Стоят дома, стоят вокзалы и заводские корпуса - Морские вести России

Стоят дома, стоят вокзалы и заводские корпуса

05.06.2024

Из истории флота

Стоят дома, стоят вокзалы и заводские корпуса

Их адреса может назвать волжский ветеран, заслуженный строитель РФ, бывший заместитель начальника Волжского объединенного речного пароходства по капитальному строительству Андрей Борисович Голубков, которому 9 апреля исполнилось 90 лет.

Александр Пырков, начальник отдела ФБУ «Администрация Волжского бассейна»

Андрей Борисович родился в г. Рыбинске, что в Ярославской области. В 1937 г. семья переехала в рабочий поселок Старая Вичуга Ивановской области, где в 1951 г. он окончил среднюю школу и поступил в ЛИИВТ на факультет «Водные пути и порты». Через два года факультет был преобразован в гидротехнический. По окончании в 1956 году направлен в Енисейское речное пароходство.

На трудовой вахте

Три года работал прорабом в стройконторе в Подтесово, участвовал в строительстве слипа, цеха Подтесовской РЭБ, объектов соцкультбыта в поселке. В 1959 г. направлен в Волжское пароходство и три года работал на СРЗ «Память Парижской Коммуны». При его участии строились объекты поселка и завода. В 1963 г. переведен в Куйбышев (Самара), где началось строительство грузового порта, пассажирского вокзала с гостиницей и рестораном.

Затем с 1971 по 1981 год директор Горьковского отделения Гипроречтранса. Выполнял проектирование причалов по погрузке и выгрузке цемента, зерна, нефтепродуктов, удобрений, строительных сыпучих грузов в Волго-Камском, Донском бассейнах. По заказу Куйбышевского Гидропроекта отделение вело проектирование объектов Чебоксарского водохранилища. По их проектам построены набережная в Дзержинске, пассажирские причалы в Горьком (Нижний Новгород).

С 1981 по 1995 год в Волжском объединенном речном пароходстве заместитель начальника пароходства по капстроительству. За это время был достроен комплекс пассажирского вокзала в Волгограде с рестораном, киноконцертным залом на 1200 мест, строились объекты Чебоксарского водохранилища, Борский СРЗ (ОАО «Борремфлот»), построены цехи на СРЗ им. Бутякова, Сокольской судоверфи, Волгоградском СРЗ, закончен цех на Ахтубинском ССРЗ. В 1988 г. введен в эксплуатацию судостроительный завод финской комплектации в Криушинской РЭБ производительностью 40 барж-площадок в год.

В 1995 г. перешел на работу в ЗАО «Пирс» корпорации «Трансстрой» зам. генерального директора по проектной работе. С его участием построены пассажирские причалы в Казани, Чебоксарах, грузовые причалы в Ростове-на-Дону, выполнены берегоукрепительные работы в Астрахани, Павлове-на-Оке, Чкаловске, Городце, Балахне, Юрьевце, Катунках.

Им написаны книги «Издалека долго…» и «Паркоммуна»: 170 лет большой истории», книга о жизни и истории поселка Память Парижской Коммуны, или Жуковского затона, включает не только повествование о появлении и развитии одного из важнейших на Волге промышленных объектов, связанных с эксплуатацией речного транспорта, но и рассказ о его людях – потомственных речниках.

Вспоминая прожитые годы

Идею написать первую книгу Андрею Борисовичу подсказала дочь Екатерина, которую в Волжском пароходстве многие помнят по работе. Подсказала в трудный для семьи период, когда ушла из жизни жена Генриетта Григорьевна. Он писал: «Когда ее не стало, подумал: а ведь жизнь, которую мы прожили бок о бок, это ведь еще и жизнь нашей страны. Это жизнь моей любимой Волги, которой отдано больше полувека. Это жизнь моих друзей: ушедших вспоминаю добрым словом, здравствующих всегда рад видеть. И решил рассказать обо всем, что пережито мною, семьей, коллегами, на страницах этой книги».

Никогда прежде Андрей Борисович не рассказывал о детстве, а оно было вполне типичным: его воспитывала бабушка, которая жила в Старой Вичуге Ивановской области.

«Осенью 1937 года папа привез меня к бабушке, своей маме, рассчитывая, что я пробуду у нее до весны, а потом снова уеду в Рыбинск. Но все получилось не так. Папу в середине 1938 года арестовали (после войны он был реабилитирован, и, к счастью, отец и сын имели возможность долгого общения. – Автор), квартиру и дачу отобрали, и мама и старшая сестра вынуждены были переехать в Кострому, на родину мамы».

Именно в скромном, но гостеприимном доме бабушки, где многие родственники, будь то летний отдых либо годы военного лихолетья, находили приют, Андрей усваивал простые житейские правила сопереживания, доброты, умения ладить с людьми, не бояться трудностей и, конечно же, трудолюбия.

Два важных события случились в жизни Андрея в 1948 году: встреча после долгой разлуки с отцом, приехавшим в Старую Вичугу в отпуск из Магадана, и знакомство с будущей женой Гетой Скворцовой, когда они оказались в одном восьмом классе. Класс был дружным и сильным в учебе. Все девятнадцать учеников поступили в вузы. Этот период стал своего рода проверкой чувств молодых людей. Гета уехала учиться в Горьковский педагогический институт, а Андрей – в Ленинградский институт инженеров водного транспорта.

– Все годы учебы в вузах мы с Гетой переписывались, регулярно виделись в каникулы, когда на праздники приезжал в Горький. Время учебы в институте было светлым и радостным: новые товарищи, знакомство с Ленинградом, профсоюзная работа, талантливые преподаватели. На практике после 3-го курса участвовал в строительстве Сталинградской ГЭС, после 4-го проходил практику в качестве дублера-дежурного шлюза Каховской ГЭС на Днепре, а диплом на отлично защитил и вовсе на актуальную тему – Братская ГЭС, и это было в 1956 году.

Завершилась учеба студенческой свадьбой в общежитии и поездкой к месту назначения мужа – в Подтесово, за 400 километров с лишним от Красноярска, где располагалась ремонтно-эксплуатационная база Енисейского пароходства.

Так уж получилось, что инженеру-гидротехнику Голубкову в Подтесово и других местах приходилось заниматься не только строительством производственных объектов, но, может, даже в большей степени объектов социальной сферы. Что, например, представлял собой поселок Память Парижской Коммуны, когда семья Голубковых из-за болезни дочери вынуждена была в 1959 году уехать из Сибири и обосноваться на Волге навсегда?

Новый начальник ОКСа завода А. Голубков увидел весьма захолустное местечко, построенное на песках. Дорог с твердым покрытием не было совсем. Связь с областным центром только по реке. Вот и решал он здесь социальные вопросы.

В 1963 году в Куйбышеве намечалось большое строительство, и пароходство предложило А. Голубкову как специалисту-гидротехнику перевестись в Куйбышевский речной порт. Эти восемь лет Андрей Борисович вспоминает с особой теплотой. Во-первых, из-за интереснейшей работы: полностью были построены грузовой и пассажирские порты в Куйбышеве, включая причалы, вокзал, гостиницу с рестораном, были выполнены все гидротехнические работы по Сызранскому порту. Во-вторых, из-за удивительно слаженного коллектива, которым руководил легендарный В.С. Булатов, в годы войны бывший подпольным секретарем обкома партии в Крыму. Наконец, в Куйбышеве родился сын Григорий.

С 1971 года жизнь А. Голубкова связана с Горьким: директор Горьковского отделения Гипроречтранса, замначальника Волжского объединенного речного пароходства, зам. генерального директора ЗАО «ПИРС». Значимой страницей в биографии Андрей Борисович считает строительство в Криушах цеха по производству металлических барж-площадок, когда к сооружению привлекались люди с Волги от Костромы до Астрахани и строительство Борского судостроительного завода, который сейчас является одним из ведущих на реке.

Многие проекты, выполненные в Гипроречтрансе, ему доводилось реализовывать уже в пароходстве. Самый памятный – больница водников в Молитовском Затоне Нижнего Новгорода.

Особо доверительные отношения Андрей Борисович выстроил с руководителями портов и заводов, оценивая каждого из них по отношению к строительству объектов соцкультбыта. Однажды начальник пароходства И.А. Щепетов, посмотрев на новый жилой дом в одном из затонов, сказал: «Счастливый ты человек, Андрей Борисович. Профессия у тебя хорошая. Что после нас, эксплуатационников, останется? Только след за кормой, да и тот на мгновение. А после строителей остаются жилые дома, причалы, вокзалы – все, что люди долго добрыми словами поминать будут». Эти слова Андрей Борисович ценит и не забывает.

Память – категория нравственная

Он вообще обладает удивительной памятью, и это не просто способность длительно хранить информацию. Память для него – это категория нравственная. Когда важно вовремя позвонить другу. Протянуть руку помощи, не забыть поздравить с днем рождения или праздником, навестить дорогие могилы на кладбище.

По его инициативе создан и действует клуб бывалых волгарей «Створ», где он избран президентом. «Створ» проводит воспитательную и патриотическую работу среди молодых речников и студентов Волжского бассейна. Среди самых важных дел клуба – инициирование открытия мемориальной доски на доме, где жил бывший 24 года начальником Волжского пароходства К.К. Коротков; увековечивание памяти знаменитых речников в названии судов волжских судоходных компаний: «Астафий Смирнов», «Валерий Елисеев», «Аркадий Минченя», «Борис Пулин», «Владимир Кириллов» и др.

В день рождения Андрей Борисович услышал от своих детей, внуков, друзей, коллег много теплых приветственных слов. И все они были очень искренними, в этом можно не сомневаться. Потому что Андрей Борисович заслужил их всей своей долгой и достойной жизнью.

В 2020 году в его честь буксир-толкач «ОТ-2413» с/к «ОКА» переименован в «Андрей Голубков». Он награжден орденом Трудового Красного Знамени, многими медалями, в том числе медалью Серафима Саровского, ведомственными знаками отличия. Заслуженный строитель РФ, почетный транспортный строитель, почетный волгарь. Лауреат премии В.В. Звонкова.

От всей души поздравляем юбиляра с 90-летием! Желаем доброго здоровья, благополучия. Тепла родных и близких и активной деятельности на благо российского флота!

Морские вести России №5 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ