Как устроено многофункциональное судно «Умка» - Морские вести России

Как устроено многофункциональное судно «Умка»

06.10.2020

Судостроение

Как устроено многофункциональное судно «Умка»

Фото: ФГБУ «Морспасслужба»

В 2017 году Морская спасательная служба России приобрела у судоходной компании Sevnor Limited многофункциональное судно – якорезаводчик «Умка». Теплоход, помимо аварийно-спасательных дежурств, также используется на шельфовых работах, в том числе по заводке якорей на буровых платформах, несении готовности у скважин, и для операций с телеуправляемыми подводными аппаратами.

Шираз Хафизов

За три года «Умка» отметилась в нескольких крупных проектах. В том числе судно в течение четырех месяцев выполняло работы на проекте «Северный поток – 2» совместно с компанией «Фертоинг», затем несло аварийно-спасательную готовность в Балтийском и Баренцевом морях. В апреле «Умка» участвовала в буксировке плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» проекта 20870 из Санкт-Петербурга в Мурманск.

А 7 апреля «Умка» проводила спасательную операцию по буксировке аварийного танкера «Варзуга», который повредил винторулевую колонку на трассе Севморпути.

Сейчас «Умка» в эксплуатации Северного филиала ФГБУ «Морспасслужба».

Сегодня рассказываем в подробностях об этом уникальном судне.

Из истории и общее

Многофункциональное судно «Умка», а в первой жизни Stril Poseidon, было построено в 1998 году на верфи Hellesшy Skibsbyggeri для норвежской судоходной компании Simon Mшkster Shipping. Офшорный снабженец и спасатель должен был работать на месторождениях Statoil Haltenbank. Проект судна – плод совместного труда Vik-Sandvik, Aker Arctic и Mшkster Shipping.

Общая длина «Умки» составляет 79,8 м, ширина – 18,0 м, осадка – 6,6 м. Суммарный дедвейт судна – 3550 тонн.

Фальштрубы на судне несколько смещены в сторону и опущены, что обеспечивает 360-градусный обзор из любой точки на мостике. На судне могут разместиться до 40 человек. Также на борту есть лазарет на 20 пациентов. Благодаря высокому ледовому классу Ice-1 судно способно работать круглогодично. Бункероваться водой, топливом и продовольствием «Умка» может в числе прочего и с буровых платформ, и прямо в море.

Катера на борту

Отличительная особенность судна – это наличие на борту специальных высокоскоростных поисково-спасательных катеров мощностью 147 кВт каждый.

Причем самая изюминка судна заключается в системе для спуска и подъема скоростного поисково-спасательного катера Fast Rescue Daughter Craft (FRDC). Катер находится в кормовой части судна, для его спуска используется отдельное спуско-подъемное устройство, а от внешних воздействий защищают герметичные двери.

Дополнительно на борту судна есть скоростная дежурная шлюпка Alusafe MOB 700 FRB – 147 кВт.

Борьба ЛАРН

Судно оборудовано системой сбора аварийных разливов нефти Transres 150, куда входят боновые заграждения, скиммеры. Также на борту находится более 50 м3 концентрированного диспергатора для борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов. Система позволяет существенно уменьшить время, необходимое на оперативное реагирование в случае аварии. Погрузка оборудования в модульном исполнении, что стоит на базах, занимает существенное время.

На палубу

Для погрузо-разгрузочных работ в кормовой части судна предусмотрен кран Palfinger грузоподъемностью 3 тонны.

Одна из функций судна – проведение аварийной буксировки. Для этого на «Умке» есть двухбарабанная буксировочная лебедка Ulstein тяговым усилием 162 тонны с диаметром барабана 8,5 м. Для заводки якорей используются две лебедки Ulstein с усилием по 10 тонн.

Энергетическая установка и пропульсивный комплекс

Главная судовая энергетическая установка судна состоит из двух двигателей Ulstein Bergen BVM-12 мощностью 5294 кВт каждый. Три вспомогательных двигателя от Caterpillar CAT 3406 DIT мощностью 270 кВт, которые работают вместе с генераторами Stamford AvK 2400 kVA – плюс аварийный генератор CAT 3306 TA 184 кВт.

В носовой части судна располагаются два подруливающих устройства: тоннельное Ulstein на 883 кВт и одно выдвижное Ulstein VROS 180 Azimuth мощностью 1096 кВт. Помогает им кормовое подруливающее устройство Ulstein на 883 кВт.

Совместно с системой навигации энергетическая установка и пропульсивный комплекс входят в систему динамического позиционирования DP-2 от Konsberg SDP-21. Эта же компания поставляла интегрированный мостик. Максимальная скорость судна – 16 узлов.

Сейчас «Умка» используется в разных операциях. Прежде всего в буксировках, в том числе аварийных, и дежурствах АСГ, на обеспечении плавучих буровых платформ.

Морской флот №3 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ