Амбициозные проекты и новаторские решения - Морские вести России

Амбициозные проекты и новаторские решения

18.01.2024

Судостроение

Амбициозные проекты и новаторские решения

Фото: aoosk.ru

Отечественное судостроение, как, впрочем, и судоремонт, переживает весьма непростое время, которого, пожалуй, никогда еще не было. Даже в самые холодные годы холодной войны, несмотря на поправки Вэника, можно было на рынке заказать судостроение, прикупить комплектующие, позаимствовать технологии и т.д.

Однако с развалом великого СССР оказалось, что в новоиспеченной России некому регулировать взаимоотношения груза и перевозки, кроме известной «руки рынка», а соответственно, и планировать строительство морского тоннажа для обеспечения экспортно-импортных перевозок грузов. В итоге уже 30 лет, как страна потеряла транспортную независимость, попав в подчиненное положение к иностранцам почти во всем.

Тем не менее во мраке этой ночи находятся точки роста, где светлые головы реализуют амбициозные проекты и принимают новаторские решения.

Демодень прошел на заводе «Янтарь»

Открытый демодень Индустриального центра компетенций «Судостроение» состоялся на площадке АО «ПСЗ «Янтарь» (входит в ОСК) при поддержке Минпромторга, Минцифры и АО «ОСК». В мероприятии приняли участие заместитель гендиректора по производственной деятельности АО «ОСК» Сергей Ляшенко и директор департамента цифровой трансформации и информационных технологий Дмитрий Лебедев, руководитель Центра цифровизации организаций ОПК ФГУП «ВНИИ «Центр» Андрей Агеев, гендиректор АСКОН Максим Богданов, советник гендиректора РФРИТ Дмитрий Виташов.

Как сообщила пресс-служба ОСК, участники обсудили внедрение отечественных информационных технологий для повышения эффективности производства и достижения технологического суверенитета судостроительной отрасли.

– Главная задача индустриального центра компетенций «Судостроение» заключается в том, чтобы, несмотря на уход с рынка зарубежных вендоров, за счет ускоренного развития отечественного программного обеспечения и внедрения его в производственные процессы обеспечить высокий уровень развития и экономическую эффективность судостроительной отрасли, на уровне мировых лидеров судостроительной промышленности, – отметил директор департамента цифровой трансформации и информационных технологий АО «ОСК» Д. Лебедев.

По его словам, ОСК реализует один из самых масштабных и амбициозных отечественных проектов по устранению цифрового неравенства и у корпорации уже есть измеримые результаты.

– По инициативе ОСК в Минпромторге приняли решение по усилению работы Отраслевого комитета «Машиностроение» и формируют архитектурный комитет, привлекая к работе авторитетных специалистов отрасли и научного сообщества, – сказал Д. Лебедев. И добавил: «Надеемся на их активное участие и экспертную поддержку в определении приоритетов, оптимизации программной среды и реализации ключевых проектов отрасли».

По его словам, в рамках ИЦК «Судостроение» разработчики ПО получили от ведущих предприятий отрасли детальные функциональные требования к разрабатываемым решениям. Совместно с проектно-конструкторскими бюро, научными центрами, верфями, Морским регистром «мы работаем над созданием «Цифровой платформы судостроения», которая объединит в себе и инструменты проектирования, и сквозную информационную систему поддержки жизненного цикла судна», – заявил он.

Также важной задачей является наследование в редактируемом виде данных из зарубежных САПР, а также встраивание в «Цифровую платформу судостроения. Проектирование» инструментов создания цифровых двойников. При формировании облика «Цифровой платформы судостроения. Производство» «опираемся на результаты ОКР «Цифровое производство», выполненной в ОСК», – сообщил гендиректор АСКОН Максим Богданов.

– Наша задача – с помощью инструментов поддержки ИТ удовлетворить спрос на цифровизацию отраслей экономики. – По результатам совместной работы с ИЦК «Судостроение» отобраны и поддержаны грантовым финансированием четыре особо значимых проекта, и эти решения впоследствии будут масштабированы на всю судостроительную отрасль, – отметил гендиректор РФРИТ А. Павлов.

В настоящее время в рамках ИЦК «Судостроение» при поддержке Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) реализуется ряд особо значимых проектов (ОЗП):

– «Доработка и внедрение отечественной судостроительной САПР тяжелого класса как среды проектирования и конструкторско-технологической подготовки производства» (заказчик ОЗП – АО «ОСК»);

– «Внедрение системы виртуального моделирования на базе пакета программ инженерного анализа «Логос» (заказчик ОЗП – ФГУП «Крыловский государственный научный центр»);

– «Внедрение системы динамического моделирования технических систем на базе программного комплекса SimInTech с адаптацией программного обеспечения для решения задач создания энергетических установок объектов морской техники с электродвижением» (заказчик ОЗП – ФГУП «Крыловский государственный научный центр);

– «Внедрение решения «Global-Marine: Система управления судостроением и судоремонтом» (заказчик ОЗП – Онежский ССЗ).

Напомним, что Индустриальные центры компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов были сформированы в 2022 году по поручению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина для обеспечения технологического суверенитета в разных промышленных отраслях. ИЦК «Судостроение» был создан в том же году в формате межотраслевого сотрудничества Минцифры, Минпромторга и ОСК.

Новые материалы для 3D-печати деталей

Ученые научно-образовательного центра (НОЦ) «Российская Арктика» в Архангельске разработали и ввели в Морской регистр пять новых материалов для судостроения и судоремонта. Это металлические порошки, которые могут использоваться для «выращивания» деталей при помощи аддитивных технологий. Аддитивные технологии (от англ. add – добавлять) – методика создания деталей, объектов с помощью послойного добавления материала на основе компьютерной 3D-модели.

Это пять новых материалов для судоремонта и судостроения. <...> Их можно использовать для создания новых деталей, а для судоремонта – там есть технология наплавки, когда восстанавливаются детали. Они [материалы] находятся в особом состоянии, это порошки. Изготавливать деталь сплошную из литья либо фрезерованием – это одно дело, другое дело из порошка, который другими свойствами обладает.

– Сейчас эти пять порошков присутствуют в Морском регистре, есть отдельный ГОСТ под них, – сказал научный руководитель НОЦ, заместитель первого проректора по перспективным проектам Северного Арктического федерального университета (САФУ) Марат Ессеев.

Технологии 3D-печати используются в разных отраслях. Чаще изделия производятся из пластиков, из металла производство сложнее, оно связано с высокими температурами. В авто- и самолетостроении, а также космической отрасли аддитивные технологии применяются широко, в судостроении их внедрение на начальном этапе. В судостроительной отрасли требуются крупногабаритные детали, а при изготовлении больших предметов больше риск нарушения свойств изделия.

– Это путь, по которому прошли авиастроение, автомобилестроение: они занимаются эргономикой и оптимизацией форм детали, они делаются достаточно сложными по форме, и внутренняя структура у них может быть сложная: сетчатая структура, различные перегородки и так далее, – отметил ученый, пояснив, что традиционными методами, например литьем, такие детали порой сделать невозможно. Но можно сочетать обычные способы изготовления с 3D-методами, когда часть детали может «наращиваться».

Еще одно преимущество – это экономия материалов. При аддитивном методе получается точная копия компьютерной модели, которую можно создать достаточно быстро. «Особенно хорошо это для опытных конструкторских работ, когда создаются либо новые детали, либо они совершенствуются. Аддитивные технологии быстро позволяют пройти процесс от чертежа в электронном виде с физическим описанием самого процесса до опытного образца», – добавил он. На «Звездочке» уже действует установка, которая позволяет делать некоторые элементы для винторулевых колонок.

Ученые разработали для отрасли мелкодисперсные порошки, размер частиц в них – от микрометров до десятков нанометров. Материалы состоят из нескольких элементов. Например, в основе одного из них железо с углеродом, к которому добавлены в определенных пропорциях хром и никель. В проекте участвуют ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей», Санкт-Петербургская Корабелка, САФУ, НИИ проектно-технологического бюро «Онега», Центр судоремонта «Звездочка» и другие.

По словам М. Есеева, внедрение аддитивных технологий в судоремонте и создание установок позволят делать необходимые детали в труднодоступных пунктах и на самих судах, например при аварии, когда помощь быстро не доставить.

Морской флот №5 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ