Под парусами вокруг света - Морские вести России

Под парусами вокруг света

20.01.2022

Образование

Российский учебный парусник «Мир» отправится в кругосветное плавание

Фото: ФГУП «Росморпорт»

Парусник Росморпорта «Мир» отправится в свое первое кругосветное путешествие SAILING THE GLOBE в 2022 году. Инициаторами плавания выступили Минтранс России и Росморречфлот, соорганизатор мероприятия – Ассоциация учебных парусников. На борту «Мира» будут проводить экологические, молодежные, научные, социально-экономические и международные проекты. Тематика всех мероприятий и событий будет посвящена председательству России в Арктическом совете и развитию Дальнего Востока России, укреплению сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Владислав Букин

Путь в полтора экватора

Плавание приурочено к 350-летию со дня рождения Петра I и 78-й годовщине победы в Великой Отечественной войне. Старт кругосветного плавания планируется дать из Большого порта Санкт-Петербург в период проведения Петербургского международного экономического форума в июне 2022 года. Паруснику предстоит преодолеть порядка 37 тысяч морских миль. Судно побывает на четырех континентах, в более чем 20 портах Южной Кореи, Японии, Китая, Германии, Франции, Дании, Великобритании, Кубы, Чили, Бразилии, Аргентины, Мексики. И вновь вернется в Северную столицу через год, к Всемирному дню моря. На борту парусного судна побывает четыре смены общей численностью более 400 человек: курсанты различных морских вузов и пассажиры, включая иностранцев.

Предполагаемый маршрут включает в себя прохождение Северного морского пути, посещение морского порта Владивосток в даты проведения ежегодного Восточного экономического форума, переход под парусами из Тихого в Атлантический океан проливом Дрейка вокруг мыса Горн, посещение морских портов в странах по пути следования. А в самом начале маршрута судно примет участие в двух регатах. Также идет обсуждение участия парусника в гонках. На конференции, которую проводило ФГУП «Росморпорт» в рамках форума «Транспорт России», ректор ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников отметил, что курсанты проходят подготовку к экспедиции уже сейчас. Учебный процесс выстроен таким образом, чтобы уделить больше времени практике. На борту «Мира» оборудуют компьютерный класс на 12 человек. Также прорабатывается предложение открытия виртуальной экспозиции Русского музея.

Замруководителя Росморпорта Василий Стругов сообщил, что сейчас на борту судна ведется тщательная подготовка к экспедиции. Сегодня на борт поставлены более мощный опреснитель, холодильные камеры. Будет проведен ремонт двигателей, дизель-генераторов и прочего судового оборудования. Во Владивостоке на судно доставят дополнительный комплект парусов – 27 единиц общей площадью 2700 кв. м.

Председатель Ассоциации возрождения морских традиций учебных парусников Алексей Николаев и заместитель директора Фонда Росконгресс, директор Восточного экономического форума Игорь Павлов отметили, что экспедиция будет следовать гуманитарной миссии и в настоящее время ведутся переговоры по расширению программы заходов в порты морских столиц мира.

В завершении конференции ФГУП «Росморпорт», Фонд Росконгресс и Ассоциация возрождения морских традиций учебных парусников на полях форума «Транспортная неделя – 2021» подписали соглашение о совместной работе над проектом кругосветного плавания. Договоренность предполагает, что стороны объединят усилия для организации экспедиции на высоком уровне, повышения узнаваемости проекта среди широкого круга лиц, в том числе за рубежом.

Ранее 3 сентября в рамках VI Восточного экономического форума состоялась церемония подписания соглашения Фонда Росконгресс и АО «Газпром-Медиа Холдинг» о сотрудничестве в организации кругосветного плавания учебного парусника «Мир». Один из главных пунктов соглашения – совместное медийное продвижение экспедиции.

Самый быстрый

В 1984 году Советский Союз подписал договор с Гданьской судоверфью им. Ленина на строительство пяти учебных парусных судов проекта B-810. Первым парусником в той серии для СССР стала «Дружба», которую строили для Одесского морского училища. Сдали судно в 1987 году, а в 1989 году фрегат представлял СССР на морском параде во французском Руане в честь 200-летия Великой французской революции.

И в том же 1987 году верфь сдала второй парусник этой серии – «Мир» для Ленинградского высшего инженерного морского училища (ныне ГУМРФ им. С.О. Макарова). С 1989 по 1991 год владельцем судна числилось Балтийское морское пароходство, затем парусник вновь ушел под крыло «Макаровки».

В разные времена на борту парусника проходили практику от 70 до 140 курсантов, и не только ГУМРФ. Гости из других вузов бывшего СССР, кадеты из стран Европы и США – частые гости на паруснике. «Мир» – самый знаменитый гонщик из всей серии этих парусников.

В 1988, 1989, 1991, 1993, 1996–1999, 2001–2002 годах он принимал участие в регатах «Катти Сарк», которые каждый год проводит Международная ассоциация парусных судов. Парусник неизменно становился призером в своем классе судов.

Но самым знаменательным событием было участие «Мира» в международной гранд-регате «Коламбус-92», посвященной пятисотлетнему юбилею открытия Америки Христофором Колумбом. «Мир» пришел к финишу абсолютным победителем. Приз капитану судна вручал лично король Испании Хуан Карлос I.

В 2003 и 2004 годах «Мир» принимал участие в регате Tall Ships Races и выиграл главный приз — большую серебряную тарелку. Это был беспрецедентный случай. С 1956 года, когда началась история этой регаты, «Мир» – единственное судно класса А, завоевавшее главный приз два раза подряд. В феврале 2014 года «Мир» участвовал в мероприятиях XXII зимних Олимпийских игр в Сочи.

Для справки: третий фрегат В-810 «Мир» признан самым быстрым большим парусником в мире. Официально зарегистрированная максимальная скорость под парусами у него составила 21 узел (38,9 км/ч)!

Чемпионы по кругосветкам

«Мир» и «Херсонес» – это два больших учебных парусных судна, у которых за кормой еще не было кругосветного плавания. Например, на счету у аналогичного «Миру» парусника «Паллада» сразу три кругосветных плавания. Первое фрегат совершил в феврале - августе 1992 года. Заодно судно принимало участие в той же трансатлантической Grand Regatta Columbus, которую выиграл «Мир».

Вторую кругосветку «Паллада» шла в 2007–2008 годах, и приурочена она была к 190-летию морской кругосветной экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева и одновременно к 50-летнему юбилею присутствия россиян в Антарктиде. За 284 дня, с ноября 2007 года по август 2008-го, фрегат прошел 3 океана и 23 моря, посетил 19 стран на 4 континентах и два раза пересек экватор.

А 1 ноября 2019 года «Паллада» отправилась в свое третье кругосветное плавание, которое приурочено к 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Всего в этой экспедиции участвовало сразу три российских судна. Вместе с «Палладой» мир огибал барк Росрыболовства «Седов», а другой барк – «Крузенштерн» пересекал Атлантику.

Фрегат «Надежда» – самый молодой из серии парусников типа «Дар молодежи». Флаг на нем поднимали уже российский в 1992 году. Принадлежит судно ФГУП «Росморпорт», на борту проходят практику курсанты Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского.

На счету самого молодого в серии проекта В-810 «Надежда» тоже есть два кругосветных путешествия. В 2003 году «Надежда» обогнула земной шар, зайдя по пути в 30 портов в 20 странах. За время того морского похода фрегат три раза пересекал экватор.

Второй раз в кругосветку «Надежда» шла в 2016 году. Завершилась та экспедиция участием в Черноморской регате больших парусников, которую «Надежда» выиграла.

Самый большой учебный парусник в мире барк «Седов» до экспедиции 2019–2020 годов провел кругосветное плавание в 2012–2013 году. За 14 месяцев, пока судно было в море, на борту «Седова» прошли учебную практику и получили свидетельства о присвоении рабочей специальности более 300 курсантов и студентов образовательных учреждений. Та кругосветка была посвящена 1150-летию зарождения российской государственности и памятным датам в истории русских географических открытий. За время кругосветки «Седов» посетил 24 страны и 32 порта.

Агитпроп с парусами

Некоторые люди, особенно несведущие в морском деле, задаются вопросом: зачем организовывать столь дорогие мероприятия, как кругосветные экспедиции? Что это дает, помимо престижа и эстетической составляющей?

Россия (как и ранее СССР) обладает самым большим учебным парусным флотом в мире. На борту барков, корветов и шхун курсанты учатся основам морского дела, пробуют на зуб ограничения корабельной жизни.

Есть у экспедиций и воспитательная составляющая. Уметь стоять свою вахту и нести ответственность за жизни своих товарищей столь же необходимый навык для моряка, как определять положение судна по звездам, вязать узлы, уметь поставить парус.

На международной арене учебные парусные суда своего рода послы культуры. Каждый заход в иностранный порт – это демонстрация красоты, открытости нашей страны, ее достижений. И всегда большой праздник. Обязательно за время стоянки на судах проходит открытый борт, когда любой желающий может подняться на судно и сам посмотреть, как оно устроено, как живет и работает экипаж. Проходят выставки, культурные мероприятия. Каждый заход в порт такого судна – это демонстрация лица страны. Белоснежные паруса, подтянутые курсанты, красивые корабли – что может лучше продемонстрировать дух России? Поэтому пожелаем паруснику «Мир» удачной экспедиции, семь футов под килем, дружных встреч и быстрых гонок.

Морской флот №5 (2021)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты