Документы для отрасли - Морские вести России

Документы для отрасли

12.01.2023

Судостроение

Документы для отрасли

Фото: служба коммуникаций ВНИИМ

В рамках прошедшего 12 октября 2022 года в Санкт-Петербурге Международного технологического форума «Российская неделя стандартизации», на территории ВНИИМ им. Д.И. Менделеева состоялось выездное заседание национального технического комитета по стандартизации 005 «Судостроение» под руководством председателя технического комитета, доктора технических наук, профессора П.В. Филиппова.

Сергей Князев, редактор службы коммуникаций ВНИИМ

Деятельность ТК 005 «Судостроение», функционирующего на базе НИИ «ЛОТ» ФГУП «Крыловский государственный научный центр», обеспечивает совместную работу в области стандартизации предприятий судостроительной промышленности различной формы собственности, в отношении которых осуществляется единая государственная политика в сфере разработки, производства, ремонта и утилизации судостроительной продукции.

В заседании приняли участие представители различных предприятий судостроительной промышленности, которым были представлены доклады о деятельности ТК 005 «Судостроение» в 2022 году, реализации Программы национальной стандартизации в 2022 году и организационных вопросах функционирования ТК 005 «Судостроение».

В рамках развернувшейся дискуссии, наряду с проблемными вопросами стандартизации, такими как снижение качества национальных стандартов и технических условий на продукцию судостроения, устаревание фонда стандартов, на заседании были рассмотрены вопросы повышения эффективности взаимодействия участников технического комитета, а также отмечена актуальность создания подкомитета ПК 12 «Авиационно-технические средства морских судов» ввиду необходимости проведения исследований по разработке комплекса стандартов в области обслуживания и эксплуатации вертолетов на морских объектах (судах) с учетом требований международных и российских правил эксплуатации воздушных судов.

По итогам заседания одобрен отчет о деятельности технического комитета за 9 месяцев 2022 года, принят ряд управленческих решений по вопросам организационного взаимодействия членов технического комитета.

По окончании заседания технического комитета его итоги прокомментировал председатель комитета Павел Филиппов, и вот на что он обратил внимание. «В связи с пандемией и другими обстоятельствами в течение некоторого времени работа технического комитета шла не очень активно, и сейчас мы пытаемся его «перезапустить». Наш технический комитет большой, разноплановый, и в этой связи большая нагрузка ложится на подкомитеты. На прошедшем заседании высказался за то, чтобы их работа активизировалась, и рад, что мое пожелание было услышано.

Не секрет, что структура и сама работа нашего ТК – это во многом «калька» с международных комитетов, в частности ISO/TC 8 «Суда и морские технологии». Нынешний руководитель Росстандарта Антон Павлович Шалаев, еще будучи заместителем руководителя Агентства, настаивал, чтобы наш ТК был «зеркалом» 8-го ТК ISO, чтобы те работы, которые делаются там, проводились и здесь. Понятно, что это не могло быть всегда реализовано на 100%, потому что у нас своя специфика, но мы старались развиваться в этом направлении.

С 2015 года количество участников ТК увеличилось примерно на 20%. Отрасль у нас достаточно консервативная, найти новых людей нелегко, да часто это и не нужно. Все основные игроки в ТК представлены. Ввиду консервативности отрасли привлекать для деятельности ТК средства разработчиков, бизнесменов, других интересантов не всегда просто хотя бы потому, что бизнеса в строгом смысле в нашей отрасли немного. В основном на наших судостроительных предприятиях выполняется госзаказ, оборонный или гражданский.

Помимо всего прочего, ТК разрабатывает значимые для отрасли документы. Сейчас у нас на подходе два инновационных стандарта по водородной тематике. Руководство Росстандарта просило разработать эти документы как можно быстрее, и мы справились – в первую очередь потому, что у нас были большие заделы: Институт судовой электротехники в Крыловском государственном научном центре занимается этими вопросами на протяжении последних 15 лет. В ноябре документы должны поступить в Росстандарт.

Одна из тем прошедшего заседания ТК – обработка документов в информационной системе «Береста». Часть доклада моего заместителя Александра Владимировича Марченко была как раз посвящена этой теме. Не все наши коллеги пока освоили эту систему, мы стараемся им в этом помогать.

Заседание комитета оказалось чрезвычайно полезным, мы услышали, что сегодня беспокоит участников. Многие поделились своими проблемами, касающимися стандартизации, мы внимательно выслушали коллег. Какие-то вопросы будут решены в рамках работы технического комитета, какие-то будут переданы в Российский институт стандартизации и руководству Росстандарта».

Морской флот №5 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ