320 000 миль штурмана Максима Шкуропия - Морские вести России

320 000 миль штурмана Максима Шкуропия

04.05.2023

Из истории флота

320 000 миль штурмана Максима Шкуропия

Фото автора

Ежегодно 25 января в России отмечается профессиональный праздник – День штурмана Военно-Морского Флота России. Он установлен в соответствии с приказом главкома ВМФ РФ № 253 от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности».

Для читателей газета подготовила рассказ об одном из передовых штурманов Черноморского флота.

Владимир Пасякин, капитан 1-го ранга в отставке

Одним из лучших не только в дивизии надводных кораблей, но и на Черноморском флоте по праву признан фрегат «Адмирал Григорович», и об этом красноречиво говорит сертификат о внесении корабля в Книгу рекордов Вооруженных сил РФ. Этой награды экипаж удостоен по причине того, что уже второй год выполняет задачи боевой службы в дальней морской зоне, и за это время отличился по целому ряду позиций, включая участие в серьезных учениях и успешные стрельбы из зенитного вооружения.

К профессиональному празднику командир штурманской боевой части (БЧ-1) фрегата «Адмирал Григорович» капитан-лейтенант Максим Шкуропий за 450 суток вдали от родных берегов отмерил уже более 60 500 миль (именно штурман корабля ведет счет пройденным милям). И многие из них стали милями серьезных испытаний.

Впервые в Судан

Кстати, для него это уже шестая боевая служба в дальней морской зоне, ведь он был в составе первого экипажа, который осваивал головной в серии корабль. По продолжительности нынешний поход «Адмирала Григоровича» рекордный, и за это время корабль выполнил десятки разнообразных задач. Но разве легкими были в биографии офицера другие дальние походы?

Например, как командиру штурманской боевой части корабля, Максиму пришлось впервые в новейшей истории отечественного ВМФ прокладывать курс для захода с визитом в Порт-Судан в Красном море.

Как уже сообщалось, по соглашению между странами в этом году в Судане будет создан пункт материально-технического обеспечения ВМФ России. В Минобороны РФ подчеркнули, что «нахождение на территории Судана пункта материально-технического обеспечения ВМФ России отвечает целям поддержания мира и стабильности в регионе, носит оборонительный характер и не направлено против других государств».

В рамках визита были пополнены корабельные запасы, а экипаж отдохнул после участия в многонациональных военно-морских учениях AMAN-2021 в Аравийском море.

По словам командира БЧ-1, учения проходили с 11 по 16 февраля 2021 года с участием кораблей и судов 11 стран мира. Россию представлял отряд кораблей Черноморского флота в составе фрегата, патрульного корабля «Дмитрий Рогачев» и спасательного буксира СБ-739.

В активной фазе учений – 15-16 февраля – корабли отрабатывали взаимодействие при отражении атак быстроходных малоразмерных целей, проводили тренировки по совместному маневрированию с формированием походных ордеров, выполняли действия по приему грузов с судна снабжения на ходу, а также отрабатывали упражнения по противодействию пиратству с выполнением стрельб из различных комплексов артиллерийского вооружения.

К учениям активно привлекалась морская авиация. В том числе экипаж вертолета Ка-27ПС, базировавшийся на борту фрегата «Адмирал Григорович».

– Мне как штурману корабля базирования вертолета приходилось взаимодействовать и со штурманом вертолета, – уточнил он и добавил: «Экипаж корабля получил высокую оценку».

Аравийское море и два океана

– В этом немалая заслуга как штурмана корабля, проявившего высокий профессионализм лично, так и выучка команды БЧ-1, – заявил командир корабля капитан 2-го ранга Константин Аксенов, – ведь ему приходилось следить за местом фрегата в ордере кораблей – участников учений, обеспечивать безопасность маневрирования корабля и в то же время заботиться о том, чтобы экипаж выполнил все поставленные на учениях задачи.

Примечательно, что сразу после AMAН-2021 в Аравийском море прошли и двусторонние учения «Аравийский муссон», в котором приняли участие ВМФ России и ВМС Пакистана. И здесь команда БЧ-1 со своим командиром сработала безупречно, показав достойное мастерство.

За это командир корабля отметил штурмана в итоговом приказе за поход. А еще было посещение оманского порта Султан Кабус, сирийского Тартуса, когда фрегат выполнял задачи в акватории Средиземного моря, Атлантического и Индийского океанов.

Не без участия штурмана корабль многократно блестяще выступал посланником мира и дружбы с южными соседями, демонстрировал Андреевский флаг на разных широтах Мирового океана. Только за 2021 год М. Шкуропий обеспечил все расчеты по маневрированию и навигационной безопасности корабля в четырех международных учениях! Кроме AMAН-2021 и «Аравийского муссона» были еще российско-египетские учения «Мост дружбы – 2021» и российско-алжирские военно-морские учения. И всегда «Адмирал Григорович» безупречным профессионализмом экипажа подтверждал в глазах других участников учений высокое мастерство российских военных моряков.

Понятно, с каким напряжением трудился штурман в дальнем походе. Впрочем, время для отдыха не наступало даже тогда, когда фрегат возвращался в родное Черное море. «Адмирал Григорович» после нескольких месяцев боевой службы в составе постоянной группировки ВМФ России в Средиземном море также принял участие в контрольной проверке сил флота за зимний период обучения. Именно ему предписали выполнить эпизод по отражению удара крылатых ракет, выпущенных авиацией по кораблю в море. В ходе учения расчет корабельного боевого информационного поста обнаружил и классифицировал имитированные цели, а расчет ПВО при подходе условных воздушных целей на дистанцию поражения уничтожил их электронными пусками.

Таким образом, даже завершив боевой поход, экипаж фрегата выдержал экзамен, где штурман и его профессиональное мастерство играли важную роль. И это испытание офицер выдержал с честью.

– На боевой службе выполняли многие задачи, – говорит М. Шкуропий. – Запомнилось слежения за АУГ ВМС США во главе с авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр», который шел в охранении крейсера и трех эсминцев. Нам нужно было не войти в ордер мощных кораблей АУГ и в то же время держать дистанцию, позволяющую экипажу выполнять поставленную задачу. Важно было предугадывать маневры натовских кораблей, чтобы не дать им уйти из зоны слежения. В общем, авианосец со всей своей стаей никуда не делся, а тот опыт очень ему пригодился.

– Слежение за натовскими кораблями – это, пожалуй, один из самых сложных элементов для штурмана, – считает М. Шкуропий. Потому что «в этом случае расчеты ведет лично командир штурманской боевой части ввиду их сложности и важности. И уточнил: «Ведь нужно, невзирая на стесненность акватории и интенсивность плавания, обеспечить условия и прежде всего местонахождение для гарантированного уничтожения противника в случае поступления такой команды». Также добавил: «Здесь нужно учитывать многие факторы, включая возможности своего корабельного оружия».

Кстати, в боевом походе фрегату приходилось осуществлять слежение за несколькими натовскими группировками, включая корабли ВМС США и Франции. Командир БЧ-1 фрегата «Адмирал Григорович» сумел успешно справиться с этими непростыми задачами, считает командир корабля, и конечно, достоин поощрения, в том числе присвоения звания капитана     3-го ранга.

Если пройденные за офицерские годы службы 320 000 миль поделить на длину экватора, то получится, что сейчас он проходит свой пятнадцатый экватор. В его активе также без малого два десятка портов нескольких стран мира, но капитан-лейтенант твердо уверен, что лучший из всех – это Севастополь. Там родной причал офицера, товарищи и друзья, любимые жена Дарья и четырехлетний сын Виктор, по которым он безумно соскучился. И он ждет не дождется, когда вновь увидит Херсонесский маяк и белокаменный город у синего моря. Пожелаем Максиму, чтобы он вернулся в Севастополь капитаном 3-го ранга. Он этого достоин.

Морские вести России №1 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ