В Корабелке появится инженерная школа - Морские вести России

В Корабелке появится инженерная школа

05.09.2022

Образование

В Корабелке появится инженерная школа

Фото: smtu.ru

В июне Минобрнауки подвело итоги конкурса на создание в рамках национального проекта при высших учебных заведениях передовых инженерных школ. В списке победителей три петербургских университета. Один из них – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет – легендарная Корабелка.

Александр Бутенин

– Передовая инженерная школа – это еще один этап развития кораблестроительного направления в нашем университете, – говорит проректор по образовательной деятельности СПбГМТУ, профессор, доктор экономических наук Елена Счисляева. По ее словам, школа будет работать независимо от уже существующих факультетов, но при этом возьмет от них все самое лучшее. Обучающиеся в этой школе студенты будут получать опережающее образование. Они сформируют новые компетенции – более высокие, чем существуют сегодня.

Индивидуальная траектория обучения

Помимо основной программы «студент в каждом учебном блоке будет выбирать несколько дополнительных, что обеспечит возможность создать свою индивидуальную траекторию обучения как специалиста», – отметила Е. Счисляева. И добавила, что такие выпускники будут представлять особую ценность для предприятий отрасли.

А чтобы на выходе получился действительно ценный и, что немаловажно, востребованный специалист, руководителем школы будет генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. В рамках учебной программы запланировано множество занятий и практик с участием привлеченных действующих специалистов отрасли.

История университета достойна уважения – сегодня это один из старейших инженерных вузов страны. В текущем году ему исполнилось 120 лет. В 1902 году высочайшим соизволением императора Николая II в Санкт-Петербурге было образовано отделение судостроения – первый в империи специализированный кораблестроительный факультет.

В наши дни это единственный в стране вуз, который готовит инженеров по всему спектру кораблестроительных специальностей. По самым приблизительным оценкам, не менее 65% специалистов судостроительной отрасли – выпускники ЛКИ и СПбГМТУ.

Не случайно в 2020 году было принято решение сделать университет базовым для судостроительной отрасли. Сейчас это один из самых динамично развивающихся вузов в стране. Здесь появляются не только новые кафедры, направления и программы, но и целые факультеты.

– В 2020 году мы создали новый факультет цифровых промышленных технологий, – рассказывает Е. Счисляева. В его аудиториях осуществляется подготовка студентов по наиболее востребованным направлениям. Помимо вновь созданных, – поясняет она, – в состав факультета вошли уже существующие кафедры. Например, аддитивных технологий (метод создания трехмерных объектов путем послойной наплавки металла).

Также переведены специальности, связанные с прикладной математикой и информатикой. Получился интересный, самый современный, отвечающий вызовам сегодняшнего дня, факультет. Неудивительно, что проходной балл на него самый высокий.

«Передовые инженерные школы» – не первый проект, в который успешно вошел СПбГМТУ. В прошлом году университет стал участником программы «Приоритет-2030», призванной сфокусировать усилия российских вузов на решении приоритетных задач развития страны на период до 2030 года, повысить их научно-образовательный потенциал и обеспечить участие в социально-экономическом развитии субъектов Федерации.

Как пояснила Е. Счисляева, в рамках этой программы университет получает средства, которые идут на обновление учебно-лабораторной базы. Это даст возможность совершить большой рывок. За счет перечислений, поступивших в 2021 году, уже сделан комплексный ремонт нескольких лабораторий и улучшено их оснащение.

– На всех факультетах стараемся максимально сократить дистанцию между наукой и практикой, – поясняет проректор. – Свою задачу мы видим в том, чтобы подготовить специалиста, которого на производстве или в конструкторском бюро не придется доучивать или переучивать. Для решения этой задачи у нас существуют десять «базовых кафедр». Они созданы на площадках предприятий, имеют все необходимые условия для прохождения студентами целого комплекса практических занятий.

С рядом конструкторских бюро у университета заключаются договоры о том, чтобы студенты с третьего курса получили возможность поработать в КБ и на производстве, узнать, чем им предстоит заниматься. Они получают навыки работы на том оборудовании, с которым столкнутся после выпуска. Со своей стороны, университет создает для выбранного предприятием студента индивидуальную траекторию обучения, чтобы ребята могли учиться и работать. К каждому студенту прикрепляют наставника. В то же время у руководителей предприятий появляется возможность найти заинтересованных выпускников с последующим трудоустройством.

Единственный профильный

Судостроительные предприятия расположены на всей территории России: Санкт-Петербург, Калининград, Татарстан, Хабаровский край, Тихоокеанское побережье. И все они, так или иначе, попадают в сферу влияния СПбГМТУ как единственного в стране профильного вуза. Раньше в Северную столицу съезжались абитуриенты из всех этих регионов. Сдавали экзамены, поступали, учились. Сегодня часть работы выстраивается непосредственно на месте за счет сетевых программ.

– Это новый вид взаимодействия между университетами, которому Минобрнауки придает большое значение и которое направлено на повышение качества образования в регионах, – поясняет проректор.

– И вот как это делается, – уточняет она. – У нас действует договор с Дальневосточным федеральным университетом (ДВФУ). Он предусматривает подготовку по одной бакалаврской и трем магистерским программам. Согласно договору мы – базовый вуз, ДВФУ – вуз-партнер. Студенты поступают на Дальнем Востоке, но по контрольным цифрам нашего приема. И зачисляются сначала к нам. Первые два курса они учатся в ДВФУ по совместно разработанным программам. С третьего курса переезжают в Петербург, а на преддипломную практику в зависимости от программы возвращаются в свой регион. Там же защищают дипломные работы с участием преподавателей СПбГМТУ.

Так достигается двойной результат: с одной стороны, повышается уровень подготовки, а с другой – увеличивается вероятность того, что молодые специалисты останутся в регионе.

Следует отметить, что помимо ДВФУ сетевая программа у СПбГМТУ действует с Уфимским авиационным техническим университетом. И уже рассматриваются возможности заключения договора с университетами в Казани и в Комсомольске-на-Амуре.

Так что сегодня Корабелка – это университет, который дает многопрофильное образование. Здесь достаточно сильная подготовка юристов, в том числе и по международному морскому праву. Второе рождение переживает и инженерно-экономический факультет.

– Нам удалось значительно усилить профессорско-преподавательский состав ИЭФа, – говорит Е. Счисляева. – По количеству профессоров он едва ли не лучший в вузе. Причем это все признанные в профессиональном сообществе специалисты. Сейчас студентам предлагают высококачественные программы, которые связаны с управлением и экономикой судостроения, с сильной международной частью, которой до того на факультете не было, а также с множеством дополнительных образовательных программ.

Одним словом, СПбГМТУ сегодня – вуз активного и многостороннего развития. И неудивительно, что за последние пять лет средний балл ЕГЭ по профильным предметам для поступающих вырос с 56 до 73. И это для технического вуза очень неплохой показатель, и намерены работать над его дальнейшим повышением!

Что же касается востребованности специалистов, то, по словам Е. Счисляевой, из выпускников 2021 года 99% трудоустроились. Подавляющее большинство – по специальности.

– Главная задача – создать условия для многостороннего развития молодых людей, – уверена Е. Счисляева. – Конечно, в первую очередь важно, чтобы они состоялись как профессионалы и стали востребованными специалистами. При этом Корабелка предоставляет ребятам возможность проявить себя и в творчестве, и в спорте. В университете есть театр, КВН, роскошный спортивный комплекс, где каждый может получить заряд бодрости и оптимизма.

Морские вести России №10 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ