«Поезд Победы» едет по Крыму - Морские вести России

«Поезд Победы» едет по Крыму

06.05.2021

Из истории флота

«Поезд Победы» едет по Крыму

Крымчане и севастопольцы готовятся встретить 76-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. И здесь трудно переоценить шествие «Поезда Победы» по Крыму. 17 марта уникальная передвижная выставка на колесах прибыла в Севастополь.

Владимир Пасякин, Севастополь. Фото автора

Три дня стоянки поезда на железнодорожном вокзале города совпали с праздничными мероприятиями, посвященными 7-й годовщине воссоединения Севастополя и Крыма с Россией. Посещение первой в мире иммерсивной инсталляции проходило в формате экскурсий от школьников-старшеклассников до ветеранов. В каждой группе было до 12 человек, и экскурсии шли нескончаемым потоком с дискретностью 5-10 минут. Такой подход экскурсионного обслуживания был не случаен. С одной стороны, он помогал избегать скученности людей и обеспечивал необходимую безопасность, а с другой – обеспечивал высокую пропускную способность и позволил охватить широкую аудиторию.

Итак, оказаться внутри стилизованного бронепоезда, увидеть фрагменты настоящего штаба командования фронта или узнать о быте солдат в окопах и даже побывать в бане, увидеть работу фронтового фотокорреспондента – все это посетители «Поезда Победы» смогли сделать, просто переходя из вагона в вагон. Причем под реальный перестук колес, с проплывающими в окнах разными эпизодами фронтовой жизни. Эта уникальная инсталляция фронтовой жизни потрясла меня, сына фронтовика, до глубины души. Рассказы отца и многих фронтовиков, включая Героев Советского Союза, с кем много раз доводилось общаться и в Ленинграде, и в Севастополе, дополнились остановленными мгновениями фронтовых будней. За совсем непродолжительное время тысячи людей нашего времени окунулись в ад жестоких боев и в ни с чем не сравнимую радость такой долгожданной и Великой Победы над жестоким врагом. И лица солдат, словно живые, кажется, еще мгновение – и из окопов рванется атака или в гнезде застрочит, отбиваясь, пулеметчик…

В экспозиции представлено немало исторических личностей. Вот Игорь Васильевич Курчатов, выдающийся советский физик, отец атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда (1949, 1951, 1954). Вместе с академиком А.П. Александровым 9 августа 1941 года они в Севастополе организовали размагничивание кораблей Черноморского флота для защиты от магнитных морских мин. Созданная И.В. Курчатовым и А.П. Александровым «система ЛФТИ» за годы войны была установлена на сотнях кораблей и обеспечила надежную защиту от магнитных мин. За эту работу Курчатов был удостоен Сталинской премии. А вообще он лауреат Ленинской и четырех Сталинских премий.

Нельзя было не узнать и Константина Рокоссовского – одного из советских маршалов Победы, кавалера ордена Победы. Он в военном мундире еще генерала армии того грозного военного времени. Единственный в истории СССР маршал двух стран: Маршал Советского Союза и Маршал Польши. Командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. А вот генерал Иван Панфилов…

Организаторы выставки утверждают, что такого количества многофигурных скульптурных композиций – их около 150 – нет ни в одном музее мира. А 50 видеопроекторов, 18 видеостен и 12 тач-столов воссоздают захватывающие воздушные бои и танковые атаки, помогая глубже окунуться в атмосферу военного времени.

Как рассказала организатор выставки Регина Ишмулина, «Поезд Победы» включает 12 вагонов. Восемь из них – тематические, четыре – технические, а всего представлено 12 тематических зон. По ее словам, готовился поезд около двух месяцев. Отдельно снимались все видео, записывались звуки. А до этого баталисты готовили манекены. И это весьма трудоемкий процесс.

– К каждому из персонажей нужно было подготовить свой «костюм», – поясняет Р. Ишмулина. – У кого это, как у Константина Рокоссовского, – генеральский мундир, у кого-то – медицинский халат, у дипломата и разведчика Рихарда Зорге – цивильный костюм…

По ее словам, это была работа, в которой одних только художников было занято более семидесяти, а сколько еще и других специалистов!

Особый упор организаторы сделали на проработку фигур ученых, генералов, офицеров, солдат, медсестер, узников концлагерей и мирных жителей. На выставке задействовано более 4000 единиц реквизита. А некоторые вещи на манекенах, по словам создателей, являются подлинными – куртки, гимнастерки, военная форма и другая одежда военных лет даже отмечены в специальной карте поезда.

Вот настоящий номер газеты «Ленинградская правда» № 206 (9241) за 3 сентября 1945 года, трофейная черная куртка кригсмарине ВМС вермахта, трофейная куртка люфтваффе с электрическим подогревом… Ощущаешь настоящий душевный трепет, глядя на сцену допроса немцами плененного, истекающего кровью советского солдата. Или на изможденные, серые лица едва живых узников концлагерей, которые после освобождения едут домой.

«Пробирает до мурашек», – делятся впечатлениями после экскурсии. Именно поэтому для посетителей есть возрастные ограничения 12+ – настолько некоторые из представленных военных сцен реалистичны и полны трагизма.

– Наша передвижная выставка «Поезд Победы» – это первая в мире иммерсивная инсталляция, – поясняет Регина Ишмулина. – Экспозиция разработана историко-художественной мастерской «Невский баталист» совместно с медиагруппой «Красный квадрат». Осмотр экспонатов проходит в сопровождении аудиогида, для чего каждому посетителю выдаются наушники. Повествование ведется от лица машинистки Лидии, которая вспоминает все, что происходило с ней и ее знакомыми во время войны. Прототип главной героини – реальное лицо, Елена Чухнюк, которая водила грузовые поезда и воинские эшелоны с оружием и боеприпасами. Экскурсия с аудиогидом занимает всего 30 минут, но оставляет глубокие впечатления.

Авторы идеи называют «Поезд Победы» своеобразной «машиной времени», с помощью которой посетители погружаются в далекое фронтовое прошлое. Зритель выступает в качестве пассажира и является свидетелем того, что происходит. Этот проект, по словам Р. Ишмулиной, работает с октября прошлого года. Двинулся поезд из Москвы, побывал в Санкт-Петербурге, Пскове, Мурманске, Архангельске, Туле, на юге России. Позади более 25 городов нашей страны.

– В Севастополе выставку ежедневно посещали около 1000 человек, – говорит она, – а всего в «Поезде Победы «проехали» более 50 000 человек. И эта цифра постоянно растет. После Севастополя на три дня отправляемся в Симферополь, затем по два дня в Евпатории, Джанкое, Феодосии и Керчи. Таким образом, охватим все крупные города Крыма.

В Симферополе одним из первых «Поезд Победы» посетил депутат Государственной Думы РФ от Крыма Михаил Шеремет, родившийся в Джанкое. Он высоко отозвался об этом важном проекте. Как и заместитель председателя Совета министров Крыма Михаил Назаров.

– Проект реализован при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и АО «Российские железные дороги», – завершает рассказ Регина Ишмулина. Остается добавить, что Регина – крымчанка, родилась и жила в Симферополе, это ее родной город. Поэтому работа на земле Крыма для нее особо дорога.

Морские вести России №5 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ