Кадровая политика адмирала Макарова
12.07.2024
Из истории флота

Не нами сказано и очень долго живет постулат «Все новое – хорошо забытое старое». Безусловно, это может быть и опровергаемо для определенных случаев, но применительно к системе образования трудно не согласиться с этим афоризмом.
Иван Костылев, профессор
Евгениий Бугаев, доцент ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова
В недалеком прошлом система подготовки кадров воспринималась как образование и воспитание, т.е. была двуединая задача. Затем пришли «реформаторы» с насаждением заграничной методики. Как ни странно сегодня осознавать, однако наш образовательный генералитет поддержал их.
Нет необходимости детализировать ошибки прошлого, но факт практически исключения составляющей воспитания обучающихся из образовательных стандартов дал свои всходы. Да, закон «Об образовании» в России 2012 года вернул то самое прошлое воспитательное направление, но жизнь показала, что воспитание патриотического настроения в обществе само собой не происходит.
Специалистами сегодня многое говорится, не меньше прописывается в руководящих документах, но кардинально изменить ситуацию в решении этой двуединой задачи за год-два не получится. Нужна планомерная работа всех и вся, кто хоть как-то причастен к формированию кадрового потенциала на ближнюю, среднюю и даже дальнюю перспективу.
По страницам жизни
Отмечая в текущем году 175-летие со дня рождения С.О. Макарова, мы посчитали возможным и, надеемся, полезным освежить в памяти уместные в данном случае страницы жизни этого прославленного адмирала, внесшего весомый вклад в совершенствование отечественной системы воинского обучения и воспитания. Адмирал Степан Осипович Макаров один из наиболее талантливых и всесторонне образованных представителей русского флота последней четверти XIX и начала XX века. Как и его великие предшественники, он пропагандировал гуманное отношение к матросам, требовал от офицеров заботы о личном составе, считая ее высшим нравственным долгом начальника.
Фото. С.О. Макаров. 3 ноября 1866 года, корвет «Аскольд», Нагасаки, Япония
Фото. С.О. Макаров. Владивосток. Шхуна «Тунгус». 1871 г.
Представляют большой интерес формы и методы, с помощью которых Макаров заинтересовывал моряков и прививал им любовь к своему кораблю, морской службе, морю, флоту и, читай, к Отечеству.
Степан Осипович был замечательным учителем и воспитателем молодых моряков-офицеров и матросов. Вся его многогранная кипучая деятельность была проникнута заботой о повышении боевой мощи родного флота, усовершенствовании всех сторон его деятельности, включая обучение и воспитание моряков в духе героических традиций русского флота. Люди, всесторонне подготовленные к любому действию как в боевой, так и в мирной обстановке, по мнению Макарова, это и есть то главное, без чего невозможен успех на флоте.
Неустанное учение, упражнения, маневры и тренировка в любую погоду в обстановке, максимально приближенной к боевой, – вот что в течение всей своей жизни с замечательным искусством осуществлял Макаров и в чем он достиг больших успехов. Его требовательность и строгость позволяют сделать вывод, что никогда нельзя удовлетворяться достигнутым, а нужно идти вперед, учиться и совершенствовать знания, и делать это не только для себя, но и для подчиненных. Делясь своим опытом с менее знающими, Макаров требовал этого же от офицерского состава и младших командиров. Только при этих условиях, при слаженной и дружной работе экипажа, адмирал считал, что можно рассчитывать на прочный успех при любых ситуациях. Плавать и учиться, одновременно заботясь о повышении безопасности мореплавания, были непременными условиями «макаровской науки».
Своеобразные плавсеместры, высокая продуктивность которых нам хорошо известна по организации практики на УПС типа «Профессор Щеголев», были уже и у Макарова. В 1896 адмирал Макаров на броненосце «Петр Великий» возглавлял эскадру кораблей. Как отмечают историки, это был прекрасный урок сочетания теории и практики, давший за одно лето больше опыта и знаний, чем за несколько кампаний.
Фото. Штаб С.О. Макарова на «Петре Великом»
Макаров жил общей жизнью с экипажем корабля, был общителен, внимателен к каждому подчиненному. Его деятельность, энергия и интерес к делу, которому был предан всей душой, всегда служили примером для команды. Служба под начальством Макарова являлась для многих моряков в полном смысле практической школой мореплавании. В обучении он требовал применять метод моделирования возможных нештатных ситуаций на корабле. Это то, что сегодня называем тренажерной подготовкой. При этом адмирал не забывал заботиться о культурном досуге моряков, ведении с ними постоянной индивидуальной воспитательной работы.
Фото. На отдыхе с семьей
Научный подход
С позиций обучения и воспитания имели большое значение и научные труды адмирала. Напечатанное впервые в «Морском сборнике» в 1897 году (№ 1, 4 и 7), его новое тактическое произведение «Рассуждения по вопросам морской тактики» имело значительный успех. Работа была встречена с большим интересом нашими, а в особенности иностранными моряками. По свидетельству историков, она переводилась на многие иностранные языки, в том числе на английский, итальянский, испанский, японский и турецкий.
Здесь важно обратить внимание, что С.О. Макаров прорабатывал не только вопросы тактики – большое количество времени он уделял и техническим вопросам: кораблестроению и теории корабля, механизмам и трубопроводам, артиллерии и минно-торпедному делу, развитию радиотелеграфной связи и т.п. Он впервые в истории кораблестроения выдвинул в жизнь и частично проработал вопросы живучести и непотопляемости кораблей. Кстати, и сами термины «живучесть» и «непотопляемость» им же и были успешно использованы.
В работе Степан Осипович обратил серьезное внимание на вопросы педагогики, воспитания, самообразования и обучения рядового и командного состава моряков. Хотя речь шла, естественно, о военных моряках, но чувство полной ответственности за свой круг обязанностей, дисциплинарная практика, субординация, которым посвящены даже отдельные главы, исключительно важны и для личного состава гражданского транспортного флота. Говоря о воспитании в широком смысле слова, мы не забываем подчеркивать и роль семьи молодого человека.
А вот как об этом писал Макаров: «Свое первоначальное воспитание каждый человек получает от матери, и то, что западает в душу ребенка в раннем возрасте, останется в нем на всю жизнь… Теперь уже не так часто встретите мать, которая бы говорила сыну, что он должен расти и крепнуть, чтобы защитить родной очаг и свою родину. Дело это считается как бы делом правительства, тогда как военная доблесть в сущности есть дело общественное и всенародное. …Мать говорит сыну, что он должен расти и крепнуть, чтобы под старость кормить родителей, и, таким образом, ребенок с колыбели приучается к сознанию лежащего на нем долга. Нам могут сказать, что в семье простонародья, из которого выходит преобладающая часть новобранцев, меньше всего думают о системе воспитания и что это делается бессознательно. Но если даже женщина в семье простонародья и делает свое дело по отношению к государству бессознательно, то заслуга ее от этого не уменьшается, и, разумеется, она стоит выше тех некоторых женщин среднего класса, которые, имея возможность сознательно отнестись к делу, дают государству хворых здоровьем и разбитых нравственно молодых людей, которые, не будучи способны ни на какое дело, являются излишним бременем для общества, а иногда и источником расхода для государства».
Есть у него слова и о важности учебы всю жизнь. С.О. Макаров назидательно подчеркивал о необходимости знать каждому, «что с выходом из школы учение не оканчивается и что всю службу офицер, не желающий идти назад, должен учиться и работать». В этом направлении в цитируемой книге целая глава (IV) посвящена самообразованию и самовоспитанию, где автор отмечает, что человек после школы имеет понятие только о границах, в которые должна вложиться его личность в смысле воспитания.
С позиций самообразования тоже может служить примером отношение Макарова к чтению. Большой любитель книг, он имел хорошую библиотеку, не считал лишней тратой денег на приобретение литературы, считал, что развитие человека во многом зависит от содержания книг, которые читает. Исходя из собственного опыта, советовал молодым людям «читать побольше оригинальных сочинений и в выборе книг не столько руководствоваться интересом излагаемого предмета, сколько достоинством автора». При этом он замечал, что все великие люди придавали большое значение изучению истории.
С.О. Макаров считал, что надо усваивать все необходимое не только из книг, но из самой жизни: «Недостаточно присутствовать при событиях, чтобы чему-нибудь научиться; надо, кроме того, стараться из всего виденного извлечь для себя полезные указания». Когда адмиралу Лазареву сказали об одном малоспособном офицере, что он много плавал, то он, указывая на свой сундук, возразил: «Вот этот сундук сделал три кругосветных плавания, но так сундуком и остался». Необходимо учиться из жизненного опыта. В деле самовоспитания Макаров выделял наличие волевых качеств человека. В то время, когда большинство современников отрицали возможность культуры воли и перевоспитания характера, Степан Осипович уверенно утверждал и доказывал, что всякий нормальный человек при желании может добиться нужных результатов в деле воспитания в себе твердой воли.
– Никто не приносит обществу, – говорил Макаров, – такой пользы, как люди с твердым характером и сильной волей, направленной на общеполезное дело.
Фото. Парад в Кронштадте в 1903 г.
Фото. Иоанн Кронштадтский благословляет С.О. Макарова перед отплытием в п. Артур
Фото. Командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С.О. Макаров, начальник временного Морского штаба, наместник на Дальнем Востоке контр-адмирал В.К. Витгефт на палубе «Петропавловска». 1904 г.
Заключение
Отмечая юбилейное 175-летие со дня рождения адмирала Макарова, мы обращаемся к прошлому. Изучение опыта, понимание практической и научной обоснованности подготовки кадров для современного военного и торгового флота, системности и последовательности в ее осуществлении с учетом конкретно-исторических условий в наши дни приобретает особое значение. Сбережение традиций и инноваций определяет сегодня развитие системы морского образования в стране в целом и в каждом учебном заведении в частности.
В нашем вузе, носящем имя великого адмирала, поддерживаются и развиваются традиции наших предшественников. Ежегодные Макаровские чтения проводятся в целях реализации основных задач в области морского образования, научной деятельности, патриотического воспитания курсантов и студентов университета.
Бронзовая трехметровая скульптура адмирала установлена на металлическом постаменте в фойе первого этажа корпуса на Косой линии. В правой руке Степан Осипович держит карту своих плаваний, левой указывает на маршруты будущих походов. На постаменте размещены бронзовые барельефы с изображениями кораблей, которыми командовал и на которых ходил в дальние походы флотоводец: «Витязь», «Великий князь Константин», «Ермак».
Памятник изготовлен и установлен на средства сотрудников, курсантов, студентов, ветеранов и выпускников университета. Всегда важно помнить и чтить память тех, кто открывает молодежи новые пути, дает знания и готовит к самостоятельной взрослой жизни. От преподавателей, их любви и знания предмета во многом зависит, пойдут ли в отраслевую сферу по окончании вуза выпускники и каковы будут качественные и количественные показатели абитуриентов.
Фото авторов
Морские вести России №7 (2024)