Жизненно важный морской порт
13.02.2022
Морской порт Магадан имеет стратегическое значение для Магаданской области. Это основной транспортный узел для поставок по северному завозу топлива (жидкого и твердого), стройматериалов и техники, других народно-хозяйственных грузов. Морским путем в регион доставляется 99% всех грузов, объем перевалки экспортно-импортных грузов составляет всего около 4% общего грузооборота. За 2020 год грузооборот составил 1,63 млн тонн, за 9 месяцев 2021 года – 1,29 млн тонн, по итогам года ожидается 1,7 млн тонн. В 2020 году было зафиксировано 262 судозахода, за 9 месяцев этого года – 198 (за 9 месяцев 2020 г. – 206).
О том, как в порту выполняются госпрограммы модернизации и налажена безопасность мореплавания, в частности экологическая безопасность и готовность к ликвидации разливов нефтепродуктов, рассказал исполняющий обязанности капитана морского порта Магадан ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Василий Меньших.
«МП»: Василий Александрович, как реализуются цели государства и планы стивидоров по модернизации порта и его развитию? Какие инфраструктурные проекты в этом году завершены и какие стартовали?
– В 2021 году ПАО «Магаданский морской торговый порт» произведены ремонтные работы на причале №3. В 2022 году компания планирует провести устройство ливневой канализации с установкой локальных очистных сооружений на причалах №6 и №7.
Наиболее существенные планы намечаются по модернизации и строительству рыбного терминала «Рыбный порт Марчекан» на участке №3 акватории порта. Планируется обустроить причальную стенку (включая пирсы) общей протяженностью до 1000 м. Здесь предполагается комплексное обслуживание судов, в том числе бункеровка топливом, водой, утилизация отходов с судов, прием льяльных вод, осуществление пограничного, таможенного, санитарного и других видов контроля. Будут обслуживаться суда мало- и среднетоннажного добывающего флота длиной до 60 м, рефрижераторные и суда «живой краб» длиной до 100 м, контейнеровозы до 120 м. Планируется более 100 судозаходов в год.
Принимая во внимание направления развития региона, изложенные в Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года, предстоит дополнительное увеличение объемов грузооборота за счет перевалки нерыбных грузов, снабжения прибрежных населенных пунктов области, а также северной части Хабаровского края и западного побережья Камчатского края, не имеющих круглогодичного автомобильного сообщения.
При реализации действующих и новых проектов добычи полезных ископаемых на участках, удаленных от автодорожной сети, ожидается увеличение объемов доставляемых генеральных грузов: весь спектр строительных материалов, автомобильного и гусеничного транспорта, в том числе специализированного для нужд геологической разведки, топлива в 20-футовых танках и еврокубах. Это повлечет развитие каботажного судоходства с использованием малотоннажных транспортных судов, широкого набора портовых услуг: погрузо-разгрузочных работ, хранения грузов в зимний период, судоремонта, межрейсового технического обслуживания судов. Ожидаемое количество судозаходов – более 200 в год.
«МП»: Что происходит в части программы подъема и утилизации затонувших судов, стартовавшей в прошлом году после визита главы правительства? Какие-то суда уже подняты и утилизированы?
– Планом мероприятий по подъему и удалению затонувших судов в акватории Дальневосточного федерального округа, утвержденным правительством, намечены Первоочередные мероприятия по подъему и удалению судов, затонувших в бухте Нагаева и переданных в собственность Магаданской области.
В соответствии с этим Планом правительством области были организованы и проведены торги с целью определения организаций, ответственных за обследование, подъем и удаление четырех судов: «Гусфар-1», «Линг», «Серес», «Малли», с победителями заключены соответствующие контракты. До 1 октября 2021 года утилизированы три из них – «Гусфар-1», «Линг», «Серес». Завершается утилизация СТР-420 «Юшино».
В настоящее время проводится утилизация судна «Малли». Его разделка будет продолжаться и в зимний период, а завершение процесса запланировано на лето 2022 года. Кроме того, капитаном порта выданы разрешения на подъем затонувших в акватории порта ПСРЗ «Нева» и РС «Кряжистый».
Помимо этого флота, в 2021 году в порту также были утилизированы суда «Бухаро» и баржа б/н. Таким образом, работа по подъему и удалению судов, затонувших в бухте Нагаева, идет активно и будет продолжена в следующем году.
«МП»: Расскажите о готовности служб порта и хозяйствующих субъектов к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Как строится материально-техническое и организационное взаимодействие с участниками хозяйственной деятельности? Как часто проходят проверки, тренировки и учения?
– Потенциально опасных объектов – возможных источников разлива нефти или нефтепродуктов – в порту нет. Источниками разлива нефти или нефтепродуктов в акватории могут быть практически любые суда, поскольку имеют на борту нефть или нефтепродукты в качестве груза или судового топлива.
В рамках организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов, независимо от их ведомственной принадлежности, АМП Охотского моря и Татарского пролива обязана руководить мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории порта отходами производства и потребления, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и вредными для здоровья человека и окружающей среды вещес-твами. А по ликвидации последствий такого загрязнения организовывать несение аварийно-спасательной готовности и готовности к ликвидации разливов нефти во взаимодействии с ФГБУ «Морспасслужба» и ФГУП «Росморпорт».
Все хозяйствующие субъекты, осуществляющие производственную деятельность по транспортировке и перевалке нефти и нефтепродуктов в акватории порта, имеют утвержденные в установленном порядке Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на море. В течение 2020 года в порту были проведены три тренировочных учения перед утверждением Плана ЛРН. Последние из них проводились в декабре 2020 года.
Участники отработали организацию взаимодействия при ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории порта, проверили готовность к действиям в условиях ЧС на производственных объектах, оповещение надзорных органов и взаимодействующих организаций.
Кроме того, в ходе тренировок были отработаны элементы организации связи и оповещения при проведении работ по ликвидации аварий и их последствий, организации первоначальных мероприятий по ликвидации разливов нефти, технологии постановки боновых заграждений и сбора нефтесодержащей водяной смеси.
«МП»: Как организована работа Службы капитана порта в части обеспечения экологической безопасности: контроль сброса льяльных вод с судов, сбор мусора, проверка соответствия технологии перевалки грузов экологическим нормам, профилактика нарушений экологического законодательства и т.п.?
– Услуги судам на подходах и непосредственно в акватории порта по обес-печению безопасного судоходства, маневрированию и стоянке, в частности приему судовых отходов (в том числе и нефтесодержащих), оказывает Магаданский филиал ФГУП «Росморпорт». Он привлекает на договорной основе технические средства и персонал специализированной организации ООО «Морская экологическая служба».
Все суда, оформляющие отход из порта, предоставляют справку о сдаче/приемке судовых отходов. Данный процесс контролируется Инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) для профилактики нарушений экологического законодательства.
На данный момент экологических нарушений в 2021 году в акватории порта не зарегистрировано. Инспекторами ИГПК Магаданского филиала АМП постоянно проводится мониторинг экологического состояния акватории порта.
Морские порты №9 (2021)