол отправился на ходовые испытания

Фото: «Балтийского завода», «МВР

Санкт-Петербург. 16 ноября 2021 года. Со стапеля Балтийского завода отправился на ходовые испытания первый серийный атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220. Предприятие начало строить судно в мае 2015 года. Вся серия ледоколов выполняется в интересах «Росатомфлота».

О том, как провожали «Сибирь», – в репортаже группы изданий «Морские вести России».

О ледоколе

Универсальный атомный ледокол «Сибирь» – это второе судно в серии, строящееся на Балтийском заводе. Всего у предприятия контракт на строительство пяти подобных судов: головная «Арктика» уже передана заказчику, «Урал» находится на воде, «Якутия» и «Чукотка» на стапеле ожидают спуска на воду.

Подобные ледоколы предназначены для круглогодичной эксплуатации в Западном районе Арктики, а в летне-осенний период – в ее Восточном секторе. В отличие от действующих ледоколов, универсальные атомоходы проекта 22220 будут иметь возможность обеспечивать проводку судов как на глубоководных трассах Северного морского пути, так и на мелководных участках.

Проект судна разработали конструкторы ЦКБ «Айсберг».

Что проектант, что завод-строитель, что заказчик выделяют особенностью подобных ледоколов именно двухосадочность. Например, в настоящее время у «Атомфлота» работают два типа ледоколов: линейные проекта 10521 и мелкосидящие «Таймыр» и «Вайгач». Они заняты в устье арктических рек. Атомоход проекта 22220 имеет возможность работать при осадке 10,5 метра, а также может обеспечивать проводку судов буквально до причала на сибирских реках.

Помимо двухосадочности важным отличием ледоколов проекта 22220 по праву считают насыщение уникальным оборудованием и технологичными решениями. Судно оборудовано блочными реакторами «РИТМ-200» отечественного производства, двумя двухцилиндровыми турбинами производства Кировского завода, а также совершенно новой и уникальной для российского судостроения системой электродвижения на переменном токе, состоящей из трех двигателей по 20 мВт каждый. Все это перевязано между собой сложной системой автоматики. Именно благодаря автоматике удалось сократить численность экипажа судна. Для сравнения: экипаж ледоколов проекта 10521 составляет 133 человека, а у атомоходов проекта 22220 – всего 54.

Для генерального директора «Атомфлота» наиболее важными особенностями ледокола проекта 22220 являются экономическая эффективность из-за сокращения количества экипажа и гораздо больший срок загрузки топлива (7-8 лет по сравнению с судами-предшественниками, которые загружали топливо на 4-5 лет), а также высокая автоматизация атомоходов.

Напомним, что первый серийный ледокол был заложен на Балтийском заводе 26 мая 2015 года, а торжественная церемония спуска на воду «Сибири» прошла 22 сентября 2017 года.

Куда ушли и что будут испытывать

Программа ходовых испытаний рассчитана на три недели. Поэтому ближайший 21 день сдаточная команда Балтийского завода совместно с представителями компаний-контрагентов будут проверять работу механизмов и оборудования «Сибири». Специалистами запланировано проведение комплекса испытаний, в том числе паротурбинной установки, систем электродвижения, работа валопроводов и палубных механизмов (якорное и рулевое устройства).

Будут протестированы скоростные и маневренные характеристики ледокола, функционирование общесудовых систем и систем автоматики. Кроме того, важным этапом ходовых испытаний станет проверка систем навигации и связи, а также работа вертолетного комплекса.

Судно будет проходить испытания в полигонах Финского и Выборгского заливов, для проверки якорных устройств ледокол должен уйти к Гогланду на глубину 120 метров.

«Собственный путь России в Индию»

Несмотря на достаточно пасмурную, ноябрьскую погоду, любой этап строительства, особенно отправление на ходовые испытания таких сложных судов, как атомные ледоколы, – это настоящий праздник не только для «Росатомфлота» и Балтийского завода, но и для страны.

На заводские ходовые испытания ледокол провожали генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка и генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов.

С поздравительной речью выступил глава «Атомфлота» М. Кашка, отметив, что ввода в эксплуатацию «Сибири» ждут не только «Росатомфлот», но и вся Россия. По его словам, «благодаря постройке головного ледокола «Арктика» проекта 22220 мы уже сроднились». Он уточнил, что все ледоколы, кроме атомного ледокола «Ленин», были построены на Балтийском заводе.

– Надеюсь, что через три недели судно вернется с испытаний, встанет у достроечной стенки завода еще на две недели и до нового года покинет порт для работы на арктических трассах, – заявил М. Кашка.

А вот генеральный директор Балтийского завода А. Кадилов подчеркнул, что уже сейчас «Сибирь» как первый серийный ледокол строится по-другому в отличие от строительства «Арктики». И пояснил, что «мы растем изо дня в день, из года в год. Техника стала знакомой, но проблем при реализации заказа меньше не стало». Он выразил уверенность, что спустя 21 день ледокол вернется на Балтийский завод, где «мы его достроим, и 20 декабря будет подписан приемный акт судна».

Пока «Сибирь» отшвартовывали от достроечной стенки Балтийского завода, гендиректор Балтийского завода и глава «Атомфлота» рассказали о значимости сегодняшнего дня и в целом о сути всего строительства подобных атомных ледоколов.

По словам А. Кадилова, ледоколы проекта 22220 дают России право чувствовать себя хозяином в Российской Арктике, потому что «те проекты, которые сейчас там реализуются, требуют проводки судов». Он подчеркнул, что надеется, что в 2022 году будет испытана сквозная проводка газовозов двумя ледоколами проекта 22220 в сторону востока.

По информации М. Кашки, в Арктике сильно возросла активность из-за реализации в регионе крупных проектов. Поэтому даже пяти ледоколов проекта 22220 не хватает для полноценной работы на Севморпути. М. Кашка подчеркнул, что «когда вся серия самых мощных атомоходов в мире войдет в строй, то можно будет говорить о развитии восточного направления трассы Северного морского пути и о круглогодичной навигации по всей трассе».

И ссылаясь на слова заместителя генерального директора, директора дирекции СМП ГК «Росатом» Вячеслава Рукши, глава «Атомфлота заявил о том, что «новые мощные ледоколы открывают собственный путь России в Индию». И добавил, что «новый ледокольный флот даст больше возможностей для отечественных компаний, которые заходят в Арктику, с точки зрения доставки продукции на мировые рынки».

Более того, по его мнению, «для полноценной работы Севморпути как транспортного коридора нужно 11-13 новых ледоколов».

Характеристики атомного ледокола проекта 22220

Длина, м

173,3

Ширина, м

34

Осадка, минимально рабочая, м

8,55

Осадка, полная по КВЛ, м

10,5

Экипаж, чел.

75

Реакторы

2 х «РИТМ-200»

Мощность на валах, МВт

60

Движители

3 гребных винта фиксированного шага с 4 съемными лопастями

Скорость хода, уз. Осадка, полная по КВЛ, м

22 по чистой воде; 12 по льду 1,5 м

Автономность плавания

7 лет (перезагрузка топлива); 6 месяцев (по запасам провизии)

Морские вести России №16 (2021)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

15.06.2022

Судостроение

13.05.2022

Судостроение

05.03.2022

Судостроение

17.02.2022

Судостроение