Полет кондора - Морские вести России

Полет кондора

08.10.2021

Судостроение

Новый катер Rodman 138 Cуndor от Rodman Polyships SAU

Фото: Fluidmecanica

Испанская верфь Rodman Polyships SAU, которая специализируется на строительстве судов из композитных материалов, в апреле 2021 года поставила новый патрульный катер Rodman 138 Cуndor для Государственного агентства налоговой службы (Agencia Estatal de Administraciуn Tributaria, AEAT).

Сегодня этот композитный катер из полиэстера, армированного стекловолокном, – самое крупное и быстроходное судно в Европе, сделанное по подобной технологии. Как заявляют на верфи, сдача этого заказа позволила фвой рынок с совершенно новым продуктом.

Шираз Хафизов

Название катера – Cуndor не случайно. На рубеже 80-90-х годов, когда в Испании был один из самых сложных периодов борьбы с оборотом наркотиков, в Таможенной службе несла вахту серия катеров с таким же названием. Новый Cуndor стал достойным продолжателем той легендарной серии.

Rodman 138 Cуndor сочетает в себе стремительный дизайн (над внешним обликом катера трудилась целая команда разработчиков и дизайнеров), надежность, качество сборки и широкий функционал.

Длина катера – 43 метра, габаритная ширина – 8,3 метра.

Силовая установка состоит из двух дизельных двигателей Caterpillar C18 мощностью 1500 кВт каждый и гребных винтов Teignbridge C-FOIL, которые позволяют судну развивать скорость в 26 узлов. Благодаря применению специальной системы стабилизации удалось уменьшить крены во время движения и маневрирования, улучшить характеристики, экономию топлива и безопасность работы.

На борту катера восемь кают, максимальная вместимость – 24 человека, из них 14 человек команды плюс 10 пассажиров. Автономность по топливу составляет около 2000 миль, что вдвое больше, чем у обычного патрульного катера. Для службы таможни это немаловажный фактор, который позволит увеличить район патрулирования.

Также катер оснащен системой пожаротушения, может принимать участие в аварийно-спасательных операциях, выступать в качестве судна поддержи в тушении пожаров.

Семейный бизнес

Верфь Rodman Naval Construction and Industrial была основана в 1974 году в испанском портовом городе Виго. У истоков предприятия стоял испанский инженер Мануэль Родригес, из первых слогов имени которого и родилось название предприятия.

Поначалу верфь занималась строительством небольших рыбацких катеров, ботов. Но это продолжалось недолго. Вскоре предприятие перешло в более технологичную нишу по выпуску скоростных патрульных катеров, на чем впоследствии верфь и сделала себе имя.

Со временем предприятие разрослось до группы компаний из пяти верфей не только в Испании, но и в Португалии. Суммарные производственные мощности группы компаний располагаются на 240 тыс. квадратных метрах, штат всех верфей – 500 человек.

Отличительная черта Rodman – это ставка на технологии и качество сборки. Как результат, верфь дает 10-летнюю гарантию на свой продукт.

В модельный ряд группы компаний входят не только катера специального назначения из стеклопластика (разведывательные патрульные катера, поисково-спасательные суда, рабочие и пассажирские катамараны, траулеры и т.д.), но и яхты и катера для отдыха и рыбалки. За счет различных типов исполнения и насыщения группа компаний может поставлять катера в самые разные точки мира от Норвегии до Омана.

Сейчас предприятие поставляет катера на 5 континентов и имеет представительства более чем в 50 странах. В среднем Rodman выпускает порядка 500 единиц катеров в год. И суммарно с 1974 года со стапелей верфи группы компаний сошли свыше 13 тыс. катеров и лодок разных габаритов и назначений.

Роль проектанта

В проектировании катера принимала участие другая испанская компания из города Виго – Fluidmecanica. Так как на борту плавсредства находится достаточное количество специального оборудования, Fluidmecanica участвовала с самых первых этапов работы над концепт-проектом катера.

В качестве технических специалистов и консультантов в работе с Fluidmecanica выступали не только технический персонал верфи во главе с ее руководителем Раймундо Тапио, но и представители AEAT и специалисты военно-морских сил.

Стекловолоконный корпус и высокие скорости хода катера предъявляли серьезные требования к работе и качеству оборудования на борту. Также следовало внимательно следить за массогабаритными характеристиками, чтобы не потерять в скорости плавсредства.

Кроме того, у AEAT действуют высокие требования к надежности. В частности, для этого применяется резервирование гидравлической системы. Так, здесь установлены сразу три гидронасоса – два с приводом от главных двигателей по 80 кВт каждый и один резервный от дизель-генератора также мощностью 80 кВт для вспомогательных операций, обеспечения дополнительных мощностей или аварийных случаев. Дополняют это оборудование две независимые гидростанции. Таким образом, даже в случае отказа основного насоса гидравлическая система продолжит работу.

Помимо гидронасосов, из номенклатуры своего оборудования на Cуndor Fluidmecanica поставляла носовой брашпиль с двумя линиями цепи, кормовой шпиль SWL 1000 кг, гидропривод и управление носовым подруливающим устройством мощностью 37 кВт каждое совместно со всей гидросистемой и автоматикой, спуско-подъемное устройство для работы с двумя быстроходными катерами спецназа SWL 4000 кг на волнении до 4 м, буксирный гак SWL 70 кН, рулевую машину с крутящим моментом 2  7328 Нм, гидроприводы крана и пожарного насоса FIFI мощностью около 70 кВт и многое-многое другое.

Компания Fluidmecanica уже много лет поставляет оборудование для малых судов, то есть разработанное специально для применения в небольших помещениях, с небольшим весом, простое в эксплуатации и обслуживании. Из наиболее интересных проектов фирмы можно назвать участие в строительстве быстроходных алюминиевых спасательных 32-метровых катеров Guardamar Calнope на верфи Astilleros Armon, лоцманских судов La Couronne IV длиной 40 метров, которые выпускала та же верфь. Из российских судов можно назвать участие в проектировании и строительстве на заводе «Нижегородский Теплоход» гидрографических судов проекта 23040Г или лоцмейстерских катеров проекта 02780М.

Не только катера

Испанская компания – производитель судового оборудования Fluidmecanica была образована в 1973 году. И с момента основания она занимается производством оборудования для рыболовных компаний: лебедок различного назначения и исполнения, кранов, орудий промысла. Всего за более чем 30-летнюю историю компания поставила около 2000 лебедок только на суда испанской постройки.

Российский рынок для фирмы второй по значимости после испанского. Сотрудничество Fluidmecanica с российскими верфями в проектах двойного назначения идет с 2003 года. Пилотным проектом в этой сфере стало оснащение оборудованием серии буксиров проектов 90600 и 16609, которые строил для отечественного флота ЛСЗ «Пелла». Всего оборудование Fluidmecanica стоит более чем на 200 отечественных новых судах.

За время, которое фирма работает с отечественными верфями и судовладельцами, испанская сторона организовала широкую сеть сервисного обслуживания на базе официальных дилеров и компаний-партнеров.

В любой точке страны можно получить необходимую сервисную помощь или заказать запасные части. Понятно, что в Европе подобный сервис существует уже давно. Но с верфями Fluidmecanica работает напрямую. Пусконаладка и приемка идут только в присутствии специалиста компании.

Морской флот №3 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Mordraga
Camco
Портовый вебинар Административная ответственность за нарушение технических регламентов в портах
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России