На стыке речных и морских путей
30.04.2025

Среди универсальных морских портов Ростов-на-Дону занимает исключительное место по разнообразию перерабатываемых грузов и местоположению – на стыке речного и морского путей. При этом по берегам Дона в границах порта располагается городская экономически развитая территория, и река играет важную роль в транспортном обслуживании города и региона, в то же время оставаясь одним из наиболее сложных участков для движения флота.
Так, неширокий судовой ход, лимитирующие глубины на перекатах, меняющиеся под влиянием сгонно-нагонных ветров, когда подъем или падение уровня воды достигает до двух метров, а также мосты и переходы на фоне интенсивного судоходства требуют особого подхода к обеспечению безопасности мореплавания и экологического контроля.
О работе порта, итоговых показателях 2024 года и обеспечении безопасности судоходства рассказал капитан порта Ростов-на-Дону ФГБУ «АМП Азовского моря» Даниил Бусленко.
«МП»: Порт Ростов-на-Дону с полным правом можно отнести к числу уникальных по ряду причин, в том числе и потому, что в 2009 году речному порту был присвоен статус морского. Что сегодня представляет собой морской порт на реке?
– Ростов-на-Дону – один из крупнейших транзитных и перевалочных пунктов на юге России. Открытие в 1998 году грузового постоянного многостороннего пункта пропуска через госграницу России послужило развитию международного сообщения в порту. К открытию пункта пропуска, в тогда еще речном порту, здесь работала всего одна стивидорная компания. Возможность приема иностранных судов и флота загранследования наряду с постепенным освоением и развитием левобережной грузовой зоны вызвала рождение новых стивидорных компаний и, как следствие, увеличение грузооборота порта.
С присвоением в 2009 году порту Ростов-на-Дону статуса морского на акватории работало уже 11 стивидорных компаний. Морской порт открыт для навигации круглый год, хотя и является замерзающим. В период с апреля по ноябрь действует транзитная навигация для судов, следующих с внутренних водных путей на выход в море и обратно. Наибольшее количество судозаходов приходится на период с мая по октябрь.
В настоящее время деятельность в акватории порта ведут 26 операторов морских терминалов, в их числе 14 крупных стивидорных компаний, на основании чего можно сказать об устойчивой тенденции развития морского порта Ростов-на-Дону как одного из крупнейших перевалочных и транзитных пунктов на юге России.
«МП»: Касательно работы порта в 2024 году, каковы результаты в сравнении с предыдущим годом? Насколько изменилась номенклатура грузов, какие можете отметить тенденции в перевалке традиционных грузов, новых грузопотоков?
– Общий грузооборот, включая транзитный поток, составил 21,9 млн т и превышает показатели 2023 года, тогда было перевалено 20,6 млн т. Перевалка терминалами порта составила 16,4 млн т и опережает среднегодовое значение за последние 10 лет.
Номенклатура перерабатываемых на причалах порта грузов отличается постоянством, по-прежнему преобладают зерновые грузы – 64%, нефтепродукты – 23%, пищевые грузы наливом – 5% – и уголь – 5%.
Говоря о статистике грузопотоков, можно отметить, что наблюдается снижение перевалки экспортных грузов (-10,09%), сохранение и небольшой рост уровня перевалки каботажных грузов (+3,93%), значительное увеличение движения транзитных грузов – импортных (+27,3%) и каботажных (+59,18%).
Направления перевозок остаются неизменными, основное назначение грузов – это порты РФ – 70,4% – и Турции – 18%, перевалка на накопители – 7,6% – и другие страны – 4%.
Кроме того, следует отметить, что транзитный судопоток оказывает значительное влияние на величину общего грузооборота порта. В номенклатуре здесь преобладают нефтепродукты – 37,9%, зерновые грузы – 58,9% и минеральные удобрения – 2,4%. В 2024 году транзит значительно превысил уровень прошлого года и составил (+56%).
И еще. За пять лет в структуре транзитного судопотока просматривается увеличение каботажной составляющей до 93,5% и снижение экспортной до 6,5% по отношению к общему количеству транзитных грузов. Также в динамике последних пяти лет отмечается общий рост перевозок транзитных грузов.
«МП»: В части развития портовой инфраструктуры в 2024 году какие мощности были введены в эксплуатацию и открытие каких терминалов ожидается в этом году?
– Портовая инфраструктура в акватории порта развивается динамично, большинство реализуемых проектов находится в районе левобережной промышленной зоны.
В настоящее время в стадии реализации и разработки проекты:
– В стадии разработки находится проект терминала, планируемая мощность которого – 1,3 млн т, в т.ч. 1 млн т зерновых грузов и 0,3 млн т пищевых грузов наливом.
– Перенос мощностей 1-го грузового района – «Строительство в промзоне «Заречная» комплекса портовых и логистических сооружений и обслуживающей инфраструктуры», запланирована постройка терминала из четырех универсальных причалов по 183 м каждый, протяженностью причального фронта 733,0 м и планируемой общей мощностью более 3 млн т различных грузов, в том числе: уголь, металлы, минеральные удобрения, зерновые. Планируемый годовой грузооборот 4-го грузового района Ростовского порта с развитием (с учетом существующих мощностей) составит 4,126 млн т. Расчетная продолжительность основных строительно-монтажных работ предварительно составляет четыре года.
– Готовится к сдаче южный причал, перевалка универсальных грузов планируемой мощностью 100 тыс. т.
– Строительство морского терминала. Общая протяженность причального фронта – 160,0 м. Расчетный грузооборот – 450 тыс. т в год. Предусматривается обработка грузов: зерновых культур, генеральных и сыпучих грузов. Ориентировочный срок строительства – 2024–2026 годы.
– Проект расширения и модернизации универсального перегрузочного мультимодального терминального комплекса с длиной причального фронта 415 м и планируемым грузооборотом объекта в 3 млн т в год. Предусматривается обработка грузов: зерновых культур, генеральных грузов, пищевых наливных грузов и контейнеров. Ориентировочные сроки реализации проекта – с I кв. 2024 года по I кв. 2026 года.
«МП»: Напомните динамику захода флота в порт в 2024 году, какие наблюдались тенденции в соотношении судов под российским флагом и иностранных судов?
– С удовлетворением могу сообщить, что в общем судозаходы подросли и в 2024 году составили 6873 судна. Это на 11,6% больше, чем зашли к нам в предыдущем периоде, когда было 6158 судов. Следует уточнить, что увеличение захода в порт флота в 2024 году напрямую зависело от значительного увеличения транзитной составляющей. Так, от общего числа заход судов под флагом РФ составил 88%, а под флагами иностранных государств, соответственно, 12%.
В общем судопотоке за последние пять лет доля судов под флагом РФ увеличилась на 4,74% – с 83,58 до 88,32%, на это же количество сократилась доля судов под флагами иностранных государств – с 16,42 до 11,68%.
«МП»: Каким образом, что называется «на земле», происходит обеспечение безопасности судоходства в акватории с учетом того, что порт необычен и вытянут по берегам реки?
– Конечно, основным направлением деятельности капитана морского порта является обеспечение безопасности плавания и стоянки судов на акватории морского порта Ростов-на-Дону, однако в силу особенностей и специфики порта Службе капитана приходится решать и ряд дополнительных задач. О чем речь?
В связи с тем, что порт имеет смежные акватории с внутренним водным бассейном и морским портом Азов, вопросы обеспечения безопасности судоходства решаются в тесном взаимодействии с ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей», Службой капитана морского порта Азов, а также с Азовским управлением АЧБФ ФГУП «Росморпорт». В рамках взаимодействия происходит обмен информацией о подходящих судах, работах, проводимых на акваториях, изменениях режима судоходства, наличии навигационных опасностей и чрезвычайных происшествиях, влияющих на безопасность мореплавания.
Так, например, прямой выход на внутренние водные пути в совокупности с тем, что порт является замерзающим, исторически предопределил наличие на акватории порта пунктов длительной стоянки флота. В связи с этим особое внимание уделяется организации и обеспечению хранения судов в межнавигационный период. Силами восьми предприятий ежегодно принимается до 187 судов различных размеров и назначений.
Наличие Ростовского подъемного железнодорожного моста возлагает на Службу капитана порта дополнительные функции по установлению очередности и организации безопасного движения судов для следования под его подъемную ферму. За 2024 год сформировано 537 разводок моста и проведено более 5000 судов, что на 15% больше, чем в предыдущем году.
Что касается обеспечения безопасности плавания и стоянки судов, то ведущая роль в этом деле принадлежит Инспекции госпортконтроля, в том числе и контроль за работами, проводимыми на акватории порта и влияющими на безопасность плавания и безаварийность всех судов и плавсредств от 3121 до 3151 км р. Дон.
В рамках контроля флота государством флага было осмотрено 497 судов. В рамках контроля государством порта – 150 судов.
Кроме того, инспекция постоянно мониторит движение и расстановку судов на якорных стоянках и у причалов, передает судам оперативную навигационную и иную срочную информацию, обеспечивает разрешительный режим движения флота и установление связи с ним в акватории порта, как и получение данных о судах.
И еще такой немаловажный фактор, как влияние на динамичную работу порта метеоусловий. Ведь под влиянием сгонно-нагонных ветров глубины значительно меняются, соответственно, информация об уровнях воды, тенденции их изменений, проходных осадках судоводителям передается Инспекцией портового контроля и береговой радиостанцией ГМССБ.
Морские порты №1 (2025)