«Комета», морвокзал, фонарь - Морские вести России

«Комета», морвокзал, фонарь

08.07.2021

Из истории флота

«Комета», морвокзал, фонарь


Фото: АО «ССЗ «Вымпел»

Мое беззаботное детство и романтическая юность прошли в Керчи. Мы жили в центре города рядом с морем, на маленькой улочке в старом двухэтажном доме. Благодаря любви и заботе семьи я рос счастливым и здоровым ребенком. Как человек, родившийся и выросший в Советском Союзе, с помощью фотографий и воспоминаний научился открывать временной портал в почти забытое вчера. Это время было наполнено множеством событий – всего не перечислить, а половину и не вспомнить!

Олег Басенко, преподаватель судомеханического техникума, г. Керчь

Мы с друзьями бегали на «балиндер», так назывался район морского вокзала, где после войны стояла полузатопленная десантная баржа. Купались в море, ловили рыбу и, не поверите, морских коньков, а также встречали и провожали «Кометы» – суда на подводных крыльях. Мы были в восторге и, разинув рот, любовались изящными белоснежными красавцами. Вид этих крылатых судов до сих пор вызывает у меня ностальгические чувства.

Крылатый флот

Всего каких-то 40 лет назад из Керчи по морю быстро и недорого можно было добраться в любой город Азово-Черноморского побережья. Пассажирские суда на подводных крыльях (СПК) постепенно вытесняли каботажные теплоходы, ходившие между приморскими городами, и успешно конкурировали с автобусами, поездами и самолетами. При этом для их эксплуатации не было необходимости прокладывать рельсы и строить дороги. Представляя из себя гибрид обычного плавсредства и самолета, суда на подводных крыльях на малой скорости шли как обычные, а при ускорении за счет имеющихся подводных крыльев поднимались над гладью воды и начинали «лететь», разгоняясь до 50-60 км/ч. Настоящие ракеты на морских просторах!

Крылатые суда сразу обрели невероятную популярность. Рожденным в СССР скорее всего хотя бы раз посчастливилось комфортно прокатиться на таком необычном виде водного транспорта. Мне повезло, и я «летал» на трех самых известных моделях: с родителями – на «Метеоре» в Петергоф, с друзьями – на «Комете» в Новороссийск и на «Ракете» по Волге.

Самая длинная в мире ежедневная линия для морских судов на подводных крыльях Сочи – Керчь с портами захода Лазаревское, Туапсе, Геленджик, Новороссийск, Анапа была открыта 3 мая 1972 года. Направление обслуживала «Комета-7» Сочинского порта. «Комета» – морская версия СПК, серийно производившегося на феодосийском судостроительном заводе «Море».

Фото. Морской вокзал и пассажирский причал морского торгового порта.

Автор М.А. Мельник. Фотоальбом «Керчь – город-герой»

Капитан В.Д. Панайотов с членами комсомольско-молодежного экипажа разработали опытные монтажные схемы, собрали и установили радиолокационную станцию «Лоция» и авторулевой АРМ-2. Сочинский морской порт к середине 70-х годов прошлого века эксплуатировал 18 судов типа «Комета» и стал основной базой развития скоростных пассажирских линий в Азово-Черноморском бассейне.

Пассажирская навигация открывалась в апреле и закрывалась с наступлением сезона штормов в октябре. Это были времена свободного перемещения по всему Союзу, и для покупки билета не нужен был даже паспорт. Дальние рейсы выполнялись таким образом, чтобы в конечный пункт судно приходило до наступления темноты.

Фото. Комсомольско-молодежный экипаж т/х «Комета-7» осваивает линию Сочи – Керчь.

Из фондов ФБУ «Музей морского флота»

По инициативе Александра Васильевича Огарева, с 1972 по 1990 год работавшего в Волго-Донском речном пароходстве в должностях инженера-диспетчера, заместителя начальника службы портов, начальника отдела пассажирских перевозок, в 1980 году была организована и запущена активно востребованная населением Дона, Приазовья и Крыма скоростная пассажирская линия Ростов-на-Дону – Керчь.

Геннадий Степанович Харченко так вспоминает свою работу в должности капитана-механика: «В 80-е годы «Комета-16» ходила из Ростова на Керчь и Жданов (ныне Мариуполь. – Ред.). Билеты были в дефиците, судно стопроцентно заполнялось еще в Ростове. Для Азова и Таганрога оставляли небольшую бронь – по пять мест. Пассажиры брали «Комету» с боем, да так, что порой приходилось вызывать на помощь милицию».

Немного позже пассажирское районное управление речного порта информировало об открытии регулярной водноавтобусной линии в Крым по маршруту Ростов – Азов – Таганрог – Ейск – Жданов – Бердянск – Керчь – Феодосия. Быстроходные суда доставляли пассажиров в Керчь, а из Керчи – на комфортабельных автобусах в Феодосию. Элегантные «Кометы», рассчитанные на морское плавание, преодолевали расстояние до Керчи за 12 часов. Билеты продавались за 10 дней до отхода «Кометы».

Приморский город ежедневно встречал множество пассажирских судов. Иногда у причала морского вокзала появлялся речной теплоход на подводных крыльях «Метеор» с пассажирскими салонами авиационного типа. Эти суда эксплуатировались не только на реках, но даже в прибрежных морских районах.

Корреспондент Волго-Донского речного пароходства Анвар Исмагилов в рассказе «Крылатые корабли» так описывает свое путешествие: «…Это был «Метеор», тяжелее, комфортабельнее и современнее «Ракеты» и «Восхода». Шли на Керчь, мне отвели отдельную каюту по правому борту, но я предпочел, поспав часа полтора и сходив в буфет, подняться в рубку и понаблюдать за работой экипажа, хотя понимал, что сторонний наблюдатель несколько мешает работе. «Метеор» летел по Азовскому морю, как чайка. Командиры были в белых сорочках, при галстуках…»

Кроме «сочинского» и «ростовского» направлений крылатый флот из Керчи ходил в сторону Ялты, Севастополя и Одессы.

Незапланированный визит

Рассказ о судах на подводных крыльях был бы неполным без упоминания о Ростиславе Евгеньевиче Алексееве. Гениальный кораблестроитель, создатель СПК, экранопланов и экранолетов в ноябре 1959 года в рамках ходовых испытаний первого катера «Метеор» незапланированно посетил Керчь. Для создания морского варианта судна Алексеев задумал пройти на теплоходе из Горького (нынешний Нижний Новгород) по Волге и Дону, Азовскому и Черному морям в Феодосию, где за зиму закончить достройку и провести испытания судна в море.

Инженер-конструктор Юрий Павлович Чернигин в воспоминаниях так описывал переход: «…К 12 ноября дошли до Азовского моря… на горизонте показалась полоска земли и проблески маяка! Значит, Керчь уже рядом. По расчетам, до берега не более 30 миль. Море несколько поуспокоилось, волна 1,5-2 метра. Наконец показался Керченский порт. Уставшее судно поставили в ковше рыбацкой судоверфи. Не покладая рук весь экипаж устранял повреждения, готовясь к черноморскому переходу. Следующий пункт – Феодосия. В субботний день в Феодосии встречать теплоход пришло все руководство завода «Южная точка» (ныне феодосийский завод «Море»). Ведь в недалеком будущем им предстояло строить такие суда».

В Феодосии теплоход зазимовал. В свой обратный путь более прочный, надежный и комфортабельный «Метеор» отправился 9 мая 1960 года. На этот раз ему потребовалось пять дней, чтобы добраться от Феодосии до Горького.

На круги своя

После развала Советского Союза государственное дотирование пассажирских перевозок прекратилось, сделав работу судов на подводных крыльях нерентабельной. Несмотря на огромный социальный и логистический потенциал, в 90-е большая часть крылатого флота отправилась на переплавку в специальные печи. Единицы продолжают нести вахту в наше время. У некоторых судов, которые работали на керченских маршрутах, удивительная и, можно сказать, экзотическая судьба. «Комета-8» была продана за границу – проработала в Африке около года и затонула по вине местного экипажа. «Комету-16» приобрели предприимчивые греки и переименовали ее в IVISCOS. С августа 2011 года не эксплуатируется и находится в Керчи на судоремонтном заводе.

Сегодня модернизированная «Комета», спроектированная Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева, снова работает в Крыму по маршруту Севастополь – Ялта. В июне 2020 года сайт судостроительного завода «Вымпел» сообщил о спуске на воду третьего СПК «Комета 120М». Она развивает скорость до 65 км/ч и может перевозить за один рейс 120 человек. В салонах эконом- и бизнес-класса установлены кресла авиационного типа с откидными спинками и складными столиками. В каждом кресле есть разъемы USB для зарядки мобильных устройств. В кормовом салоне имеются комфортабельные диваны, барная стойка, телевизоры.

Х    Х    Х

Скоростное пассажирское судоходство по Черному морю возрождается, и можно пофантазировать, что голубые дороги в ближайшем будущем опять свяжут прибрежные города Крыма, Краснодарского края и Ростовской области. «В планах соединить Керчь, Феодосию, Ялту, Севастополь, Евпаторию внутренними пассажирскими морскими перевозками», – в апреле 2019 года сообщил председатель Комитета Госсовета Республики Крым по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк.

Все возвращается на круги своя… Перефразируя известное стихотворение А. Блока:

Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Рябь Керчь-Еникальского канала,
«Комета», морвокзал, фонарь.

Морские вести России №7 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021

17.09.2021

Из истории флота

10.09.2021

Из истории флота