Динамика отрицательная: статистика грузооборота морских портов РФ за 7 месяцев - Морские вести России

Динамика отрицательная: статистика грузооборота морских портов РФ за 7 месяцев

24.08.2020

Обзор отрасли

Динамика отрицательная: статистика грузооборота морских портов РФ за 7 месяцев

Пандемия нанесла значительный урон российской экономике. Морские порты стали одними из тех, кто мужественно принял удар на себя, неся колоссальные потери. Группа изданий «Морские вести России» решила разобраться, как отразились последствия коронавируса на грузообороте и какие результаты порты продемонстрировали к августу, времени снятия различных ограничений.

Арктический бассейн

Грузооборот портов региона за январь-июль 2020 года показывает отрицательные показатели по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем перевалки составил 54,5 млн тонн, что на 10,2% меньше 2019 года. Показатель обработанных сухих грузов составил 15,7 млн тонн, что меньше на 10,9%, чем в прошлом году, а наливных грузов -  38,8 млн тонн, это на 9,9% меньше прошлогодних показателей.

Морские порты Мурманска отчитались о грузообороте за январь-июль 2020 года. Объем перевалки составил 32,0 млн тонн, что на 11,6% меньше объемов груза за аналогичный период прошлого года.

Однако есть и позитивные новости. В настоящее время Мурманский морской торговый порт реализует программу технической модернизации 2020 года, согласно которой на вооружение совсем скоро поступят два самых мощных в своем классе гидравлических перегружателя SENNEBOGEN 875Е на самоходном гусеничном однопутном портале. Сейчас они проходят стадию сборки. Вместе с этим, «ММТП» рассказал о том, что поставил новый производственный рекорд - на борт балкера «POLA DEVORA» погружено 36 105 тонн щебня, произведенного в карьерах Мурманской области и предназначенного для проведения строительных работ в Арктической зоне России в рамках реализации инфраструктурных проектов. Ранее максимальный размер партии щебня, обработанного на причалах «ММТП», составлял 24 270 тонн.

Отрицательные цифры по перевалке грузов показала семимесячная работа порта Варандей. За январь-июль 2020 года грузооборот порта составил 3 млн тонн, что на 27,9% меньше прошлого года.

Порт Сабетта в свою очередь продемонстрировал рост показателей грузооборота за 7 месяцев среди своих соседей – 16,2 млн тонн, что на 0,8% больше прошлогодних показателей.

Значительный рост показал и Архангельский морской торговый порт. За семь месяцев работы в условиях пандемии грузооборот составил 1,8 млн тонн, что на 14,6% больше прошлогодних показателей за аналогичный период. Стоит отметить, что с самого начала года АМТП демонстрировал хорошую статистику. Например, с января по апрель грузооборот порта в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос на 15%. Количество судозаходов за 1 квартал 2020 года увеличилось на 29%, обработанных вагонов с генеральным грузом – на 23%, автомашин – на 35%.

Балтийский бассейн

Работа морских портов Балтийского бассейна наряду с коллегами из Арктического бассейна также показала отрицательную динамику по грузообороту за январь-июль. Так, общий объем перевалки составил 144,9 млн тонн, что на 4,3% меньше прошлогодней статистики. Среди них обработанных сухих грузов 63,7 млн тонн, наливных грузов – 81,2 млн тонн, что на 1,7% и 6,3% меньше показателей 2019 года. Однако это не помешало региону занять лидирующую позицию по грузообороту в РФ.

Стоит отметить, что все порты бассейна не смогли превысить объемы грузооборота прошлогодних показателей. Так, крупный современный морской торговый порт Усть-Луга, расположенный в Ленинградской области, за январь-июль 2020 года перевалил 61,2 млн тонн груза, это на 1,4% меньше цифр прошлого года.

Большой порт Санкт-Петербург в процентном соотношении также снизил грузооборот за семь месяцев текущего года на 1,4%. Порт перевалил 34,6 млн тонн грузов. Тем не менее, согласно информации Ассоциации морских торговых портов России, сегодня Большой порт Санкт-Петербург занимает лидирующую строчку рейтинга по контейнерообороту среди портов нашей страны, который составил 1,24 млн TEU.

Калининградский порт за семь месяцев 2020 года осуществил перевалку 6,3 млн тонн грузов, что на 5,8% меньше показателей аналогичного периода.

Самые худшие показатели среди портов Балтийского бассейна, в процентном соотношении по сравнению со своими прошлогодними успехами, продемонстрировал порт Приморск. Его грузооборот составил 31,8 млн тонн, что на 11,1% меньше цифр за первые семь месяцев 2019 года. Хотя, как отмечает пресс-служба ООО «Приморский торговый порт», компания была признана лидером России по перевалке в январе-мае 2020 года, обработав 27,9 млн тонн грузов, что на 14,1% больше показателя аналогичного периода 2019 года.

Азово-Черноморский бассейн

«Серебро» по грузообороту за семь месяцев этого года взяли южные порты. Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 141,7 млн тонн, что на 2,1% меньше аналогичного периода 2019 года. Среди миллионов тонн объем перевалки сухих грузов составил 57,1 млн тонн, что превысило прошлогодние семь месяцев на 9,8%, и наливных грузов – 84,6 млн тонн, это на 8,9% меньше аналогичного периода 2019 года.

Новороссийский морской торговый порт за прошедшие семь месяцев 2020 года имеет грузооборот 83,7 млн тонн, что на 6,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В июне пресс-служба «НМТП» сообщила, что консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь–апрель 2020 года составил 45,9 млн тонн. На тот момент эта цифра была выше аналогичного прошлогоднего периода на 1,7%.

Среди морских портов Азово-Черноморского бассейна есть те, кто сумел превысить прошлогодние показатели. Это порт Тамань и порт Туапсе. Тамань смогла осуществить перевалку 11,5 млн тонн груза, что на 32,2% больше аналогичного периода 2019 года, а Туапсе – 15,3 млн тонн, это на 13,8% больше января-июля прошлого года.

Порт Кавказ немного не дотянул до прошлогодней статистики. В 2020 году порт осуществил перевалку 11,1 млн тонн груза, что на 0,1% меньше 2019 года за тот же период.

Упали показатели и порта Ростова-на-Дону. В этом году порт имеет грузооборот 8,7 млн тонн, это на 3,3% меньше прошлогоднего периода с января по июль.

Дальневосточный бассейн

Морские порты Дальнего Востока вошли в тройку лидеров по грузообороту среди остальных бассейнов, имея 128,8 млн тонн грузов, что на 3,9% больше аналогичного семимесячного периода 2019 года. Этот бассейн среди прочих демонстрировал положительную динамику грузооборота. В этих миллионах тонн объем перевалки сухих грузов составил 82,7 млн тонн, наливных грузов – 46,1 млн тонн, что на 4,6% и 2,7% превышает статистику прошлого года.

Лидером среди дальневосточных портов стал порт Восточный. С января по июль 2020 года грузооборот Восточного составил 45,6 млн тонн. Эта цифра выше на 7,2% объемов перевалки за аналогичный период 2019 года. В июле пресс-служба порта опубликовала итоги грузооборота за первое полугодие. Согласно данным, с января по июнь включительно предприятие отправило на экспорт 13,8 млн тонн высококачественной угольной продукции ведущих отечественных производителей. Это на 6% больше объемов перевалки за аналогичный период 2019 года, когда было отгружено 13 млн тонн угля. Самый высокий показатель обработки груза за месяц был отмечен в марте текущего года – 2 750,7 тыс. тонн.

Грузооборот порта Ванино за семь месяцев текущего года составил 19,1 млн тонн, что на 3,5% больше прошлогодних показателей. Заметим, что в апреле портовики Ванино перегрузили 250-миллионную тонну с начала работы стивидорной компании в 1943 году.

Порт Находка закрыла семь месяцев 2020 года с грузооборотом в 16 млн тонн. Это на 4,3% больше аналогичного периода 2019 года.

А порт Владивосток наоборот вышел по итогам семи месяцев с небольшим отставанием от грузооборота прошлого года. Объем перевалки грузов порта составил 13,6 млн тонн, что на 0,9% меньше показателей 2019 года. Сейчас порт постепенно модернизирует свои мощности. В порту идет подготовка к установке нового портального крана Liebherr грузоподъемностью до 124 тонн и максимальным вылетом стрелы до 48 метров.

Дальневосточный порт Пригородное за прошедшие 7 месяцев имеет грузооборот 9,4 млн тонн. Это на 2,5% больше аналогичного периода 2019 года.

Еще один порт, который закрыл семимесячный период с незначительной отрицательной статистикой по сравнению с прошлым годом, стал порт Де-Кастри. Его грузооборот составил 7,9 млн тонн, что на 0,3% меньше аналогичного прошлогоднего периода.

Каспийский бассейн

Порты Каспийского бассейна, как и Дальневосточного закрыли первые семь месяцев 2020 года с позитивными цифрами. Грузооборот морских портов Каспийского бассейна составил 4,9 млн тонн, что на 15,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Среди них объем перевалки сухих грузов составил 2,1 млн тонн, наливных грузов – 2,8 млн тонн, это на 28,4% и 7,7% выше прошлогодней статистики первых семи месяцев прошлого года.

Объем перевалки грузов портов Махачкала вырос до 3,1 млн тонн, это на 19,2% выше прошлогодних цифр за аналогичный период. Порт Астрахань тоже не отстает – увеличила грузооборот до 1,4 млн тонн, что 9,6% больше января-июля 2019 года.

Подведем итоги

В результате, согласно информации Ассоциации морских торговых портов России, грузооборот морских портов России за январь-июль 2020 года уменьшился на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 474,8 млн тонн.

Объем перевалки сухогрузов составил 221,3 млн тонн, что на 2,9% больше аналогичного периода прошлого года. В их числе: перевалка угля – 103,3 млн тонн (+0,5%), грузов в контейнерах – 33,1 млн тонн (+1,3%), зерна – 21,7 млн тонн (+14,1%), минеральных удобрений – 11,0 млн тонн (+7,7%), руда – 7,3 млн тонн (рост в 1,5 раза).

Объем перевалки наливных грузов составил 253,5 млн тонн, что на 6,1% меньше аналогичного периода 2019 года. В их числе: перевалка сырой нефти – 145,3 млн тонн (-10,6%), нефтепродуктов – 85,5 млн тонн (+0,2%), сжиженного газа – 19,0 млн тонн (-0,9%) и пищевых грузов наливом – 2,9 млн тонн (+24,3%).

По статистике, предоставленной АМТП, экспортных грузов перегружено 374,1 млн тонн (-1,4%), импортных грузов – 21,0 млн тонн (-3,8%), транзитных – 36,8 млн тонн (-3,8%), каботажных – 42,9 млн тонн (-6,2%).

Кирилл Воловик

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ