Полярный Одиссей - Морские вести России

Полярный Одиссей

25.02.2022

Из истории флота

Полярный Одиссей

В Уфе 26 мая 2021 года открылся Музей полярников имени Валериана Альбанова. «Совкомфлот» передал в дар музею модель танкера «Штурман Альбанов», который входит в состав флота компании. В этом номере мы публикуем статью о судьбе Валериана Альбанова, которую специально для нашей газеты подготовили научные сотрудники музея.

По материалам «Вестника СКФ»

В Уфе родились, провели детство, жили, учились и трудились многие известные люди, оставившие заметный след в истории, науке, творчестве и культуре. Одним из них является полярный исследователь, штурман, писатель Валериан Иванович Альбанов (1882-1919).

В 1912 году Валериан Альбанов принял участие в полярной экспедиции Георгия Львовича Брусилова на шхуне «Святая Анна». Вскоре после ее начала судно было затерто льдами у западного берега Ямала и дрейфовало на север около двух лет. В апреле 1914 года команда «Святой Анны» разделилась. Часть ее во главе с Альбановым по льдам, а затем морем на самодельных каяках отправилась в направлении Земли Франца-Иосифа. Все члены экипажа, оставшиеся на «Святой Анне», погибли, но при каких обстоятельствах, до сих пор остается неизвестным. Участники перехода, ослабевшие от болезней и надломленные морально после двух полярных зимовок, в тяжелейших условиях в течение трех месяцев продвигались во льдах. Только несгибаемая воля штурмана Альбанова, его твердость и настойчивость в стремлении достичь земли заставляли людей подниматься и идти дальше. На каяке до острова Нортбрук, где их спасла экспедиция Г.Я. Седова, добрались только Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад. Эту полярную одиссею современники по праву назвали выдающимся подвигом, значение которого чрезвычайно велико. Альбанов спас себя и своего товарища, показал, на что способен человек в столь экстремальных условиях, смог сохранить научную информацию о двухлетней экспедиции «Святой Анны».

«Хотя экспедиция на «Святой Анне» и не преследовала научных задач, тем не менее спасенный Альбановым судовой журнал доставил ценные сведения о крайней северо-западной части Карского моря, в которой до этого не плавало ни одно судно, – писал известный русский полярный исследователь, участник экспедиции Георгия Седова на «Святом Фоке» Владимир Юльевич Визе. – Производившиеся на «Святой Анне» измерения глубины показали рельеф дна в этой части Карского моря. Анализ самого дрейфа судна позволил вывести интересные заключения о течениях».

Фото. Командный состав ледореза «Канада». Штурман В.И. Альбанов стоит вторым слева

Этот анализ в 1924 году привел Визе к выводу о существовании суши в северной части Карского моря. Через шесть лет при участии Визе, указавшего примерные координаты острова, он был открыт и назван его именем. Доставленные Альбановым материалы экспедиции Брусилова позволили систематизировать сведения о течениях, определить границы материковой отмели, выявить подводный желоб на границе между Карским и Баренцевым морями, названный желобом Святой Анны.

После экспедиции Валериан Иванович остался служить на Севере и в 1917 году успел опубликовать свои записки. В конце 1917 года в Петрограде в виде приложения к журналу «Записки по гидрографии» вышла книга В. Альбанова «На юг, к Земле Франца-Иосифа!», написанная на основе дневников, которые он вел во время похода. По драматизму, по простоте изложения она признана одним из лучших литературных произведений об Арктике. (В 2016 г. книга была переиздана в рамках серии «Библиотека СКФ». – Прим. ред.)

Перенесенные испытания подорвали здоровье Альбанова, он постоянно болел, но так как был единственной опорой для матери и двух сестер, работал в должности второго помощника, старшего помощника и капитана на судах ледокольной флотилии, базировавшейся в Архангельске. Неоднократно пытался организовать поисковую экспедицию. Не терял надежды, что «Святая Анна» выйдет из ледового плена, будут обнаружены четыре матроса его группы, пропавшие на мысе Гранта, напряженно ждал вестей от поисковых экспедиций под руководством И.И. Ислямова. Когда в 1916 году стало ясно, что «Святая Анна» исчезла навсегда, Альбанов тяжело заболел и оказался в госпитале.

В годы Гражданской войны Валериан Иванович служил на портовых судах в Прибалтике. В 1918 году с матерью и сестрами уехал в Красноярск и поступил на должность гидрографа Енисейской партии Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. В 1919 году Альбанов погиб: место и точная дата его смерти до сих пор остаются неизвестными. По одной версии, он умер в 1919 году от тифа в дороге из Омска в Красноярск, по другой – погиб во время катастрофы на станции Ачинск, когда взорвался поезд с боеприпасами и было убито и ранено несколько тысяч человек в вагонах, стоявших на железнодорожных путях, на станции и вокзале.

Долгое время и многое другое из биографии штурмана Альбанова было неизвестным. Не установлены дата и место рождения, кем были родители, в какой среде он вырос. В 1949 году вышел первый номер сборника «Летопись Севера», в нем была помещена статья В.Ю. Визе (1886-1954) «Валериан Иванович Альбанов (к 30-й годовщине со дня смерти)». Визе был лично знаком с В.И. Альбановым и в своей статье привел несколько интересных эпизодов из детства Валериана в Уфе (вероятно, вспоминая рассказы самого Альбанова).

«...После смерти отца, которого Альбанов лишился в раннем детстве, мальчика отдали на воспитание дяде, жившему в Уфе и занимавшему должность инспектора народных школ. Здесь В.И. Альбанов успешно окончил гимназию. Еще в детстве Валериан зачитывался описанием различных путешествий, особенно морских. Под влиянием прочитанных приключенческих книг, будучи гимназистом, мальчик решил предпринять большое путешествие и с этой целью раздобыл лодку. Скрывшись из дома и не сказав никому ни слова, Валериан с товарищем проплыли вниз по реке. Лодка оказалась дырявой и затонула. Валериан и его товарищ были вскоре обнаружены и водворены в свои дома. Дядя настаивал на том, чтобы мальчик стал инженером, и предложил ему с этой целью поступить в высшее учебное заведение. Но у юноши были собственные планы. С ранних лет его неудержимо влекло море, и поэтому он хотел поступить в морское училище. Дядя был против этого и наотрез отказал своему племяннику в средствах на обучение. Отказ не изменил принятого Альбановым решения. Он самостоятельно приехал из Уфы в Петербург и поступил в мореходные классы. На тот момент ему было 17 лет. Деньги на существование и учебу Альбанов зарабатывал уроками и продажей изготовляемых им моделей судов. В 1904 году Альбанов окончил мореходные классы».

Эта краткая информация об уфимском детстве и юности Валериана Альбанова послужила отправной точкой для многолетних исследований известного российского писателя и публициста Михаила Андреевича Иванова, автора двух романов-исследований о Валериане Альбанове: «Затерянные во льдах» (1978) и «Загадка штурмана Альбанова» (1981).

Первые издания романа-поиска М.А. Иванова вызвали большой интерес у читателей. В 1980-е годы к исследованиям подключилась уфимский краевед Валентина Зиновьевна Кузьмина (1941-2018). В архиве в Метрической книге уфимской Скорбященской церкви она обнаружила записи о рождении и крещении Валериана и его старшей сестры Людмилы.

В частности, ей удалось выяснить, что Валериан Альбанов родился в Уфе 26 мая 1882 года. Его отец – Иван Петрович Альбанов – в это время служил ветеринарным врачом в казачьем полку, расквартированном в Уфе. Вскоре после рождения Валериана полк, где служил отец, был переведен из Уфы, и раннее детство мальчика прошло в Воронеже и Оренбурге.

После смерти отца Валериан и его сестра Людмила воспитывались в семье дяди – Алексея Петровича Альбанова, который с 1891 года поселился в Уфе и занимал пост инспектора народных училищ Бирского, а затем Белебеевского уездов. В 1891-1895 годах Валериан учился в Уфимской мужской гимназии и жил в семье дяди на улице Аксакова в доме № 6, который во многом утратил свой исторический облик, но сохранился до наших дней.

В Уфе и Республике Башкортостан судьба, творчество В.И. Альбанова изучаются, бережно хранится память о нашем знаменитом земляке.

Материал подготовлен сотрудниками Музея полярников имени В.И. Альбанова – филиала ГБУКИ РБ «Национальный музей Республики Башкортостан» Я.С. Свице, С.А. Севастьяновым

«Почта России» выпустила марки «Штурман Альбанов»

29 июля 2021 года в рамках серии «Морской флот России» «Почта России» выпустила в обращение две почтовые марки с изображением арктического челночного танкера «Штурман Альбанов» и нефтеналивного терминала «Ворота Арктики». Выпуск был приурочен к пятилетнему юбилею ввода в эксплуатацию этой серии танкеров и запуска терминала.

Тираж каждой из марок составил 68 тыс. экземпляров, номинал – 30 рублей.

М.А. Чванов, российский публицист, исследователь В. Альбанова

Валериан Альбанов стал прототипом штурмана Климова – одного из героев знаменитого романа Вениамина Каверина «Два капитана». В.А. Каверин встречался с участниками и родственниками экспедиций Г.Я. Седова, Г.Л. Брусилова и В.А. Русанова, читал письма В.И. Альбанова, его книгу «На юг, к Земле Франца-Иосифа!». Написанный в 1938-1945 гг. В.А. Кавериным роман «Два капитана» выдержал более сотни переизданий, переведен на многие языки, поставлен в виде театральных пьес, два раза экранизирован.

В честь Валериана Альбанова были названы:
• гидрографическое судно ледового класса «Валериан Альбанов»;
• учебный теплоход Уфимского филиала Московской государственной академии водного транспорта;
• арктический челночный танкер «Совкомфлота» «Штурман Альбанов»;
• мыс Альбанова на острове Гукера в архипелаге Земля Франца-Иосифа;
• остров Альбанова вблизи острова Диксон в Карском море;
• ледник Альбанова на архипелаге Северная Земля.

Морские вести России №18 (2021)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

24.06.2022

Из истории флота

22.06.2022

Из истории флота

03.06.2022

Из истории флота