«Второй «Капитан» коснулся воды: на «Северной верфи» спустили на воду первый серийный траулер проекта 170701 - Морские вести России

«Второй «Капитан» коснулся воды: на «Северной верфи» спустили на воду первый серийный траулер проекта 170701

13.04.2021

Судостроение

«Второй «Капитан» коснулся воды: на «Северной верфи» спустили на воду первый серийный траулер проекта 170701

На «Северной верфи» 30 марта 2021 года спустили на воду первый серийный траулер-процессор «Капитан Геллер» проекта 170701. Проект разработали конструкторы отечественного КБ «Наутик Рус». Заказчиком «рыбака» выступает компания «Рыбпроминвест» группы «Норебо».

О том, как проходила церемония - специальный репортаж Морвести ру.

«Уникальный траулер»

Морозильный траулер-процессор «Капитан Геллер» проекта 170701 – это первый серийный «рыбак», который корабелы «Северной верфи» спустили на воду. Головной «Капитан Соколов» в августе 2020 года коснулся воды.

Основной район промысла «Капитана Геллера» - Северо-Восточная Атлантика - Норвежское и Баренцево моря, акватория Фарерских островов, Гренландии, Исландии, Норвегии и России. Промысловая задача траулера - вылов трески, пикши и других морских биоресурсов.

Этот проект российского КБ - одно из самых современных рыболовецких судов мира. Благодаря капсулообразной форме корпуса, «рыбак» обладает повышенными мореходными качествами. На первом серийном судне установят уникальную фабрику полной переработки рыбы, которая будет выпускать большой ассортимент рыбной продукции, включая разные виды рыбного филе. Современная фабрика позволит обеспечить максимальную свежесть продукта благодаря консервации сырья сразу после вылова, без этапа заморозки. Такое решение позволяет сохранить вкусовые качества и полезные элементы рыбы, включая большое количество омега-3 жиров и витаминов. Также на морозильном траулере наладят выпуск консервов из печени трески. На судне будет организовано практически безотходное производство - образующиеся отходы будут перерабатываться в рыбную муку.

20210330-IMG_8891.jpg

Подобные суда способны вылавливать до 150 тонн рыбы в сутки и производить качественную рыбную продукцию.

«Капитан Геллер» получит автоматизированную систему паллетирования, которая облегчит трудозатраты экипажа, сократит время выгрузки и предотвратит повреждение готовой продукции. Эффективность такой системы уже опробована холдингом «Норебо» на других судах своего флота.

Траулеры этого проекта будут иметь повышенную энергоэффективность. Это значит, что тепло, которое выделяется при работе главного двигателя, направляется на обогрев помещений. Электроэнергию, выделяемую траловыми лебедками, в режиме рекуперации также смогут использовать для нужд «рыбака», что позволит экономить топливо.

Траулер назван в честь Станислава Иосифовича Геллера (1936 - 2006), который прошел трудовой путь от матроса до капитана дальнего плавания. Экипажи Станислава Геллера неоднократно становились победителями социалистических соревнований и отмечались знаком «За безаварийную работу».

20210330-IMG_9046.jpg

Серия рыбопромысловых траулеров-процессоров проекта 170701 для «Норебо» состоит из десяти судов.

Основные характеристики проекта 170701:

Длина, м

81,6

Ширина, м

16

Скорость, уз

15

Водоизмещение, тонн

5500

Мощность главного двигателя, МВт

6,2

Общая производительность, тонн в сутки

150

Производительность по замораживанию, тонн в сутки

100

«Мы выбрали правильного партнера!»

Официальная часть церемонии спуска на воду траулера «Капитан Геллер» проходила с небольшим количеством спикеров. В ней приняли участие гендиректор «Северной верфи» Игорь Орлов, глава компании «Рыбпроминвест» Денис Старков и зампредседателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговли Санкт-Петербурга Алексей Яковлев.

20210330-IMG_9024.jpg

Открывая церемонию Генеральный директор «Северной верфи» Игорь Орлов заявил, что сегодня подводится итог большой и очень непростой работы, которая проводилась многие месяцы всеми участниками строительства: проектантом, заказчиком, строителями, регистром. Всеми, кто болеет морем, любит его и понимает значимость морских просторов для нашей страны: «Траулер «Капитан Геллер» – уникальный во всех смыслах. И с точки зрения процесса строительства, и тех сложностей, с которыми мы сталкиваемся по ходу работы и, главное, уверен - судно ждет красивое и уникальное будущее! Таких судов в России нет, а теперь первый серийный будет на воде. В ближайшие месяцы нам предстоит трудная работа по доведению траулера до его надлежащего состояния. Выражаю уверенность, что уже в начале следующего года «Капитан Геллер» начнет бороздить просторы Мирового океана к удовольствию заказчика, и к нашей гордости!»

20210330-IMG_8977.jpg

В свою очередь глава «Рыбпроминвеста» Денис Старков подчеркнул волнительность момента – именно спуска на воду второго заказа: «Это действительно событие для нас и вас, потому что судно сделано вашими руками. Хочется отметить, что мы еще раз убедились в том, что наш холдинг для осуществления своих амбициозных задач выбрал правильного партнера. Подтверждение этому – проходящая сейчас церемония. Это не единичный экземпляр, это серия. Траулеры уникальные, и только «Северная верфь» смогла осуществить наши планы!»

20210330-IMG_8982.jpg

Завершал официальную часть церемонии зампредседателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговли Санкт-Петербурга Алексей Яковлев. По его словам, закладывать и спускать новые суда и корабли в новом времени стало хорошей традицией для Санкт-Петербурга. Он напомнил, что 26 марта «Адмиралтейские верфи» спустили на воду подлодку «Магадан»: «Капитан Геллер» будет в Северной Атлантике добывать рыбные ресурсы для нашей страны и на экспорт. Благодаря корабелам «Северной верфи» нашему городу доверяют строить такие сложные и современные суда».

Испытания – осенью, передача – в начале 2022 года

Глава «Северной верфи» Игорь Орлов на пресс-подходе подчеркнул, что сейчас – время невероятно напряженное. У завода, по словам Орлова, четыре сдаточных заказа в 2021 году. Однако верфь планирует сдать пять заказов: два военных корабля, два ярусолова и головной траулер «Капитан Соколов» проекта 170701.

И. Орлов также заявил, что вся работа сопряжена со сложностями и вызовами, но из-за этого работать на предприятии интересно.

Про уникальность судна сказано не раз. Но «Капитан Геллер» - первый серийный траулер. И гендиректор в очередной раз подчеркнул это, поделившись впечатлениями от строительства как головного «рыбака», так и серийного. Глава «Северной верфи» связывает уникальность проекта буквально со всем: с внешним обликом, с технологиями, которые применяются на судне, с компоновкой, с уровнем оснащенности рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего комплекса, экологичности и комфорта для экипажа.

20210330-IMG_9030.jpg

Он заявил, что корабелы верфи получают огромное удовольствие от решений, которые реализует заказчик, отметив, что по ходу работы многое приходится уточнять, совершенствовать сам процесс строительства.

Что касается отличий между судами в серии, то их не будет. Единственное, «рыбаки» будут от заказа к заказу становиться лучше, потому что судостроители по ходу серии будут накапливать необходимые компетенции и мастерство.

Известно, что головной траулер «Капитан Соколов» будет передан в 2021 году, и все последующие «рыбаки» в серии будут передаваться заказчиком с интервалом в полгода.

20210330-IMG_8919.jpg

Сегодня герой нашего репортажа «Капитан Геллер» только коснулся воды. После спуска на воду закончат формирование корпуса, погрузку и монтаж крупного оборудования, выполнят металлизацию корпуса, начнут изготовление и монтаж трубопроводов. На ходовые испытания судно отправится осенью этого года.

Любопытным остается момент, связанный со старым флотом холдинга «Норебо». По словам Дениса Старкова, в настоящее время флот компании укомплектован судами с внушительным возрастом. Это-то и стало для них основной причиной строительства нового флота. Как только в состав флота будут приняты новые современные траулеры, холдинг займется списанием старых «рыбаков».

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ