Глобальные задачи развития Арктики
14.10.2024
Севморпуть

Фото: пресс-служба II Форума «Арктика – Регионы»
В период с 8 по 9 августа этого года в Архангельске при поддержке Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики проходил II Форум «Арктика – Регионы», который был направлен на выработку совместных решений по эффективному развитию судоходства и морской логистики на Северном морском пути (СМП), модернизации портовой инфраструктуры и кадрового обеспечения. В работе Форума приняли участие свыше 1300 делегатов из более чем 40 регионов России. Правительственные делегации представляли Архангельскую и Мурманскую области, Красноярский край, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский автономные округа, республики Коми, Саха (Якутия), Карелия, а также Москву и Санкт-Петербург.
В деловой повестке при поддержке ГК «Росатом» была организована масштабная конференция по развитию СМП, где на одной из сессий «Северный морской путь – арктическая связь регионов» речь шла о перспективных арктических проектах, связанных с СМП, об интеграции инфраструктуры СМП в уже действующие проекты. При этом проекты развития Арктики обсуждались не только с региональной точки зрения, но и затрагивали федеральный уровень.
Владимир Михайлов
Первые итоги
Ресурсные богатства Арктики имеют планетарный масштаб и по платиноидам, и по газу. В мировом балансе этих запасов больше 10%. Это существенный геостратегический ресурс России. Об этом на сессии Форума сообщил первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.
По его словам, освоение Арктики в какие-то периоды осуществлялось более активно, в какие-то – темпы снижались. Но сегодняшние технологии дают новые возможности по освоению региона, в том числе по разработке Баимской группы месторождений, открытых еще во времена Советского Союза в 1970-е годы, и реализации многих других проектов.
В целом Северный морской путь стал основой для осуществления крупных проектов в Норильске компанией «Норникель», на Ямале – компанией «НОВАТЭК», проекта «Восток Ойл» «Роснефти». И то, что делает Россия в Арктической зоне в части извлечения запасов, невозможно без развития СМП (потому что нужно добыть и вывезти) – и в этом плане «северный маршрут» создает условия для всестороннего развития арктических территорий.
Г. Гусейнов напомнил, что в 2022 году правительством по поручению президента был принят План развития Северного морского пути до 2035 года, который объединил в себе перечень из 152 основных мероприятий, связанных с созданием полноценной инфраструктуры СМП. Основная его ценность, по словам спикера, в том, что «там есть как обязательства государства по созданию инфраструктуры, так и обязательства инвесторов по развитию инновационных проектов».
Как отметил первый замглавы Минвостокразвития, Президентом РФ были определены целевые индикаторы по грузообороту до 2024-2030 годов, соответственно в рамках этих индикаторов и объемов заявленного компаниями груза и был сформирован этот План.
«На сегодняшний день мероприятия Плана реализуются. В частности, в прошлом году достигнут рекордный показатель по грузообороту – это более 36 млн тонн перевезенного груза по СМП», – сообщил Г. Гусейнов.
По его словам, ключевые мероприятия текущего года: это ввод в эксплуатацию атомного ледокола «Урал» и до конца года – атомного ледокола «Якутия» (современных атомных ледоколов мощностью 60 МВт); реализованный ввод в эксплуатацию терминала «Утренний» в порту Сабетта и старт проекта «Арктик СПГ-2», который начал давать первые результаты; завершение строительства перегрузочного комплекса по перевалке СПГ в Мурманске; осуществление запуска на орбиту 4 спутников гидрометеорологического и радиолокационного наблюдения на трассе СМП; организация субсидированных каботажных рейсов при поддержке Минвостокразвития и «Росатома».
Мастер-план Архангельской агломерации
Особое внимание в деловой повестке Форума было уделено развитию Архангельского транспортного узла, строительству в нем нового глубоководного района морского порта, предусмотренного Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2035 года, а также обсуждению мастер-плана Архангельской агломерации. С этими вопросами на сессии выступил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
«C учетом географических, климатических и природных условий Архангельский порт, конечно, имеет определенные ограничения по максимальной перевалке грузов. Мы для себя в долгосрочной модели рисуем 50 млн тонн. Это тот максимум, на который мы можем выйти в перспективе 10-15 лет, – рассказал губернатор. – Сегодня порт перегружает 6 млн тонн, и есть ограничения, связанные с железной дорогой, строительством новых портовых мощностей. Однако есть надежда на десятикратный рост: наши торговые связи с Китаем дают результат – в 10 раз увеличилось количество судозаходов китайских компаний. И инициатива идет со стороны Китая, значит, это [сотрудничество] им видится перспективным».
А. Цыбульский напомнил, что развитие Архангельского транспортного узла подтверждено соответствующим решением Правительства РФ. Проект глобальный, рассчитан до 2035 и даже до 2040 года в конечном виде, реализовываться будет в несколько этапов.
Первый этап – использование существующих мощностей на 100%. «Это можно сделать наименьшими инвестиционными затратами: расширить узкие места на железной дороге, что решается даже без строительства дополнительных веток, и произвести дноуглубление в порту, которое позволит увеличить глубину до 11,5 метра и увеличить загрузку судов практически на 50%, – пояснил глава Архангельской области. – Проблема нашего порта сегодня в его глубинах: даже заходящее судно не может зайти в порт со 100% загрузкой. Эту задачу надо решить в краткосрочной перспективе».
Второй этап – реализация глобального проекта по строительству нового глубоководного района порта. По словам губернатора, по сути, проект уже есть. Сегодня разрабатывается декларация о намерениях, известны потенциальные инвесторы, готовые вкладываться в развитие инфраструктуры. Для области это, соответственно, и увеличение доходов, и возрождение компетенций, и создание новых рабочих мест. И самое главное – это возможность создания порта совершенно иного уровня, принципиально нового порта, с привлечением науки и возможностью применения в работе беспилотных технологий.
«Это казалось фантастикой, пока мы с бизнес-миссией не побывали в Китае, в порту Далянь (бывший Порт-Артур). <...> Мы увидели этот принципиально новый порт, который был построен уже в современных условиях, порт, который полностью управляется по принципу беспилотных технологий, – рассказал А. Цыбульский. – Там нет ни операторов кранов, ни водителей автомобилей, там все в автоматическом режиме управляется из одного центра оператором, который следит, чтобы все беспилотные устройства работали синхронно и не возникало никаких аварийных ситуаций».
Вот такой высокотехнологичный порт и собираются построить в Архангельске. Для области развитие и порта, и Северного морского пути принципиально важный вопрос.
«Предлагаемый сегодня мастер-план – это набор мероприятий, который связан с социальным и экономическим развитием. Базовое направление включает строительство нового глубоководного района порта, что станет драйвером для развития экономики. Не менее важно укрепление научно-образовательного звена: сейчас строится межвузовский кампус. Это позволит нам связать воедино возможности наших образовательных учреждений и науки, которая должна работать по заказу крупного бизнеса и разрабатывать те проекты, которые в дальнейшем будут коммерциализироваться на предприятиях, а самое главное – позволит сохранить ту историю, которой гордится Архангельская область, и при этом создать современную конкурентную экономику будущего», – констатировал губернатор Архангельской области.
О важности и необходимости скорейшего развития Архангельского порта говорил управляющий директор китайской транспортно-логистической компании NewNewShipping Ке Цзинь.
В 2023 году компания одна из первых в Китае открыла маршрут по СМП. В этом году она планирует увеличить количество рейсов и сократить транзитное время в пути, пользуясь перевалкой в порту Архангельск. В начале июля этого года совместно с ТЛЦ «Белый Раст» компания официально запустила маршрут «Арктический экспресс №1». Транзитный срок маршрута – 20-25 дней по воде и железной дороге. Открытие маршрута сократит транзитное время в пути от Москвы до портов Китая на 35-55%. По словам представителя компании, в текущем году ожидается перевалка более 20 тыс. TEU по данному коридору.
Также Ке Цзинь сообщил, что на Петербургском международном экономическом форуме в июне NewNewShipping подписала с компанией «Росатом Арктика» соглашение о сотрудничестве в создании флота, способного осуществлять перевозки по СМП круглогодично. Первая партия будет состоять из 5 судов ледового класса Arc7. Выход первого судна планируется в 2027 году.
«Мы уверены, что время перевозок через Арктику уже пришло, что мировая логистика сильно меняется. Для нас, частной китайской компании, большое счастье быть частью этого процесса», – сказал Ке Цзинь. По его словам, в ближайшие 5 лет порт Архангельск станет важным хабом российско-китайской логистики, а в ближайшие 10-20 лет он может стать центром, соединяющим Китай, Японию, Корею, всю Юго-Восточную Азию с Европой.
«В настоящее время важно ускорить проект строительства глубоководного района порта Архангельск, увеличить его перевалочные мощности и провозную способность железной дороги. Мы надеемся, что сможем принять участие в развитии порта», – подытожил представитель китайской компании.
Большому Севморпути быть
В рамках формирования нового нацпроекта «Эффективная транспортная система» идет подготовка к рассмотрению и утверждению федерального проекта по развитию Большого Северного морского пути. Об этом сообщил специальный представитель ГК «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя Государственной комиссии по развитию Арктики Владимир Панов.
Он объяснил, почему появилось новое название проекта. СМП, по его словам, юридически построен как следствие морской конвенции и его границы определены в Кодексе торгового мореплавания РФ. Это 3 тыс. морских миль акватории от Новой Земли до Берингова пролива, где лед присутствует более 6 месяцев в году. Архангельск уже выходит за акваторию СМП.
Федеральный проект ставит масштабную задачу, рассматривая арктический транспортный коридор от Санкт-Петербурга и Калининграда до Владивостока, а это уже 8 тыс. морских миль. Коридор, который сейчас формируется, предполагает и другую идеологию, и другой горизонт, и другие задачи. До этого основные усилия государства были направлены на развитие инфраструктуры самого СМП с первоочередными задачами – созданием ледокольного флота и развитием портовой инфраструктуры.
Главную задачу связанности Запада и Востока России, как отметил представитель «Росатома», сейчас выполняет основная железнодорожная артерия – Восточный полигон, который активно модернизируется. Но в любом случае в ближайшее время будет достигнута его предельная мощность. А у Большого СМП потенциал как у морской дороги неограничен, «это вопрос только инфраструктуры глубоководных портов, грузового флота, ледоколов».
Далее В. Панов вкратце проинформировал о состоянии строящихся глубоководных портов Арктики. В ближайшее время «Росатом» начнет работу по дноуглублению акватории «Порта «Бухта Север» в рамках проекта «Восток Ойл». Там же на Таймыре (в районе п. Диксон) идет подготовка к дноуглубительным работам по образованию акватории угольного терминала для Сырадасайского месторождения с расчетом на прием судов-cтотысячников. В порту Певек для Баимского ГОКа «Росатом» начал строительство грузового терминала с образованием места для размещения плавучих атомных станций.
«Несмотря на те вызовы, которые нам устанавливают недружественные страны, СМП развивается. В этом году мы ожидаем рекордный грузопоток – до 40 млн тонн, причем значительный рост ожидается по транзиту: мы прогнозируем рост на 50% по сравнению с прошлым годом – это примерно 3 млн тонн, – заявил В. Панов. – При этом все грузы фактически исторические для таких портов, как Мурманск и Санкт-Петербург. В первую очередь они направляются через Суэцкий канал и дальше в страны АТР».
Говоря об изменении интереса и отношения к СМП со стороны других стран, представитель «Росатома» привел два положительных примера.
Первый – достигнуты договоренности на уровне руководителей РФ и КНР о создании подкомиссии по развитию СМП. А пионер использования маршрута – компания NewNewShipping – сейчас уже раскатывает линию между Россией и Китаем, к ней присоединяется еще одна китайская компания.
Второй – в ходе недавнего визита в Россию премьер-министра Индии Нарендра Моди тоже обсуждался вопрос развития СМП, и со стороны Индии также была выражена заинтересованность в таком же формате.
О перспективном развитии ключевого порта Мурманск в проекте Большого СМП рассказал генеральный директор АО «Корпорация развития Мурманской области» Артем Кукса.
Грузооборот порта с каждым годом растет: в 2022 году он составил 56 млн тонн, в 2023 году – уже 58 млн тонн. В сентябре 2023 года на Восточном экономическом форуме Президент РФ Владимир Путин поставил задачу увеличения грузооборота Мурманского порта до 110 млн тонн, то есть практически в 2 раза.
Как отметил А. Кукса, уже есть понимание, какие грузы должны пойти через порт с учетом двухкратного роста грузооборота, понятны и проекты, осталось только их реализовать. И здесь работа, по словам руководителя «Корпорации развития Мурманской области», ведется в двух направлениях: первое – это строительство новых портовых терминалов, второе – строительство железной дороги до порта Мурманск.
К концу 2024 года по завершении реализации проекта Комплексного развития Мурманского транспортного узла провозная способность железной дороги до порта Мурманск составит 45 млн тонн. Чтобы провезти оставшиеся планируемые грузы, необходимо расшивать как ближние подходы к порту, так и дальние. АО «Корпорация развития Мурманской области» уже начала подготовительную работу совместно с ОАО «Российские железные дороги» и Минтрансом России для того, чтобы к 2028-2030 годам обеспечить обозначенную Президентом РФ провозную способность.
А. Кукса также рассказал о работах по созданию новых портовых терминалов. В конце 2024 года завершается строительство терминала «Порт Лавна» мощностью 18 млн тонн грузов в год с возможностью увеличения мощности до 24 млн тонн.
По поручению Президента РФ стартует проект строительства порта для грузов Республики Беларусь мощнос-тью оценочно в 25 млн тонн. Минтрансом утвержден план мероприятий по реализации проекта, «Корпорация развития Мурманской области» совместно с белорусскими коллегами уже приступила к его реализации.
Расширена территория опережающего развития «Столица Арктики» для проекта «Росатома», который через своего отраслевого логистического оператора проработает проект строительства терминала контейнерных грузов.
Реновация Северного района «Мурманского морского рыбного порта» – еще одна большая задача. Здесь мы только в самом начале пути, подытожил А. Кукса.
В поддержку Форума на его площадках развернулась яркая выставочная экспозиция. Правительство Архангельской области представило объединенный стенд крупнейших предприятий региона, включая Центр пропульсивных систем ЦС «Звездочка», «Архангельский морской торговый порт», «Архангельскую ремонтно-эксплуатационную базу флота», «Архангельский траловый флот», «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат», «Промышленные технологии», СПО «Арктика» и другие. Также были представлены индивидуальные стенды ГК «Росатом», НПО «Спецкабель», компаний «Северсталь», «ГМС Групп», «Импорт Лубрикантс», которые вызвали немалый интерес посетителей.
Работу Форума сопровождала большая культурная и экскурсионная программа для участников мероприятия. Очередной и последующие форумы «Арктика – Регионы» также планируется проводить летом в Архангельске.
Морские порты №6 (2024)