Негасимый свет крымских маяков - Морские вести России

Негасимый свет крымских маяков

17.10.2024

Из истории флота

Негасимый свет крымских маяков

Фото: Башня Евпаторийского маяка/Пасякин

Никогда корабли и суда Черноморского флота не «ослепнут» и всегда смогут с высокой точностью определять свои координаты потому, что для этого несут свою службу радионавигационная система «Марс-75» и маяки на побережье Крыма.

Владимир Пасякин

Да, с древних времен световые сигналы на берегу указывают мореплавателям путь к спасению от разъяренных волн бушующего моря. И по российскому телевидению в годы украинской оккупации полуострова частенько показывали сюжеты, где маленькие гарнизоны морпехов ЧФ держали оборону, отбивая наступы бандеровских молодчиков.

Не раскрывая всех задач, которые решает в ходе специальной военной операции гидрографическая служба ЧФ, имеющая на балансе и маяки, следует отметить: без ее сложной и многозвенной структуры мы не смогли бы успешно вести эту операцию.

Не трудно предположить, что все морские маяки Крыма функционируют ныне в особых режимах. Это означает, что корабли и суда Черноморского флота получают информацию от них в нужное время и с характеристиками сигналов, недоступных противнику. Уверенно справляются с поставленными задачами маячники на мысах Сарыч, Херсонес, Тарханкут, Ай-Тодор, в Заозерном и др.

Уникальный Евпаторийский

Сегодня расскажу о Евпаторийском маяке, коллектив которого обслуживает еще два маяка – в райцентре Саках и маяк Солодунова. Здесь повысили надежность за счет новой аппаратуры, увеличили дальность светового действия. Напомню, что маяк Солодунова построен в 1986 году. Высота огня – фокальная плоскость 27 метров (89 футов). Огонь – двойная вспышка красного цвета каждые 12 секунд. 22-метровая (72 фута) круглая цилиндрическая башня, окрашенная красными и белыми горизонтальными полосами. Маяк назван в честь известного гидрографа Черноморского флота, участника Великой Отечественной войны контр-адмирала Александра Викторовича Солодунова, ответственного за восстановление маяков Крыма после той Великой войны.

…Вместе с начальником Евпаторийского маяка майором запаса Вадимом Астафьевым поднимаемся вверх по стальным ступеням крутого трапа маяка. Дорога не близкая, и слушаю комментарии Вадима Владимировича о маяке, которому нет равных на Черном море.

Фото: Владимир Астафьев

Итак, известно, что 4 мая 1803 года Адмиралтейств-коллегия по предложению главного командира Черноморского флота и портов приняла решение о строительстве в Евпатории каменного дневного маяка. К середине XIX века здесь был самый высокий процент кораблекрушений на Черном море. В 1859 году Евпаторийское общество пароходства и торговли обратилось к командованию Черноморского флота с просьбой построить на берегу залива световой маяк. В 1860 году Гидрографический департамент утвердил проект будущего строительства.

И 1 августа 1861 года первый железный световой маяк на Черном море стал действовать. Он светил постоянным белым огнем с проблесками через каждую минуту. Высота огня над уровнем моря составляла 16 метров, а от основания башни – 14 метров, дальность видимости огня достигала 8,3 мили. С 1 января 1863 года, чтобы отличить огонь Евпаторийского маяка от Херсонесского, его сделали постоянным с белыми и красными проблесками. По этой характеристике, записанной в лоции, моряки узнавали крымский берег Евпатории.

К сожалению, изготовленная в Англии решетчатая башня на четырех стойках, похожая на большой железный ящик, оказалась очень неудобной в обслуживании, особенно зимой.

И уже 1875 году Гидрографический департамент писал в Морское министерство, что «Евпаторийский маяк... не соответствует важности растущего порта, огонь его слаб и мало приносит пользы, в особенности в зимнее время, когда от поверхности моря отделяются насыщенные пары». И это справедливое обращение могло бы возыметь действие. Но в 1877 году началась очередная Русско-турецкая война и стало не до переустройства маяков.

Хотел бы отметить, что даже турки, в первые дни войны обстрелявшие город с кораблей, при этом ни единого выстрела не дали в сторону маяка, который был расположен к их эскадре ближе, чем городские объекты. Турецкие моряки не посмели совершить святотатство – разрушить маяк, к чему все годы оккупации Крыма так стремились бандеровцы! Но таким великодушием и благоразумием турецких моряков много позже пренебрегли немецкие войска в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов прошлого века.

В советское время в 1930 году на башне установили радиомаяк, а перед началом войны нижнюю часть обветшавшей железной башни облицевали кирпичом. Во время войны маяк часто попадал под обстрелы. Маячники ремонтировали его и продолжали поддерживать работу в так называемом манипулируемом режиме – то есть включали по мере надобности, давая ориентир нашим кораблям.

Когда поступила команда покинуть маяк, с него сняли оптику и другое ценное оборудование, чтобы эвакуировать в Севастополь. В 1955 году рядом с полуразрушенной башней маяка возвели новую, из кирпича, высотой 20,8 метра. Дальность действия огня увеличилась до 13 миль. Затем построили техническое здание с автономной дизельной электростанцией, установили круговой радиомаяк. Восстановительными работами после войны руководил начальник маяка Григорий Васильевич Антипов.

52 метра высоты

В 1970 году военными строителями по типовому проекту была выстроена новая башня высотой над уровнем моря 52 метра из монолитного железобетона в специальной металлической опалубке.

В настоящее время это самая высокая маячная башня на побережье Черного моря. Она имеет форму усеченной пирамиды, на верхней площадке которой установлено восьмигранное фонарное сооружение нового типа диаметром 3 метра, остекленное полированными зеркальными стеклами. Внутри установили современный светооптический электрический аппарат ЭМВ-930 с белым групповым проблесковым огнем, обеспечивающий дальность видимости огня около 20 миль. На верхней площадке установили резервный светооптический аппарат с белым смешанным огнем, обеспечивающим видимость до 15 миль.

Скажу как есть – вид на окрестности с верхней площадки маяка захватывает. С высоты птичьего полета сфотографировал Вадима Астафьева у хрустального «глаза» маяка, и мы пошли вниз. Вот тогда понял, почему в одной из подсобок он сделал небольшой спортивный зал, где были маты, шведская стенка, гири, гантели, манекен для отработки бросков, экспандеры…

Подъем на высоту в полсотни метров требует серьезных усилий, и без выносливости тут не обойтись. Так что маячники – постоянные посетители спортзала. Но чаще других там бывает В. Астафьев. Со спортом Вадим был дружен всегда, занимался легкой атлетикой, плаванием, игровыми видами спорта, боксом, гирями, несколькими видами борьбы, включая рукопашный бой. «Моржует» в море до сих пор. У него немалая коллекция медалей и много друзей среди именитых спортсменов и тренеров. Один из них – всемирно известный артист цирка, заслуженный артист РСФСР, народный артист России, руководитель медико-реабилитационного центра заболеваний опорно-двигательного аппарата Валентин Дикуль, с юношества занимавшийся гимнастикой, борьбой, поднятием тяжестей, эквилибром, акробатикой, жонглированием.

– Занятия спортом пригодились в жизни, – говорит Вадим Владимирович, – и когда трудился котельным машинистом, мотористом 2-го класса на гражданских судах, и когда после окончания школы техников ВМФ ходил на большом гидрографическом катере БГК-174 гидрографической службы ЧФ.

Действительно, служба на БГК-174 – особая страница в его биографии. В ту пору он был механиком на катере, экипаж которого выполнил поистине героические работы в Красном море, когда трудился целый год в жесточайших условиях, а жара в машинном отделении достигала более 60 градусов. Выдержать такие испытания могли не все, но Вадим выдержал.

Вернемся, однако, к истории. Новый 52-метровый маяк начал действовать 9 июня 1970 года. А в 1976 году установили радиомаяк КРМ-100, – продолжает Вадим Астафьев, – в 1985 году заменили на КРМ-300, для антенн которого смонтировали новые 50-метровые мачты, что позволило расширить зону приема наших радиосигналов. Теперь они надежно принимаются радиопеленгаторами кораблей и судов во всем районе Черного моря. Ну а яркий белый огонь нашего маяка после недавних преобразований виден на дальности в 45 километров. На маяке есть резервные дизель-агрегаты, радиосвязь, телефон.

Остается добавить, что в память о реконструкции маяка установлена мемориальная доска. Их здесь несколько. И они отражают вехи развития отечественного маячного дела. Одна гласит: «Министерство обороны СССР. Гидрография КЧФ. Евпаторийский маяк основан в 1861 году».

…Вот уже более полутора веков его огонь работает во благо мореплавателей многих стран. Недаром маяки называют святыней морей. И даже на сегодняшний день, когда Всемирная паутина окутала планету и предоставляет большие информационные возможности, без маяков нет уверенного безопасного мореплавания. И лучше всего это знают моряки. Особенно, если случится противостоять морской стихии – в слепой ярости бушующих волн налетающей стремительно и грозно. Тогда маяки становятся для моряков светом и голосом надежды. Надежды на спасение.

Морской флот №6 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.10.2024

Из истории флота

17.10.2024

Из истории флота

19.07.2024

Из истории флота