Жизненно важный морской порт - Морские вести России

Жизненно важный морской порт

13.02.2022

Жизненно важный морской порт

Морской порт Магадан имеет стратегическое значение для Магаданской области. Это основной транспортный узел для поставок по северному завозу топлива (жидкого и твердого), стройматериалов и техники, других народно-хозяйственных грузов. Морским путем в регион доставляется 99% всех грузов, объем перевалки экспортно-импортных грузов составляет всего около 4% общего грузооборота. За 2020 год грузооборот составил 1,63 млн тонн, за 9 месяцев 2021 года – 1,29 млн тонн, по итогам года ожидается 1,7 млн тонн. В 2020 году было зафиксировано 262 судозахода, за 9 месяцев этого года – 198 (за 9 месяцев 2020 г. – 206).

О том, как в порту выполняются госпрограммы модернизации и налажена безопасность мореплавания, в частности экологическая безопасность и готовность к ликвидации разливов нефтепродуктов, рассказал исполняющий обязанности капитана морского порта Магадан ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Василий Меньших.

«МП»: Василий Александрович, как реализуются цели государства и планы стивидоров по модернизации порта и его развитию? Какие инфраструктурные проекты в этом году завершены и какие стартовали?

– В 2021 году ПАО «Магаданский морской торговый порт» произведены ремонтные работы на причале №3. В 2022 году компания планирует провести устройство ливневой канализации с установкой локальных очистных сооружений на причалах №6 и №7.

Наиболее существенные планы намечаются по модернизации и строительству рыбного терминала «Рыбный порт Марчекан» на участке №3 акватории порта. Планируется обустроить причальную стенку (включая пирсы) общей протяженностью до 1000 м. Здесь предполагается комплексное обслуживание судов, в том числе бункеровка топливом, водой, утилизация отходов с судов, прием льяльных вод, осуществление пограничного, таможенного, санитарного и других видов контроля. Будут обслуживаться суда мало- и среднетоннажного добывающего флота длиной до 60 м, рефрижераторные и суда «живой краб» длиной до 100 м, контейнеровозы до 120 м. Планируется более 100 судозаходов в год.

Принимая во внимание направления развития региона, изложенные в Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года, предстоит дополнительное увеличение объемов грузооборота за счет перевалки нерыбных грузов, снабжения прибрежных населенных пунктов области, а также северной части Хабаровского края и западного побережья Камчатского края, не имеющих круглогодичного автомобильного сообщения.

При реализации действующих и новых проектов добычи полезных ископаемых на участках, удаленных от автодорожной сети, ожидается увеличение объемов доставляемых генеральных грузов: весь спектр строительных материалов, автомобильного и гусеничного транспорта, в том числе специализированного для нужд геологической разведки, топлива в 20-футовых танках и еврокубах. Это повлечет развитие каботажного судоходства с использованием малотоннажных транспортных судов, широкого набора портовых услуг: погрузо-разгрузочных работ, хранения грузов в зимний период, судоремонта, межрейсового технического обслуживания судов. Ожидаемое количество судозаходов – более 200 в год.

«МП»: Что происходит в части программы подъема и утилизации затонувших судов, стартовавшей в прошлом году после визита главы правительства? Какие-то суда уже подняты и утилизированы?

– Планом мероприятий по подъему и удалению затонувших судов в акватории Дальневосточного федерального округа, утвержденным правительством, намечены Первоочередные мероприятия по подъему и удалению судов, затонувших в бухте Нагаева и переданных в собственность Магаданской области.

В соответствии с этим Планом правительством области были организованы и проведены торги с целью определения организаций, ответственных за обследование, подъем и удаление четырех судов: «Гусфар-1», «Линг», «Серес», «Малли», с победителями заключены соответствующие контракты. До 1 октября 2021 года утилизированы три из них – «Гусфар-1», «Линг», «Серес». Завершается утилизация СТР-420 «Юшино».

В настоящее время проводится утилизация судна «Малли». Его разделка будет продолжаться и в зимний период, а завершение процесса запланировано на лето 2022 года. Кроме того, капитаном порта выданы разрешения на подъем затонувших в акватории порта ПСРЗ «Нева» и РС «Кряжистый».

Помимо этого флота, в 2021 году в порту также были утилизированы суда «Бухаро» и баржа б/н. Таким образом, работа по подъему и удалению судов, затонувших в бухте Нагаева, идет активно и будет продолжена в следующем году.

«МП»: Расскажите о готовности служб порта и хозяйствующих субъектов к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Как строится материально-техническое и организационное взаимодействие с участниками хозяйственной деятельности? Как часто проходят проверки, тренировки и учения?

– Потенциально опасных объектов – возможных источников разлива нефти или нефтепродуктов – в порту нет. Источниками разлива нефти или нефтепродуктов в акватории могут быть практически любые суда, поскольку имеют на борту нефть или нефтепродукты в качестве груза или судового топлива.

В рамках организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов, независимо от их ведомственной принадлежности, АМП Охотского моря и Татарского пролива обязана руководить мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории порта отходами производства и потребления, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и вредными для здоровья человека и окружающей среды вещес-твами. А по ликвидации последствий такого загрязнения организовывать несение аварийно-спасательной готовности и готовности к ликвидации разливов нефти во взаимодействии с ФГБУ «Морспасслужба» и ФГУП «Росморпорт».

Все хозяйствующие субъекты, осуществляющие производственную деятельность по транспортировке и перевалке нефти и нефтепродуктов в акватории порта, имеют утвержденные в установленном порядке Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на море. В течение 2020 года в порту были проведены три тренировочных учения перед утверждением Плана ЛРН. Последние из них проводились в декабре 2020 года.

Участники отработали организацию взаимодействия при ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории порта, проверили готовность к действиям в условиях ЧС на производственных объектах, оповещение надзорных органов и взаимодействующих организаций.

Кроме того, в ходе тренировок были отработаны элементы организации связи и оповещения при проведении работ по ликвидации аварий и их последствий, организации первоначальных мероприятий по ликвидации разливов нефти, технологии постановки боновых заграждений и сбора нефтесодержащей водяной смеси.

«МП»: Как организована работа Службы капитана порта в части обеспечения экологической безопасности: контроль сброса льяльных вод с судов, сбор мусора, проверка соответствия технологии перевалки грузов экологическим нормам, профилактика нарушений экологического законодательства и т.п.?

– Услуги судам на подходах и непосредственно в акватории порта по обес-печению безопасного судоходства, маневрированию и стоянке, в частности приему судовых отходов (в том числе и нефтесодержащих), оказывает Магаданский филиал ФГУП «Росморпорт». Он привлекает на договорной основе технические средства и персонал специализированной организации ООО «Морская экологическая служба».

Все суда, оформляющие отход из порта, предоставляют справку о сдаче/приемке судовых отходов. Данный процесс контролируется Инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) для профилактики нарушений экологического законодательства.

На данный момент экологических нарушений в 2021 году в акватории порта не зарегистрировано. Инспекторами ИГПК Магаданского филиала АМП постоянно проводится мониторинг экологического состояния акватории порта.

Морские порты №9 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ