Человеческий фактор: интерференция навыков - Морские вести России

Человеческий фактор: интерференция навыков

26.05.2023

Образование

Человеческий фактор: интерференция навыков

Фото: ГУМРФ им. С.О. Макарова

От частого употребления термина «человеческий фактор» выработался стереотип, что это нечто негативное, неизбежно связанное с нежелательными последствиями действий, предпринимаемых человеком.

Николай Григорьев, профессор кафедры технических средств судовождения имени профессора Е.Л. Смирнова ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова»

Артур Григорьев, инженер-механик судовых ядерных энергетических установок, директор по развитию ООО «РТС»

В действительности понятие «человеческий фактор» подобно магниту, у него есть два полюса. Если алгоритм управленческого решения выполнен правильно, то в итоге это положительно скажется на результате предпринимаемых действий; в противном случае результат может быть негативным. Таким образом, успешное завершение действия тоже является продуктом человеческого фактора, причем «человеческий фактор» это не есть нечто обособленное. В целом это интегральная характеристика человека (или коллектива) как субъекта профессиональной и трудовой деятельности. Он включает параметры профессионально важных качеств и психических состояний работника (адаптации, утомления, интерференции навыков, конечного порыва, фрустрации, напряженности, личностной и реактивной тревожности и др.).

Кроме того, влияние его на принимаемые управленческие решения зависит от движущих сил поведения (мотивов, интересов, отношений и др.), социально-ролевых функций (формальных и неформальных, предусмотренных штатным положением и обусловленных личностными свойствами субъекта деятельности или особенностями конкретной ситуации). Приведенное определение не исчерпывает всех возможных аспектов, влияющих на поведение человека.

Кроме того, все факторы, определяющие поведение человека, находятся в динамическом состоянии и во взаимодействии со сложившейся ситуацией. Система уравнений, описывающих поведение управляемого объекта, подчинена всей совокупности как объективных, так и субъективных факторов, и при определенных условиях система из линейного состояния переходит в нелинейное, что порождает неопределенность [Н. Григорьев. Человеческий фактор – матрица аварийности. Морской флот. 2016. №2].

Интерференция навыков

Как было сказано выше, человеческий фактор – это комплексная характеристика человека, принимающего управленческое решение, которая включает в себя и интерференцию навыков среди прочих психофизиологических показателей. Интерференция навыков оказывает существенное влияние на принятие управленческих решений, особенно в условиях стресса и дефицита времени.

В обыденной жизни явление интерференции навыков довольно распространенное, оно проявляется, когда действия (навыки), доведенные до автоматизма, заменяются новыми навыками. Однако при этом в определенных ситуациях человек возвращается к прежним, неэффективным, или, более того, к ставшим опасными навыкам, что может привести к трагедии.

Представляется целесообразным рассмотреть анатомию самого термина «интерференция навыков».

Навык – это алгоритм действий, доведенный до автоматизма, выработанный в процессе тренировки, другими словами – это динамический стереотип, выработанный в результате совместного действия теории и практики. Важно выделить этот тандем, поскольку: «Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна» [А.Н. Крылов. Теория и практика].

Важно отметить, что «устойчивость навыков зависит от свойств памяти и типа интеллекта» [Г. Гарднер. Структура разума. Теория множественного интеллекта].

В некоторых профессиях требуется вести наблюдение, что отражено, например, в Правиле 5 МППСС-72, но это еще не всё. Наблюдение предполагает задействовать восприятие, за которым должно последовать представление, представление того, какие следует предпринять действия. Для этого необходимо смоделировать предполагаемую ситуацию, которая сложится в результате предпринятых действий, опираясь на теорию и навыки, приобретенные ранее. При переучивании происходит забывание прежних навыков и формирование новых. Именно на «стыке» замены старых навыков на новые и возникает явление интерференции.

В психологии под интерференцией навыков понимается взаимоподавление одновременно осуществляющихся психических процессов.

Наглядный пример. Предположим, что в тексте нужно дать пояснение слова «интерференция», которое происходит от двух латинских слов: inter – взаимно, между собой – и ferio – ударяя, поражаю. Для этого необходимо сменить регистр на клавиатуре компьютера, т.е. перейти с кириллицы на латиницу. Привыкнув печатать на кириллице, трудно сразу же адаптироваться к латинице. В приведенном примере проблема перехода с одного алфавита на другой ведет к снижению скорости печати, задержкам и опечаткам. Это замедляет сам процесс печатания. В результате такого перехода и возникает интерференция навыков.

В одних случаях влияние интерференции навыков не приводит к фатальным последствиям, а в иных случаях это может привести к катастрофе. В условиях ограниченного времени, когда смена навыка связана с принятием управленческого решения, речь может идти о долях секунды. Например, в авиации во время взлета и посадки, когда на обдумывание нет времени, принятие решения подчинено рефлекторным навыкам, которые отработаны и закреплены в процессе тренировок.

Если же по каким-либо причинам приходится переучиваться и приобретать новые навыки взамен старых, то неминуемо возникает явление, получившее название «интерференция навыков».

Интерференция навыков – это ослабленное проявление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством (по форме и условиям реализации, по механизмам психологического содержания). Интерференция навыков особенно проявляется в измененных состояниях психики работника (переутомление, болезнь, фрустрация, послеалкогольное состояние и др.) и при обстоятельствах, вызывающих нервно-психическое перенапряжение (дефицит времени выполнения работы, угроза наказания, безальтернативное ожидание успеха).

Подчас интерференция вызывает досаду или приводит к курьезам. Но иногда это явление приводит к возникновению аварийных ситуаций, авариям и катастрофам.

Следует разделять степень усвоения нового навыка. Если приобретение нового навыка происходит успешно, то это принято называть переносом, в случае же отрицательного результата – интерференцией.

Однако даже при успешном переносе при повторных действиях в результате влияния негативных психоэмоциональных факторов может случиться рецидив – интерференция навыка.

Эффективности переноса навыка способствует осознанное понимание алгоритма действий и его включение в общую динамику процесса, вот почему важен тандем теории и практики.

Примеры интерференции навыков

Первая японская железная дорога длиной 28 км была построена в 1872 году. Дорога соединяла Токио с морским портом Йокогама. Так уж повелось, первыми пассажирами были высокопоставленные чиновники. При посадке в вагон, следуя традиции, они сняли обувь при входе в «жилое помещение». Когда же поезд прибыл в Йокогаму, обуви на платформе не оказалось.

Пожалуй, к разряду курьезных случаев можно отнести и случай с космонавтом Владимиром Шаталовым. После приземления спускаемого аппарата Шаталов вылез из него и вспомнил, что забыл взять бортовой журнал. На борту космической станции, в условиях невесомости, при переходе в спускаемый аппарат отрабатывали движение головой вперед. Навык закрепился, поэтому Шаталов «нырнул» в люк вперед головой. Нашел журнал, оттолкнулся от кресла руками, но ожидаемого движения вверх не произошло. Так переход от невесомости в космосе к условиям земного притяжения привел к эффекту, известному как интерференция навыков.

В качестве примера интерференции навыков также можно привести случай с т/х «Сайма» Балтийского морского пароходства.

После очередной модернизации архитектура судна изменилась так, что это привело не только к изменению внешнего вида, но и повлияло на управляемость судна. В результате появившейся на кормовой части надстройки судно вело себя вопреки «классическому» варианту поведения для данного класса судов. Моряки, стоящие на руле, к этому привыкли и при следовании Сайменским каналом, особенно при входе в шлюзы при наличии ветра, управляли, казалось бы, вопреки логике. Судно стояло на линии более 10 лет, поэтому лоцманы выполняли свои обязанности формально, согласно предписанию администрации порта Лаппеенранта – «при следовании каналом лоцманская проводка обязательна». Однажды на судно пришел новый лоцман, который внимательно следил за исполнением отдаваемых им команд. Матрос, стоящий на руле, машинально повторял команды, но действовал по своему усмотрению. Лоцман, заметив несоответствие, учинил скандал, который удалось сгладить благодаря вмешательству капитана.

Интерференция навыков: катастрофы

В качестве примеров влияния на аварийность интерференции навыков можно привести четыре катастрофы. Во всех четырех случаях авторы не берут на себя роль экспертов, а лишь анализируют вероятность катастрофы под влиянием интерференции навыков, и для этого имеются серьезные основания.

В апреле 1912 года произошла катастрофа – затонул пассажирский суперлайнер «Титаник». Среди многих факторов, могущих послужить причиной гибели «Титаника», в последнее время приводится одна, которая заслуживает внимания вне зависимости от того, является ли она истинной или нет. В Интернете появилась информация о том, что внучка единственного выжившего офицера с «Титаника» Чарльза Лайтоллера – Луиза Паттен рассказала правду о гибели судна: «Титаник» был спущен на воду в то время, когда мир переходил от парусных судов к паровым. Мой дед, как и остальные старшие офицеры на «Титанике», начинал службу на парусных судах. На парусниках при изменении курса судна команды подавались «на румпель» (выделено авторами). Если нужно повернуть судно в одну сторону, то румпель поворачивают в другую (скажем, если судно нужно повернуть влево, то румпель поворачивают вправо). Сейчас это выглядит неестественно, но в свое время было принято отдавать команды именно так. Команды «на руль», использовавшиеся на паровых судах, напоминают управление автомобилем – судно направляют в ту сторону, в которую оно должно повернуть. Ситуацию дополнительно запутывало то обстоятельство, что, хотя «Титаник» был пароходом, в Северной Атлантике в то время использовались команды «на румпель». Соответственно, Мердок (вахтенный офицер) и дал команду «на румпель», но запаниковавший рулевой Роберт Хитчинс машинально выполнил команду «на руль», как его учили. На то, чтобы изменить курс, у них было всего четыре минуты, и, когда Мердок заметил ошибку Хитчинса и попытался ее исправить, было уже поздно». Принимая во внимание обстоятельства, изложенные выше, версия причины столкновения судна с айсбергом вполне правдоподобна. Интерференция навыка вполне могла стать причиной катастрофы «Титаника».

В пользу этой версии говорит тот факт, что «Международная конференция по безопасности человеческой жизни на море 1929 года предложила несколько незначительных Правил, но они так и не были ратифицированы.

Однако рекомендации о том, что команда рулевому и направление перекладки пера руля должны совпадать, т.е. что команда «право руля» или «право» означает «положить перо руля вправо», была принята и вступила в силу в 1933 году. До этого команды рулевому иногда приводили к ошибкам вследствие несовпадения направления поворота румпеля и пера руля» [А.Н. Коккрофт, Дж.Н.Ф. Ламеер. Руководство по Правилам предупреждения столкновения (МППСС-72)].

Уже сам факт рассмотрения вопроса исполнения команды при изменении курса на Международной конференции свидетельствует в пользу того, что авария с «Титаником» из-за неоднозначности команды рулевому была не единственной.

Попутно следует заметить, что при расследовании аварии «Титаника» и на суде не принимали во внимание кинетическую энергию айсберга, которая, суммированная с кинетической энергией судна, привела к мощному соударению. Ситуация усугубилась еще и за счет того, что лед при разрушении приобретает форму гексагональной пирамиды. То есть вершина пирамиды «разрезала» борт судна, что видно на фотографии, сделанной с подводного спускаемого аппарата «Мир».

Если достоверность фото «Титаника» может вызывать некоторые сомнения, то они рассеиваются при виде последствий столкновения судна Reduta Ordona с айсбергом в 1996 году. Нечто похожее должно быть и с правым бортом «Титаника».

В России вопрос о том, как воспринимать команду об изменении курса – «на руль» или «на румпель», был решен в 1909 году специальным указом императора. На парусном флоте команда подавалась, как и везде, – «на румпель».

Катастрофа самолета Як-42 под Ярославлем. «Межгосударственный авиационный комитет обнародовал результаты катастрофы самолета Як-42, который разбился 7 сентября 2011 года после взлета с ярославского аэропорта Туношна. Причиной трагедии стал человеческий фактор».

«Российская газета» («Штурвал на себя») сообщает, что первый и второй пилоты не были нормально подготовлены (позднее появилась информация, что они вовсе не прошли курсы переподготовки). Они параллельно с переучиванием на этот тип самолета продолжали летать на Як-40. Конструкции педали торможения на Як-42 и Як-40 отличаются друг от друга (выделено авторами). Из-за этого экипаж, привыкший летать на Як-40, расположил на педалях ноги по привычке, а не должным образом. Кто именно из пилотов давил во время взлета на педали тормоза, точно сказать нельзя. Но это привело к нарушению взлета и левому крену, разрушению левого крыла, вытеканию топлива, столкновению с вышкой радиомаяка и падению самолета.

Газета «Московский комсомолец»: «По словам летчика-испытателя Рубена Есаяна, экипаж нарушил важнейшее авиационное правило: после точки принятия решения командиру дается три секунды, чтобы окончательно определить, взлетать – не взлетать».

Как видно из приведенного текста, факт влияния интерференции навыков при принятии управленческих решений явно присутствует.

В 1981 году потерпел катастрофу самолет Ту-104, на борту которого находилось практически все командование Тихоокеанского флота. В результате проведенного расследования комиссия сделала выводы. «Последняя ошибка – что экипаж начал взлет на несколько сотен метров раньше, чем следовало. Командир экипажа – первоклассный пилот, опытный, проработавший на самолетах подобного типа более 10 лет, – стал выполнять взлет по входящей тогда в моду зарубежной «экологической методике»: как можно круче набор высоты, чтобы быстро увести от земли гром ревущих двигателей. В результате чего перегруженный самолет с нарушенной центровкой сразу же после взлета принял положение «креста», при котором управление самолетом становится невозможным». Добавим, что быстрый набор высоты присущ именно военным летчикам по двум причинам: самолет на большой высоте менее уязвим для оружия противника. Вторая причина: чем быстрее самолет наберет высоту, тем меньше он израсходует топлива. Этот прием при взлете был свойственен командиру Ту-104.

Таким образом, сочетание перегрузки самолета и интерференции навыка (крутой набор высоты) создало предпосылку для катастрофы.

Пятого июня 1983 года четырехпалубный теплоход «Александр Суворов» «влетел» не под тот пролет моста в районе города Ульяновска.

Не вдаваясь в подробности катастрофы, можно сказать, что штурман шел под мостом в восемнадцатый раз, но при этом замалчивается факт, что ранее он работал не на четырехпалубных судах, а двух- или трехпалубных. Вполне вероятно, что интерференция навыков и послужила истинной причиной аварии.

При расследовании подобных аварий следует помнить, что горизонтальных зрительных мышц у глаз человека в шесть раз больше, чем вертикальных мышц. Поэтому человек легко ориентируется в горизонтальной плоскости, определяя длину и ширину объекта, делит отрезки на равные части на глаз, а вот с определением высоты есть проблемы. При прохождении под мостами возникает ощущение недостаточности пространства. Например, высота грот-мачты на паруснике «Мир» превышает 49 метров. При проходе под Восточным пролетом моста Большой Бельт (Great Belt Bridge) возникает ощущение, что мачты судна врежутся в верхнюю часть моста, хотя высота Восточного пролета – 57 метров.

«Человек легко справляется с определением длины и ширины объекта, а вот высоту ему трудно определить. Так устроены мышцы глаз» [Карл Левитин. Геометрическая рапсодия].

Особая опасность явления интерференции навыков заключается в том, что сформировавшиеся привычки используются автоматически. В условиях дефицита времени, в ситуациях, характерных для этих условий, человеку свойственно действовать в соответствии с прочно усвоенными, доведенными до автоматизма навыками.

Как видно из приведенных примеров, интерференция навыков проявляется тогда, когда ранее освоенные навыки действия применяются в новой ситуации без учета их отличий. Это часто происходит тогда, когда оператор переходит на работу с прибора старой конструкции на прибор новой конструкции, в действии с которым изменена конфигурация расположения органов управления или алгоритм самой операции. На морском флоте это наблюдалось, когда на смену радиолокационным станциям первого поколения пришли более современные РЛС.

Закон необходимого разнообразия

«Если вы долго обучаете человека, он преуспевает в том, чему вы его обучаете, но это умение ограничивается рамками развиваемых навыков и определенного контекста, в котором эти навыки были получены». [Артур Креймер, Иллинойс].

«Жизнь в джунглях полна неожиданностей, поэтому всякий, кто может предвидеть нестандартный оборот событий, имеет большие шансы на выживание» [Митио Каку. Будущее разума].

Умение предвидеть нестандартный оборот событий – важное качество и современного человека. У С. Капицы описан случай, произошедший с учеными-физиками, которые, отравившись на природу (еще в советские времена), запаслись портвейном. Расположившись на лужайке, обнаружили, что забыли нож. Возникла проблема – нечем открыть бутылки. Невдалеке увидели мужчину и обратились к нему – нет ли у него ножа, пояснив, что нечем открыть бутылки. Ножа не оказалось, но мужчина задал встречный вопрос, а есть ли у них спички? Спички нашлись. Зажгя спичку и разогрев пластиковую пробку, он легко открыл бутылку и, подавая ее физикам, назидательно сказал: «Физику надо знать».

А вот космонавту А. Леонову, который первым вышел в открытый космос, умение действовать в нестандартных ситуациях спасло жизнь. При возвращении он нарушил инструкцию, чем предотвратил свою гибель.

Следуя требованиям инструкции, космонавт должен был возвращаться в космический корабль ногами вперед. Однако из-за небольшого избыточного давления скафандр «раздуло». И, как потом оказалось, космонавт принял единственно правильное решение – возвратился в корабль головой вперед, предварительно стравив давление в скафандре. После возвращения на Землю он был привлечен к ответственности за нарушение инструкции. Леонов убедительно доказал, что, выполняя инструкцию, он неминуемо бы погиб. С доводами космонавта С. Королев полностью согласился.

Как видим, развивая некие навыки, следует оставлять пространство для интерпретации действий в зависимости от конкретной ситуации.

К сложившейся ситуации вполне применим закон необходимого разнообразия, который гласит: «В любой системе, состоящей из людей или машин, элемент, обладающий наибольшей вариабельностью, будет являться контролирующим элементом. Если вы ограничиваете свое поведение, то теряете необходимое разнообразие реакций» [Р. Бендлер, Д. Гриндер. Кибернетика. Закон необходимого разнообразия].

Причины интерференции навыков

Известно: «Чаще всего интерференция возникает, как видим, при определенных условиях. Зная эти условия и предусматривая их действие в той или иной конкретной ситуации, можно предотвратить интерференции навыков и тем облегчить овладение новыми навыками.

Производимые у человека навыки поддерживаются на должном уровне совершенства, если они используются. Когда же навыки на протяжении определенного времени остаются без применения, они ослабляются. Системы временных нервных связей, что является их физиологической основой, начинают тормозиться. Выполнение соответствующих действий замедляется, снижается их качество. Так, длительный перерыв в управлении автомашиной, в производственной, музыкальной, спортивной деятельности приводит к снижению уровня совершенства, ухудшению качества выполнения соответствующих действий. Поэтому специалистам в любой деятельности приходится постоянно тренироваться, чтобы поддерживать свои навыки на должном уровне совершенства.

Навыки тем быстрее ослабляются, чем в меньшей степени они сформированы, закреплены. А их ослабление сказывается в деавтоматизации выполняемых действий.

Сильные волнения и усталость человека часто вызывают нарушения его привычных действий. В этом случае нужно иметь немалое самообладание, чтобы выполнять действие в обычном темпе и не допускать ошибок. Нарушение привычных действий случается и тогда, когда человеку приходится действовать в новых для него условиях, порождающих неуверенность в своих силах. Это свидетельствует о том, что выработанные системы условных рефлексов сохраняют характер пробкового автоматизма лишь постольку, поскольку существует определенное постоянство внешних и внутренних условий, при которых он был произведен, то есть пока находятся в единстве внешний и внутренний стереотипы.

Нарушения, расстройства привычек наступают вследствие патологических изменений в работе мозга. При патологических изменениях разрушаются сначала сложные и позже выработанные навыки, а затем – менее сложные и прежде сформированные.

Выработка динамических стереотипов в коре головного мозга ускоряет ход приобретенных реакций, освобождает кору для новых индивидуальных приспособлений и допускает возможность развития в коре параллельных процессов. Вследствие автоматизации в коре больших полушарий головного мозга создаются условия, при которых одновременно с автоматическим актом может происходить и другая аналитико-синтетическая деятельность. Автоматизация приобретенных реакций экономит работу коры как целого и позволяет перемещать фокус ее активности на самые актуальные процессы» [Методика профессионального обучения. https://studfile.net/preview/2975445/].

Выводы

На основании вышеизложенного следует обратить внимание на повышение а ктуальности исследования вопроса и мероприятий по профилактике интерференции навыков в рамках проблемы «человек – машина – среда». Дело в том, что модернизация производства связывается в том числе и с освоением новой техники, требующей в обслуживании иных алгоритмов действий (умственных, психомоторных). Поэтому эффективность модернизации определяется не только внедрением нового оборудования, но и степенью подготовки (переподготовки) к освоению этого оборудования работниками, которым предстоит на этом оборудовании работать.

Эффективность подготовки и переподготовки персонала будет зависеть от психофизиологических параметров работника. На основании исследований, проведенных в США, психофизиологический отбор и сопровождение позволяют снизить аварийность по вине персонала на 40-70%, отчисления из учебных заведений – с 30-40 до 5-8%, повысить надежности систем управления на 10-25%, снизить затраты на подготовку специалистов на 30-40%.

Как видим, игра стоит свеч!

Морской флот №1 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ