«Я всегда работал с упоением» - Морские вести России

«Я всегда работал с упоением»

22.03.2024

Из истории флота

«Я всегда работал с упоением»

Фото. Геннадий Николаевич на 55-летии родного предприятия.

В прошлом году прославленный капитан Новороссийского морского пароходства, почетный гражданин Новороссийска Геннадий Николаевич Федченко отметил 93-й день рождения. От лица компании ветерана поздравил президент ПАО «Новошип» Олег Степанов.

По материалам «Вестника СКФ»

Геннадий Федченко – одна из ключевых фигур в истории компании, в один голос говорят все, с кем работал талантливый человек и в море, и на берегу. А еще об этом свидетельствуют его многочисленные награды. Именно поэтому, даже несмотря на формальное отсутствие круглой даты, Геннадий Николаевич заслуживает отдельного внимания. К тому же в столь почтенном возрасте каждый день рождения можно по праву считать достижением.

– Самая почетная из моих наград – это, конечно, орден Ленина и золотая медаль к званию Героя Социалистического Труда, – поделился с «Вестником СКФ» Геннадий Николаевич. – Не менее неожиданным стало и присвоение звания «Лучший капитан морского транспорта страны». Я узнал об этом из газеты. Это было в тот период, когда я работал капитаном на «Братиславе».

Два качества капитана

Геннадий Николаевич стал одним из самых молодых капитанов своего времени. Он взял эту высоту в 30 лет, всего через 5 лет после окончания Одесского мореходного училища. «Конечно, были волнения, опасения, что не готов, – вспоминает он. – Я даже пытался отказаться, говорил, что не имею опыта, ничего еще по-настоящему не испытал». Но его выбрали для этой работы – наверное, из-за присущего ему высокого чувства ответственности – и не ошиблись.

«Каким должен быть капитан?» – спрашиваем у человека, который флоту отдал большую часть своей жизни. В ответ он называет лишь два основных критерия: человечность и трудолюбие. «Я уважал каждого члена экипажа, с каждым был на «вы», и в ответ люди уважали меня, – добавляет Геннадий Николаевич. – Сегодня многих из них уже нет, но до последнего при встречах мы вспоминали, как хорошо работалось вместе».

Кубинский след

Во все времена советским морякам приходилось работать в очень непростой международной обстановке. Апогеем стал, конечно, Карибский кризис. «Тот период, пожалуй, был для меня самым напряженным, – продолжает Геннадий Федченко. – Мы работали на Кубе, и во время прохождения военной базы Гуантанамо американцы попытались остановить наше судно, не имея на это каких-либо оснований. И я принял решение не подчиняться, продолжил движение. Так и ушел от них. В Москве это решение поддержал лично министр морского флота Виктор Георгиевич Бакаев».

Куба оставила яркий след в памяти капитана. «После того как американцы ввели в отношении островного государства эмбарго, на кубинских сахарных заводах начала скапливаться патока, и нас направили ее вывозить, – рассказывает он. – Три месяца мы ходили между десятками кубинских портов. Везде нас встречали очень радушно, относились с большим уважением и охраняли как самых важных гостей. Я даже ездил выступать с речью перед коллективами заводов, можно сказать, способствовал установлению дружественных связей между нашими странами».

Спасение пассажиров русского «Титаника»

В 1969 году он сошел на берег и стал заместителем начальника Новороссийского морского пароходства. Признается, что долгое время скучал по морю. «Наверное, мне нужно было продолжать работать на флоте, – полушутя-полусерьезно говорит Геннадий Николаевич. – Мне ведь потом море много лет снилось. Часто повторялся странный сон: как будто я иду в море и вдруг оказываюсь в реке. А там мосты кругом! И у меня мысль в голове пульсирует: только бы их не снести! Но как будто очень ловко все получалось».

Геннадий Николаевич проявил себя блестящим организатором и на береговой работе. Особенно этот талант пригодился, когда 31 августа 1986 года в Цемесской бухте произошло крушение пассажирского судна «Адмирал Нахимов», повлекшее за собой гибель 423 человек. В эпицентре событий тогда оказался и Федченко – именно ему доверили возглавить спасательную операцию на море. Позже указом Горбачева его наградили за смелость и самоотверженность орденом Дружбы народов.

– Когда все произошло, я выехал на катере на место ЧП, – с тревогой в глазах вспоминает Геннадий Николаевич. – Нам удалось сразу поднять из воды несколько человек. Потом в течение еще двадцати дней мы работали на месте крушения, все надеялись обнаружить выживших. Но, к сожалению, никого не нашли.

Выйдя на пенсию, Геннадий Николаевич погрузился в семейные хлопоты. А еще написал книгу о своем морском опыте, привел в порядок свой объемный архив фотографий. «Фотографирование было одним из моих любимых хобби на протяжении всей жизни, – говорит ветеран. – Теперь я смотрю на эти снимки, все уже, конечно, оцифровано и удобно рассортировано по папкам на рабочем столе, и вспоминаю свое морское прошлое. Столько всего в нем было! Я ведь в детстве хотел стать летчиком, чтобы мир посмотреть. А потом подумал: с воздуха ничего толком не видно, лучше пойду в моряки. Так судьба и привела меня на флот, где я всегда работал с упоением».

Флот, надо сказать, отплатил Геннадию Федченко тем же, предоставив возможность в полной мере реализовать свой профессиональный талант. Сегодня его фамилия является символом золотого века советского торгового флота, образцом преданного служения своей стране и примером для новых поколений российских моряков.

Морской флот №6 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ