«Паруса» кампусов наполнит «свежий ветер» - Морские вести России

«Паруса» кампусов наполнит «свежий ветер»

16.07.2024

Образование

«Паруса» кампусов наполнит «свежий ветер»

Фото: пресс-служба «Росморречфлота»

Министр науки и высшего образования России В. Фальков 24 мая 2022 года сделал заявление о планах ведомства отказаться от Болонской системы и относиться к ней как «прожитому этапу». И далее В. Фальков конкретизирует: «Будущее за нашей собственной, уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента». В таком случае, чем же была плоха советская система образования?

Н. Григорьев, профессор кафедры «Технические средства судовождения им. профессора Е.Л. Смирнова» ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

С. Латухов, капитан, завкафедрой «Безопасность жизнедеятельности» ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

В. Сигида, завкафедрой «Технические средства судовождения им. профессора Е.Л. Смирнова» ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

О недостатках советской системы образования высказывался бывший министр образования. На ежегодном молодежном форуме на Селигере 23 июля 2007 года он назвал советскую систему образования «костной»: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

Ошибка министра

При этом А. Фурсенко упустил из виду тот неоспоримый факт, что «костная система» советского образования не только находилась в числе мировых лидеров, но и создала научный задел для многих направлений в науке, которые уже более двадцати лет используются в России.

В результате ряда необдуманных реформ в России сложилась ситуация, сходная с той, которую, в форме гротеска, описал Лао Шэ в «Записках о Кошачьем городе», где день поступления в вуз считается и днем его окончания. Роман-антиутопия был опубликован в 1932 году.

«Ты спрашиваешь, почему маленькие дети у нас учатся в институтах?! Ты слишком наивен, вернее – недогадлив. Эти дети вовсе не учились, они пришли сегодня впервые. Если уж разыгрывать комедию, так до конца – этим только мы и славимся. История нашего образования за последние двести лет – это история анекдотов; сейчас мы добрались до заключительной страницы, и ни один умник уже не способен выдумать анекдот, который был бы смешнее предыдущих. Когда новое образование еще только вводилось, в наших школах существовали разные классы, учеников оценивали по качеству знаний, но постепенно экзамены были упразднены (как символ отсталости), и ученик кончал школу, даже если не ходил в нее.

<…> Реформа оказалась прекрасной – для Кошачьего государства. По статистическим подсчетам, наша страна сразу заняла первое место на Марсе по числу людей с высшим образованием. Мы очень обрадовались, хотя и не возгордились: люди-кошки любят только факты. Это же факт, что у нас больше всего людей с высшим образованием, поэтому все удовлетворенно улыбались. Император был доволен реформой потому, что она свидетельствовала о его любви к народу, к просвещению. < …> На книги и письменные принадлежности тратиться не приходилось, потому что в школу ходили не учиться, а получать диплом. Ну скажи, разве не прекрасная реформа?»

<…> Ты спрашиваешь, почему люди еще соглашаются быть директорами или преподавателями? Это связано с двухвековой исторической эволюцией. Сначала предметы в школах были разные, и специалисты из этих школ выходили разные. Одни изучали промышленность, другие – торговлю, третьи – сельское хозяйство… Но что они могли делать после окончания? Для тех, кто изучал машины, мы не приготовили современной промышленности; изучавшие торговлю были вынуждены становиться лоточниками, а стоило им начать дело покрупнее, как их грабили военные; специалистам по сельскому хозяйству приходилось выращивать только дурманные деревья.

Словом, школы никак не были связаны с жизнью, и у выпускников оставалось два основных пути: в чиновники или в преподаватели. Для того чтобы стать чиновником, нужно было иметь деньги и связи, лучше всего при дворе, тогда ты одним скачком мог оказаться на небе. Но у многих ли бывают сразу и деньги, и связи? Большинству приходилось идти в учителя, потому что люди, получившие новое образование, неохотно становились ремесленниками или лоточниками. Постепенно общество разделилось на два класса: окончивших и не окончивших школу. Первые старались стать чиновниками или преподавателями, а вторые довольствовались ролью простолюдинов.

Сейчас я не буду говорить, как это повлияло на политику, но наша система образования превратилась в заколдованный круг. Скажем, я окончил школу и начал учить твоих детей, твои дети окончили школу и начали учить моих внуков. Учили все время одно и то же, учителя вырождались, все больше юнцов кончало школы, и выпускники, кроме немногих, становившихся чиновниками, также начинали преподавать. < …> Раньше в школах чему-то учили. Но ведь наука непрестанно движется вперед, ищет истину, а когда эта наука попадала к нам, она седела и плесневела. < … > Ты спрашиваешь, чем вызван крах нашей системы образования? Я не знаю точно… Думаю, что утратой человечности. Даже в самом начале знакомства с новыми науками они понадобились только для наживы, для создания всяких ценных безделушек, а не для познания истин, которые можно передать потомкам.

Такой взгляд на образование лишил воспитателей главного – обязанности воспитывать, развивать в учениках способность к самостоятельному мышлению. <…> Прогресс человечества идет очень медленно, а регресс – мгновенно: стоит утратить гуманность – и ты снова дикарь».

В романе описан период правления страной Гоминьданом, история во многом повторилась во времена культурной революции.

Увы, ситуация в сфере образования в России в последние три десятилетия во многом сходна с той, что описана в романе Лао Шэ.

Недотехникум

Винить Болонскую конвенцию вряд ли стоит, ведь ее создавали в западных странах под свои цели и задачи. Молодежь нужно чем-то занять, а образование это та сфера, которая позволяет контролировать процесс занятости молодых, но еще не имеющих профессию. Отставание от советской системы образования было зримым. Если сравнивать с советскими временами, пожалуй, лучше всего подходят 1960-е годы, когда в стране было 11-летнее среднее образование.

В те годы в школе помимо школьной программы было профессиональное образование с 9-го по 11-й класс. В 9-м классе один день в неделю отводился профессиональному обучению. В 10-м проводилась месячная или полуторамесячная практика на предприятии, непосредственно на рабочем месте. После окончания практики присваивался рабочий разряд. В те годы, особенно в 1966 году, поступить в вуз было сложно, поскольку в этот год был двойной выпуск – 10-х и 11-х классов. Это время совпало с переходом с 11-летнего образования к 10-летнему. Но благодаря производственному обучению всех выпускников школ трудоустроили.

Вот и Болонская система предполагает нечто предварительное для знакомства с профессией, не погружаясь в нее. Это нечто вроде недотехникума.

Эта система за те годы, что внедрялась и существовала в российском образовании, успела дать метастазы. Обучающиеся не научены мыслить, анализировать. Они способны угадать правильный ответ из трех-четырех предложенных, но не способны сами предложить его. Приключенческие книги, которыми зачитывались будущие моряки 60-х, им неведомы, мало кто из них знает про эпоху Великих географических открытий, да и про алые паруса слушали только то, что это праздник выпускников, а саму повесть мало кто осилил. Нас перенесли из эпохи созидателей в эпоху потребителей, сделали из патриотов расчетливых индивидуумов. Все чаще, когда для страны что-то надо сделать, от молодого человека можно услышать – а что я с этого буду иметь?

Островки в науке

Но, несмотря на все пертурбации в сфере образования, уровень подготовки остается еще довольно высоким.

В 2010 году ушел из жизни академик В.И. Арнольд, кому принадлежат пророческие слова: «Надежду вселяет лишь то, что существующие пока тысячи прекрасно подготовленных учителей будут продолжать выполнять свой долг и обучать всему этому новые поколения школьников, несмотря на любые приказы министерства. Здравый смысл сильнее бюрократической дисциплины. Надо только не забывать нашим замечательным учителям достойно платить за их подвиг». [В.И. Арнольд «Новый обскурантизм и российское просвещение»].

Доказательством этому служат победы российских школьников на международных математических олимпиадах, потому что там сохранили «костное советское образование». Но, увы, речь идет не о «материке» науки российского образования, а о ее «островках».

И вот 13 июня 2024 года в Московской области состоялось заседание Совета по науке и образованию под председательством В. Путина. На заседании выступил директор Санкт-Петербургского физико-математического лицея М. Пратусевич, который сказал, что способности к математике закладываются в 5-7-х классах. Если это не произошло, то в дальнейшем надежд на подготовку инженера не остается. Также он отметил, что в средней школе ощущается острая нехватка преподавателей математики.

Настораживало то, что на заседании совета присутствовали лица, которые столь рьяно еще вчера защищали Болонскую конвенцию.

Если говорить о морской подготовке на кафедре ТСС, да и на других кафедрах факультета навигации и связи, то с Болонской конвенцией случилось следующее. Для курсантов судоводительской специальности оставили специалитет, а студентов гидрографической специальности, которые ранее обучались по единой программе с судоводителями, перевели на бакалавриат, при этом несколько сократив общее количество часов обучения.

В подтверждение слов академика В.И. Арнольда, дисциплину ТСС продолжали читать в том же объеме, что и раньше, для обеих специальностей.

Казалось бы, уровень подготовки и судоводителей, и гидрографов должен был сохраниться. Однако этого не случилось. Школьное образование оказалось настолько слабым, что невольно пришлось снизить уровень теоретической подготовки и ограничиваться физикой явления, что же касаемо математического подкрепления, то пришлось ограничиться только ее азами. Такой подход оставляет послевкусие Болонской конвенции.

Кроме того, с переводом на специалитет у курсантов судоводительского факультета сроки обучения были сокращены с 5,5 до 5 лет, но срок обязательного плавценза на получение рабочего диплома остался прежним – 12 месяцев. В результате, для того чтобы набрать плавценз, курсанты должны набирать его в ущерб теоретической подготовке, пропуская аудиторные занятия, либо делать это после окончания учебного заведения в должности юниора в течение одного года, что не всех устраивает. Результат – выпускник не приходит в профессию.

В настоящее время курсантов судоводительской специальности вновь перевели на срок обучения – 5,5 лет.

Навстречу новым потрясениям

Все вернулось на круги своя? Ан нет, за годы реформаторских манипуляций произошел существенный провал с преподавательским составом. Подготовка в аспирантуре ведется крайне вяло.

Чем заинтересовать аспиранта, если его однокурсники, пока он учится, зарабатывают в десять раз больше, чем его стипендия? Каковы дальнейшие перспективы на преподавательской или научной стезе? Требуется существенное обновление (пополнение) преподавательских кадров. Сейчас среди действующих педагогов судоводительской специальности 85-90% пенсионеры. Интерес к научной деятельности угас; чтобы добиться ощутимых успехов, потребуются годы. И при этом никто не может дать гарантий.

Планируется создать в стране 40 кампусов (до боли знакомое слово), про которые говорят в последнее время, но морским учебным специальностям в них места не найдется. Места уже давно распределены, это два государственных университета, девять федеральных университетов и двадцать девять научно-исследовательских университетов. Такой подход приведет к новым коллизиям в сфере образования.

Можно уверенно сказать, что процесс будет долгим и тягостным. Впереди нас ждут новые потрясения.

Так и хочется напомнить современным реформаторам слова Н.К. Рериха: «Преступление противу знания самое тяжкое. После него молчит милосердие».

Морские вести России №8 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
china-special.ru
НПО Аконит
Контейнерные перевозки 2025:Ancheng рекомендует
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ