Электронная ведомость ремонта - Морские вести России

Электронная ведомость ремонта

29.12.2022

Судостроение

Определение стоимости ремонта судов технического флота путем составления ремонтных ведомостей

Фото: пресс-служба ФГБУ «Канал имени Москвы»

Статья посвящена определению себестоимости и стоимости ремонта судов с применением электронных ремонтных ведомостей. Материал является итогом работы автора над отчетом о научно-исследовательской работе, включающей обоснование возможности самостоятельного создания ремонтной ведомости судовладельцем (исполнителем ремонта), разработку унифицированных форм документов, а также методики расчета себестоимости и стоимости ремонта. В заключении приводятся общие выводы о возможности и целесообразности создания электронных ремонтных ведомостей силами и средствами владельцев судов с целью согласования с исполнителем ремонта общей сметы затрат. Разработаны также рекомендации по оптимизации работы с ремонтными ведомостями и корреспондирующими с ними документами.

А. Красюк, к.т.н., доцент кафедры ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова»

Итак, техническая подготовка судоремонта традиционно базировалась на единых ремонтных ведомостях (ЕРВ) – для судов серийной постройки либо на индивидуальных ремонтных ведомостях (ИРВ) – для несерийных судов, построенных по индивидуальным проектам.

Ремонтные ведомости на средний и текущий ремонты разрабатывались по судну каждого проекта на стадии его проектирования и являлись неотъемлемой частью комплекта технической документации, передаваемой заказчику строящегося судна.

Данные документы содержали перечень ремонтных работ по каждому конструктивному разделу, статистически средние объемы работ (уточняемые по итогам дефектации), удельные и суммарные трудоемкости по видам работ, специальности рабочих, требуемое количество материалов и иных материальных ценностей, ориентировочную стоимость на единицу работы и суммарную стоимость работ.

На основе сведений, содержащихся в единой ремонтной ведомости, можно было определить себестоимость и стоимость ремонтных работ, а в отдельных случаях модернизации и переоборудования судна.

Использование единых ремонтных ведомостей или индивидуальных ремонтных ведомостей связано с трудностями, обусловленными большим средним возрастом судов речного флота, наличием большего числа дефектов по сравнению с указанными в ведомостях и, как следствие, весьма существенными расхождениями между плановыми значениями объемов и стоимости ремонта (указанными в ремонтных ведомостях) и фактическими затратами.

Из-за отсутствия возможности использования ЕРВ и ИРВ документ с аналогичной структурой далее будет именоваться – ремонтная ведомость (РВ). Тем не менее ремонтная ведомость может быть удобным инструментом, позволяющим рассчитывать точную стоимость ремонта судна в целом, формировать необходимые выходные документы, контролировать продвижение технической готовности ремонта и освоение денежных средств при условии ее создания и заполнения в электронном виде.

Варианты разработки ремонтных ведомостей

Напомню, что суда технического флота находятся в ведении администраций бассейнов ВВП и их задачей является обеспечение судоходных условий на водных путях РФ и в устьевых портах. К техническому флоту относятся дноуглубительные и землесосные снаряды, дноочистительные и русловыправительные суда и агрегаты, плавкраны и плавснаряды для погружения свай, грунтоотвозные суда (шаланды), моторизованные завозни, служебно-вспомогательный флот (катера), брандвахты и прочие плавсредства.

Ремонтные ведомости могут быть сформированы в соответствии с требованиями заказчика ремонта, коим в случае судов техфлота являются АБ ВВП. Следует также учитывать, что ремонт может осуществляться как сторонними предприятиями на основании договора, так и на собственных производственных мощностях администраций бассейнов.

При этом администрации, определяя себестоимость и стоимость работ, могут использовать один из трех вариантов:

– поручить разработку ремонтных ведомостей и формирование выходных документов компетентной организации на основании договора по оказанию услуг;

– использовать нормативную документацию и базы данных, предоставленные компетентной организацией по договору, но при самостоятельной разработке ремонтных ведомостей своими силами и средствами;

– полностью самостоятельно разрабатывать ремонтные ведомости с использованием собственной нормативной документации и собственных баз данных.

Что касается использования услуг компетентных организаций (варианты разработки РВ 1 и 2), можно отметить, что автоматизированные системы обработки ремонтной документации (АОРД) позволяют создавать документы, аналогичные по структуре ремонтной ведомости с возможностью формирования итоговых выходных документов всех видов.

В частности, в нашем университете на базе лаборатории информационных технологий и менеджмента научного центра используется программа серии «СУДОРЕМОНТ», являющаяся системой автоматизированной обработки ремонтной документации.

При этом действует довольно гибкая система взаимодействия с заказчиками. В зависимости от потребностей конкретного пользователя на договорной основе могут быть предоставлены:

• программное обеспечение «СУДОРЕМОНТ» в комплекте с базами данных по необходимым заказчику проектам судов;

• базы данных по проектам судов без установки программного обеспечения;

• комплексные базы данных по группам судов;

• отдельные документы, содержащие нормативную информацию для самостоятельного составления заказчиком ремонтных ведомостей.

Что касается 3-го варианта разработки РВ – самостоятельной разработки как самих ведомостей, так и формирования иных документов, связанных с содержанием ремонтной ведомости силами специалистов администраций бассейнов, потребуются:

– 1-3 специалиста (количество специалистов зависит от их компетенции);

– 1-3 персональных компьютера (зависит от количества специалистов);

– стандартный пакет MS Office (Excel) либо иное общедоступное программное средство, позволяющее вести базы данных.

Структура ремонтных ведомостей

В рамках работы над отчетом о НИР автором была обоснована реальная возможность самостоятельного формирования ремонтных ведомостей специалистами АБ ВВП с использованием наиболее доступного в настоящее время прикладного программного средства – MS Office (Excel).

Были разработаны документы двух видов:

• ремонтная ведомость и формируемые на ее базе выходные документы в файле Excel на примере судна-представителя (в качестве судна-представителя было принято судно проекта 711Б – самоходная саморазгружающаяся грунтоотвозная шаланда с открывающимися в днище створками вместимостью 170 м3. Назначение судна – транспортировка грунта от землечерпательных снарядов;

• унифицированные формы документов ремонтной ведомости и формируемые на основе РВ документы.

Разработка унифицированных форм как ремонтных ведомостей в целом, так и форм выходных документов имела целью приведение указанных документов к единому виду, упрощению и обеспечению прозрачности расчетов.

На рис. 1 дан общий перечень документов, связанных с содержанием ремонтной ведомости, и показано, с какими документами она корреспондирует. Основными входными документами, формирующими структуру ремонтной ведомости до выполнения в ней расчетов, являются заявочная ведомость и нормативно-технологическая ведомость. На основании заявочной ведомости определяется перечень работ, выполняемых при ремонте по каждому конструктивному разделу судна, после чего из нормативно-технологической ведомости в ремонтную ведомость вносятся сведения о специальностях и квалификации рабочих, удельной трудоемкости работ, необходимых для ремонта материалах и иных ценностях, нормах их расхода.

Точные объемы работ могут быть определены в ремонтной ведомости путем внесения в нее данных из акта (отчета) по дефектации судна.

Рис. 1. Документы, связанные с содержанием ремонтной ведомости

Как видно из схемы на рис. 1, заполненная ремонтная ведомость формирует:

выходные документы – при условии полного завершения ремонта (100%-ная готовность);

отчет по фактическому выполнению работ – по частичной готовности.

Несмотря на то что РВ формируется АБ ВВП самостоятельно и с учетом собственных требований, она, как и ранее используемые ЕРВ и ИРВ, является сложным, многостраничным документом.

Общая структура ремонтной ведомости (рис. 2) формируется с учетом разбивки судна на конструктивные разделы. Для большинства судов конструктивные разделы (уровень 1) практически одинаковы. Более детальная разбивка, начиная с уровня 2 и заканчивая отдельной ремонтной работой, предусматривает существенные различия не только по типам судов, но и по отдельным проектам.

Рис. 2. Обобщенная структура ремонтной ведомости по уровням конструктивной разбивки

По этой причине входные документы, задающие структуру РВ: заявочная ведомость и нормативно-технологическая ведомость Администрации бассейна, следует разрабатывать на конкретный проект судна либо (для конструктивно несложных судов – например, несамоходных) на группу судов в виде комплексной нормативно-технологической базы.

Унифицированные формы документов

В процессе работы над отчетом в целях стандартизации документации АБ ВВП, как разработчика ведомости, а иногда и исполнителя ремонта, был разработан ряд унифицированных форм как в текстовом файле (в формате Word), так и в выполненном расчетном примере по т/х проекта 711Б (в формате Excel). Вот перечень унифицированных форм и их краткое описание:

• Унифицированная форма 1. «Ремонтная ведомость» – основной документ определения себестоимости и стоимости ремонтных работ; корреспондирует с формами №2, 3 и 10; содержит расчеты трудоемкостей, оплаты труда, накладных расходов и плановых накоплений на всех уровнях конструктивной разбивки, начиная с отдельной работы и заканчивая итогами по конструктивным разделам и судну в целом.

• Унифицированная форма 2. «Заявочная ведомость» является внутренним документом и используется для предварительного определения состава ремонтных работ по судну; документ с наиболее простой структурой. Содержит сведения о коде работы (с учетом принадлежности к конструктивному разделу или подразделу), об уровне раздела, подраздела, пункта в соответствии с конструктивной разбивкой, о содержании работы и ее натуральном измерителе.

• Унифицированная форма 3. «Нормативно-технологическая ведомость» содержит информацию о трудоемкости, специальностях рабочих и их разрядах, об используемых материальных ценностях, нормах их расхода и ценах.

• Унифицированная форма 4. «Спецификация» позволяет на основе расчетов, выполненных в форме 1, определить общую итоговую удельную стоимость единицы работы.

• Унифицированная форма 5. «Отпускная стоимость» представляет собою сокращенный вариант ремонтной ведомости, позволяющий владельцу судна проанализировать влияние стоимости отдельных ремонтных работ на общую стоимость ремонта и оценить обоснованность выставляемой исполнителем ремонта суммы к оплате.

• Унифицированная форма 6. «Список материальных ценностей» – это полный перечень используемых при ремонте судна материалов, полуфабрикатов и изделий, сведения об их требуемом количестве, ценах и затратах по каждому виду материальных ценностей. Сведения, представляемые в данной форме, дают подробную информацию для материально-технического снабжения предприятия – исполнителя ремонта.

• Унифицированная форма 7. «Список трудоемкостей» на основании данных ремонтной ведомости группирует информацию о трудовых затратах на ремонт. Содержит сведения о трудоемкости работ по специальностям рабочих с учетом их тарифных разрядов, заработной плате по тарифам (нетто) и суммарных расходах по оплате труда рабочих, включая все виды надбавок, доплат и отчислений во внебюджетные социальные фонды.

• Унифицированная форма 8. «Титул (схема калькуляции)» необходим для подробной калькуляции сметной стоимости ремонта. Несмотря на некоторые различия в формировании сметной стоимости в зависимости от исполнителя ремонта, общая стоимость ремонта может быть рассчитана в данной форме, общий вид которой представлен в таблице 1.

• Унифицированная форма 9. «Стандартный титул» – в документе указывается итоговая стоимость ремонта, общие суммы прямых материальных и прямых трудовых затрат, а также их распределение по цехам (участкам – для предприятий с бесцеховой производственной структурой).

Следует отметить, что унифицированные формы 4-9 заполняются по окончании формирования структуры ремонтной ведомости (форма 1), ее заполнения и выполнения расчетов.

Таблица 1. Унифицированная форма 8. «Титул (схема калькуляции)»

№ п/п

Показатель/статья затрат

Ед. изм.

Значение

Примечание

1.

Трудоемкость

н.час

2.1.

Заработная плата (по тарифу)

руб.

2.2.

Доплаты и надбавки

%

от п. 2.1

руб.

2.3.

Дополнительная заработная плата

%

от п. 2.1+п. 2.2

руб.

2.4.

Отчисления во внебюджетные социальные фонды

%

от п. 2.1+п. 2.2+п. 2.3

руб.

2

ИТОГО расходы по оплате труда

руб.

сумма п.п. 2.1+2.4

3.

Материалы

руб.

4.

Накладные расходы

%

от п. 2

руб.

5.

ИТОГО прямых и накладных расходов

руб.

сумма п.п. 2+4

6.

Прочие производственные расходы

%

от п. 2

руб.

7.

Производственная себестоимость

руб.

п. 5+п. 6

8.

Внепроизводственные расходы

%

от п. 2

руб.

9.

Полная себестоимость

руб.

п. 7+п. 8

10.

Плановые накопления

%

от п. 2

руб.

11.

Расходы за наблюдение РРР

%

от п. 9+п. 10

руб.

12.

ИТОГО (стоимость ремонта)

руб.

п. 9+п. 10+п. 11

13.

НДС

%

от п. 12

руб.

14.

Стоимость ремонта (с НДС)

руб.

п. 12+п. 13

При самостоятельном составлении ремонтной ведомости Администрацией бассейна на начальном этапе создания собственных разработок с применением прикладных программных пакетов полностью автоматизированное формирование выходных документов затруднено. Задача вывода итогов (например, материальных ценностей, трудоемкостей по видам работ) из РВ может быть решена путем использования многофакторных фильтров.

По мере приобретения опыта разработки РВ собственными силами и средствами АБ ВВП появятся разработки по судам определенных проектов, которые можно будет использовать в качестве базы для определения стоимости ремонта аналогичных судов.

Помимо перечисленных выше унифицированных форм для заполнения ремонтной ведомости разработчику понадобится создать ряд вспомогательных форм:

– перечень средних тарифных ставок по специальностям рабочих;

– список нормативов предприятия – исполнителя ремонта о средних размерах надбавок и доплат в заработной плате по тарифам, уровне накладных расходов и плановых накоплений, размере прочих производственных и внепроизводственных расходов; также в списке должны быть указаны действующие на дату расчета ставки налогов и обязательных отчислений.

Оформление списка нормативов понадобится как для расчета стоимости ремонта в унифицированной форме 8 «Титул (схема калькуляции)», так и для расчета ряда коэффициентов, которые позволят определять итоговую стоимость отдельных работ в самой ремонтной ведомости.

Данная задача была реализована автором в рамках создания ремонтной ведомости по судну-представителю проекта 711Б в файле Excel. Пример списка нормативов (фрагмент файла) приведен на рис. 3.

Рис. 3. Пример оформления таблицы нормативов и расчета коэффициентов для заполнения унифицированных формнтной ведомости по уровням конструктивной разбивки

Реализация задачи формирования ремонтной ведомости и прочих форм документов с применением прикладного программного продукта MS Excel позволяет выполнять проверку правильности расчетов. В случае правильного заполнения базовой формы 1 «Ремонтная ведомость» и обеспечения правильных связей между формами и множественных фильтров итоги расчетов из разных форм будут сходиться.

В частности, будут совпадать итоги по показателям:

– суммарная трудоемкость работ;

– суммарная заработная плата по тарифу;

– итоговая сумма расходов по оплате труда;

– суммарные материальные затраты;

– стоимость ремонта;

– стоимость ремонта с НДС.

Рекомендации

В случае самостоятельной разработки ремонтных ведомостей заказчиком ремонта с использованием прикладных программных продуктов работа специалистов должна быть по возможности простой и прозрачной.

1. Ремонтные ведомости и выходные документы рекомендуется разрабатывать на каждый конкретный проект судна.

2. Нормативно-технологическая ведомость может быть реализована как на отдельный проект судна, так и на группу близких по конструкции судов в виде комплексной базы данных.

3. Поскольку нормативно-технологическая ведомость дублирует информацию, которая содержится в заявочной ведомости, от разработки и использования последней можно отказаться.

4. Цены на материалы и иные товарно-материальные ценности могут определяться как по Единому справочнику материальных ценностей, так и непосредственно вводиться в саму форму ремонтной ведомости.

5. Единый справочник материальных ценностей рекомендуется разрабатывать не для отдельных проектов или групп судов, а по всем судам, находящимся в ведении АБ ВВП, поскольку одни и те же ТМЦ могут быть использованы для судов разных проектов. Это позволит более своевременно обновлять справочник.

Заключение

На основании выполненных расчетов и обоснований можно сделать выводы:

– электронная ремонтная ведомость является удобным инструментом для определения себестоимости и стоимости ремонтных работ;

– ремонтная ведомость может быть сформирована на основе общедоступных прикладных программных пакетов;

– создание электронной ремонтной ведомости, а также формирование входных и выходных документов возможно как исполнителем ремонта, так и собственником судна с целью согласования договорной цены на ремонт;

– создание и ведение ремонтных ведомостей исполнителем ремонта (по сравнению с ее разработкой по договору с компетентной организацией) позволит наиболее точно рассчитать смету затрат на ремонт с учетом территориального расположения пункта ремонта, имеющихся производственных мощностей и уровня накладных расходов;

– возможно сокращение трудоемкости создания ремонтной ведомости за счет сокращения числа избыточных входных и выходных документов, а также применения коэффициентов к расчету.

Морские вести России №14 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ