На Северном полюсе Земли - Морские вести России

На Северном полюсе Земли

07.06.2023

Из истории флота

На Северном полюсе Земли

Фото автора

Макет, выставка, лекции и научные открытия: Арктический центр отмечает юбилей экспедиции Папанина

В этом году отмечается юбилей одного из самых знаковых событий в истории освоения Арктики. 21 мая 1937 года начала работу первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-1».

Александр Николаенко, специалист пресс-службы Музейно-выставочного центра технического и технологического освоения Арктики

К юбилею в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте в Санкт-Петербурге был выпущен памятный значок «85 лет «Северному полюсу-1», а также отпечатаны специальные конверты, гашение которых сувенирным штемпелем состоялось также в стенах института.

Выставками в музее Арктики и Антарктики, в собственном павильоне в Кронштадте и серией научно-популярных лекций дату отметил Арктический музейно-выставочный центр, специалисты которого сделали несколько открытий, связанных с судьбой Отто Юльевича Шмидта, Ивана Дмитриевича Папанина и Михаила Васильевича Водопьянова.

Удачный полет в неизвестное

Итак, 21 мая в 11 часов 10 минут тяжелый бомбардировщик «АНТ-6» (арктический вариант «ТБ-3») под управлением Михаила Васильевича Водопьянова, оборудованный лыжами и тормозным парашютом, совершил посадку на льдину, дрейфовавшую приблизительно в 20 километрах от Северного полюса. Водопьянов летел без предварительной разведки, на нем лежала личная ответственность за выбор подходящей по размерам и прочности льдины и рискованное приземление на тяжелом четырехмоторнике.

Двумя неделями ранее над полюсом, больше по собственной инициативе, на разведывательном самолете «АНТ-7» (он же «Р-6») пролетел Павел Георгиевич Головин. Его полет имел исключительно важное значение, так как летчику удалось рассмотреть характер ледяного покрова в районе полюса.

В дневнике «Жизнь на льдине» И. Папанин вспоминал слова П. Головина: «Видел внизу громадные поля, частично гладкие, частично всторошенные, с большими трещинами. Я увидел, что подходящую площадку выбрать можно».

Описывая в дневнике события каждого дня, И. Папанин указывает, что остальные самолеты экспедиции приземлились на льдину 25 мая, 26 мая и 5 июня, но, как установили специалисты Арктического музейно-выставочного центра, И. Папанин допустил неточность. Последний самолет приземлился уже рано утром 6 июня. Маргарита Александровна Елемина, научный сотрудник центра, рассказывает:

– В первый же день на льдине, 21 мая, участники экспедиции, прилетевшие на самолете Водопьянова, проделали колоссальную работу: поставили лагерь, сделали ветровое укрепление из снежных блоков, наладили радиосвязь, приготовили еду и отправили телеграмму, что успешно приземлились. Но до торжественного открытия станции было еще далеко, нужно было дождаться остальных самолетов. Последний приземлился 6 июня в 5:30 утра, возможно, по ощущениям папанинцев продолжался еще предыдущий день, поэтому в дневниках есть ошибка. К слову, от последнего самолета ничего не зависело, он был резервным и вез только собаку – пса по кличке Веселый.

Страница большевистских побед

В этот же день в два часа дня был организован торжественный митинг в честь открытия станции. Слово взял Отто Юльевич Шмидт (цитата по дневнику Папанина):

«Сегодня мы прощаемся с полюсом, прощаемся тепло, ибо полюс оказался для нас не страшным, а гостеприимным, родным, словно он веками ждал, чтобы стать советским, словно он нашел своих настоящих хозяев. Мы улетаем. Четверо наших товарищей остаются на полюсе. Мы уверены, что они высоко будут держать знамя, которое мы им сейчас вручаем. Мы уверены, что их работа в истории мировой науки никогда не потеряется, а в истории нашей страны будет страницей большевистских побед. Мы не победили бы, если бы наша Коммунистическая партия не воспитала в нас преданность, стойкость и уверенность, не победили бы, не будь у нас такого спаянного коллектива, где осуществилось подлинное единство умственного и физического труда».

И. Папанин, как руководитель станции, поднял флаг Советского Союза. Завершилось мероприятие залпом из винтовок. Затем последовала команда «По самолетам!», и все, кроме четверых полярников, которым предстояло работать на льдине до февраля 1938 года: Папанина, Федорова, Кренкеля, Ширшова, отправились в обратный путь.

В этом событии удивительно то, что до 2022 года не было точных данных, сколько человек побывало на Северном полюсе во время открытия станции. И. Папанин вспоминал, что 40 человек, на кадрах хроники запечатлены 23 человека, в приказ о награждении участников экспедиции внесены фамилии и тех, кто остался на острове Рудольфа.

И только путем сравнительного анализа фотографий, видео и десятков письменных источников научные сотрудники Арктического музейно-выставочного центра выяснили, что участников было 35. Вместе с пилотами и исследователями на льдину прилетали авиамеханики и один инженер, они не появляются на хроникальных кадрах, потому что во время митинга уже идет подготовка самолетов к обратной дороге. Только один механик на несколько секунд мелькает около шасси.

Этот непродолжительный митинг с участием самых знаменитых исследователей Арктики: Шмидта, Папанина, Водопьянова – запечатлен на макете, изготовленном по заказу Арктического центра. В центре макета та самая палатка с надписью: «СССР», появившаяся на миллионах открыток и конвертов, и группка людей, собравшихся полукругом. На простеньких санях, как на сцене, торжественную речь произносит О. Шмидт, работают фотограф и кинооператор. Поодаль вразброс стоят припорошенные снегом красно-оранжевые «АНТ-6». Павел Филин, замдиректора Арктического центра, добавляет:

– Мы привыкли воспринимать эти самолеты в черно-белых цветах, такими их образы сохранила для нас пленка, но на самом деле они были красными и смотрелись среди белоснежной равнины просто фантастически.

Изначально думали, что узнать, как были окрашены самолеты, нам помогут иллюстрации художников тех лет: Александра Александровича Дейнеки, Валериана Васильевича Щеглова, но оказалось, они работали вольно, так как сами не были свидетелями экспедиции.

Тогда обратились к специалисту по истории авиации главному редактору журнала «Мир авиации» и автору книги «Самолеты Великой Отечественной войны» Василию Золотову. Он помог выяснить, какого цвета были самолеты и как они были разрисованы. Расстановка самолетов на льдине менялась несколько раз. Самолеты перетаскивали с места на место, и, возможно, они стояли и так».

Макет Арктического центра был представлен зрителям в Санкт-Петербурге в музее Арктики и Антарктики в рамках выставки «Жизнь на льдине», а потом перевезен в Кронштадт в павильон Арктического центра на выставку, приуроченную к юбилею «Северного полюса-1». Директор центра Олег Титберия подчеркивает важность исторической даты:

– Станция «Северный полюс-1» открыла один из самых масштабных экспедиционных проектов в истории человечества. До 1991 года еще 30 раз бесстрашные исследователи отправлялись дрейфовать на арктических льдинах. Конечно, сейчас подобные проекты невозможны из-за массового таяния льдов, но мы все стали свидетелями создания ледостойкой платформы «Северный полюс», которая в ближайшее время отправится в первую экспедицию. Именно поэтому наша выставка и в целом деятельность по увековечиванию памяти о той экспедиции актуальны как никогда.

Морские вести России №2 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

05.02.2024

Из истории флота

29.01.2024

Из истории флота

24.01.2024

Из истории флота