Отечественный кран для российских судов - Морские вести России

Отечественный кран для российских судов

18.04.2025

Отечественный кран для российских судов

После распада СССР российский рынок судовых и плавучих кранов был занят европейскими краностроительными компаниями, такими как Liebherr, Palfinger, TTS, MacGregor и др. Отечественное машиностроение в этом сегменте за последовавшие 25 лет почти полностью утратило свои мощности, наработки, компетенции и опыт.

И только в 2015 году Министерство промышленности и торговли РФ в рамках программы импортозамещения поставило задачу ведущему отечественному производителю портовых кранов ЗАО «СММ» по развитию направления «Судовые краны».

О том, как велась эта работа, нарабатывались компетенции и опыт, какие машины были спроектированы, изготовлены и поставлены заказчикам, о портфеле заказов и планах на ближайшую перспективу, корреспонденту «МП» рассказал руководитель отдела судовых палубных кранов – главный конструктор ЗАО «СММ» Илья Васильев.

На фоне европейской монополии

«МП»: Илья Николаевич, когда, кем и почему перед ЗАО «СММ» была поставлена задача начать развитие отечественных судовых кранов? В каких условиях пришлось конструировать и строить новые краны для отечественного флота, воссоздавать в России этот сегмент краностроения?

– В 2015 году Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в рамках программы по импортозамещению тяжелого грузоподъемного оборудования и локализации производственных мощностей поставило перед ЗАО «СММ» задачу по проектированию и изготовлению судовых кранов.

На тот момент все уже понимали, что нашей промышленности жизненно необходимо собственное судовое грузоподъемное оборудование, также были случаи отказа европейских производителей от поставок судовых кранов российским заказчикам по политическим причинам или из-за нежелания обеспечивать особые конструктивные требования.

Кроме того, в нашу компанию, успешно поставляющую краны для портов, транспортных терминалов и верфей страны, стали приходить запросы на поставку судовых кранов.

Таким образом, руководство ЗАО «СММ» приняло решение о развитии направления «Судовые краны». Надо сказать, что на тот момент компания не имела соответствующих компетенций в сегменте судовых кранов в отличие от портового направления. Тем не менее, она с готовностью приняла этот вызов: на работу были приглашены специалисты, имеющие опыт в судовом машиностроении, сформирован конструкторский отдел по направлению, были взяты на вооружение опыт конструкторов ЗАО «СММ» и передовые наработки зарубежных компаний.

«МП»: Расскажите о первых реализованных проектах. С чего началось восстановление судового краностроения?

– Первым проектом нового направления стала разработка и поставка двух специальных судовых кранов «С 1700» для эксплуатации на атомном лихтеровозе «Севморпуть». Проект был реализован за 4 года. Грузоподъемность каждого крана составляет 60 тонн, а вылет стрелы – 43 метра. Благодаря такому вылету краны способны обрабатывать практически всю палубу и трюмы судна и выгружать груз на безопасном расстоянии от борта на пирс, судно или лед.

Фото: Судовые краны «С 1700» на атомном лихтеровозе «Севморпуть»

Оба «С 1700» полностью автономные, не требуют размещения дополнительного оборудования в помещениях судна, все оборудование располагается на кранах. Также они могут работать в спаренном режиме, что позволяет обрабатывать грузы массой до 120 тонн. Конструкторами компании разработана система управления кранами «ведущий – ведомый», что, помимо управления каждым краном из своей кабины, позволяет управлять двумя кранами из кабины ведущего.

Исходя из стесненных условий размещения, в конструкции кранов применена система установки в положение «по-походному», где один из кранов является опорой для второго, при этом грузовые подвески заводятся в специальные корзины на стреле, что, в свою очередь, не требует от судна дополнительных устройств.

В процессе согласования технических данных по проекту судовых кранов «С 1700» к ЗАО «СММ» обратились с просьбой спроектировать и поставить грузоподъемный комплекс для океанографического исследовательского судна «Академик Александров» по причине отказа европейского поставщика. Этот заказ стал вторым серьезным проектом для ЗАО «СММ» в сегменте судовых кранов.

Нашей компанией был заключен стратегически важный договор с АО «Центр судоремонта «Звездочка» на разработку, изготовление, испытание и поставку для океанографического судна четырех абсолютно разных типов специальных палубных электрогидравлических кранов – «С 2500», «С 120», «С 15» и «С 1», не имеющих аналогов на отечественном рынке. Специалисты ЗАО «СММ» принимали непосредственное участие в швартовных, ходовых и государственных испытаниях судна, обеспечив бесперебойную работу кранов, передачу эксплуатационного опыта управления экипажу судна.

«МП»: Можно ли сказать, что это были полностью отечественные разработки судовых кранов, рассчитанные в том числе на отечественные сменно-запасные части?

– Ранее подобные краны не производились в России. Конструкторская часть по проектам была полностью разработана специалистами ЗАО «СММ». Основной упор делался на комплектующие отечественного производства. На исполнение крана «С 120» с уникальной системой активной компенсации качки (active heave compensation, AHC) компания получила патент на полезную модель.

Однако создать столь сложные машины, которые установлены сейчас на «Академике Александрове», исключительно на отечественном оборудовании на тот момент не представлялось возможным. Поэтому в составе судового грузоподъемного оборудования океанографического судна присутствуют зарубежные комплектующие, а именно компоненты, относящиеся к гидравлическим системам.

Фото: Океанографическое судно «Академик Александров» с установленными на нем кранами ЗАО «СММ»

Приобретение опыта и компетенций

«МП»: Ваши последующие новые образцы судовых кранов по конструкционным и эксплуатационным характеристикам схожи с западными образцами? Брались ли за основу изделия и наработки, скажем, такой известной на рынке судовых кранов фирмы, как Liebherr? Какие ноу-хау применялись вами в новых моделях судовых кранов?

– В каких-то проектах мы ориентировались на общее архитектурное строение кранов передовых зарубежных фирм. Более того, в ряде проектов заказчики требовали максимального сходства с тем или иным краном. При этом надо отметить, что наши краны, спроектированные с нуля, имеют те или иные особенности, которые выгодно отличают их от зарубежных аналогов.

Взять, например, судовой специальный офшорный кран серии «С 750». Он является аналогом крана CBW компании Liebherr, предназначенного для эксплуатации на ледостойких стационарных нефтегазовых платформах. Максимальная грузоподъемность крана – 45 тонн, а вылет стрелы – до 43 метров, что позволяет ему выполнять грузовые работы на платформе и за ее пределами.

Между тем в нашей версии кран имеет ряд конструктивных особенностей, обусловленных характером эксплуатации в открытом море северных широт при экстремально низкой температуре окружающей среды до -50°С. Для обеспечения высокого уровня надежности в таких условиях эксплуатации все основные узлы крана, грузовые подвески спроектированы с возможностью кратковременного опускания в морскую воду.

В конструкции крана применена система координатной защиты для работы в стесненных условиях. Механизмы основного и вспомогательного подъемов оснащены системой постоянного натяжения каната, обеспечивающей компенсацию качки. На данную систему нашей компанией получен патент на полезную модель. Механизм вспомогательного подъема выполняет подъем персонала с использованием специальных средств. Электрооборудование крана и грузовые подвески рассчитаны на работу во взрывоопасной зоне.

Таким образом, при проектировании офшорного крана «С 750» специалисты ЗАО «СММ» разработали и внедрили целый ряд ноу-хау в конструкцию крана, технологии его изготовления, в том числе касающуюся сварки высокопрочных низкотемпературных сталей, а также в технологии перегрузочного процесса.

«МП»: Помимо офшорного крана, какие еще типы судового грузоподъемного оборудования были сконструированы и изготовлены вашей компанией за прошедшие 10 лет? В чем заключается их особенность?

– В прошедшие 10 лет одной из важных работ в области создания судового грузоподъемного оборудования была реализация еще одного технического задания Минпромторга по разработке кранов-манипуляторов повышенной эффективности двойного назначения.

Эта работа велась с 2015 по 2021 год. В результате был создан типоряд уникальных по своим техническим характеристикам и назначению кранов, изготовлены и испытаны серийные образцы. Испытания кранов проводились на принадлежащих компании испытательных стендах с опрокидывающим моментом до 5500 тм.

Создание типоряда кранов-манипуляторов с повышенной эффективностью и экономичностью проведения грузовых работ стало возможно благодаря использованию принципиально новых технических решений и применению передовых технологий в машиностроении. Краны-манипуляторы грузоподъемностью до 29 тонн и максимальным вылетом стрелы до 17 метров сегодня не имеют аналогов на отечественном рынке и предназначены для использования на судах (в том числе на кораблях и плавсредствах ВМФ и ПС ФСБ России) с целью проведения погрузо-разгрузочных работ как у пирса, так и в открытом море.

Фото: Кран-манипулятор специальный «СМ 115»

Еще один из реализованных проектов относится не к судовым кранам, а к верхним строениям плавучих кранов, которое проектируется и строится по правилам судостроения. Так что это был первый опыт ЗАО «СММ» в области судостроения, который позволил накопить компетенции в данном сегменте.

Стоит отметить, что до изделий ЗАО «СММ» этого типа в России с 1996 года не было выпущено ни одного грузоподъемного устройства для плавучих кранов. А специалисты ЗАО «СММ» спроектировали и изготовили подобные грузоподъемные устройства сверх высокой грузоподъемности: «ПК 400» и «ПК 700» грузоподъемностью 400 и 700 тонн соответственно. Это специальное грузоподъемное оборудование, установленное стационарно на специальном судне, как самоходном, так и не самоходном, и предназначенное для выполнения подъемно-перегрузочных работ.

Фото: Швартовные испытания грузоподъемного устройства для плавучего крана «ПК 400 «Севастополь» с нагрузкой 440 тонн

Судовой кран «С 4000», превзошедший аналог «Либхера»

«МП»: Судовой кран «С 4000» является одним из ваших последних громких проектов. На замену какому европейскому крану он пришел? Стал ли он его аналогом и в какой степени?

– Одним из наших последних успешных проектов, который, по праву можно сказать, вывел ЗАО «СММ» в лидеры судового краностроения, является судовой электрический кран «С 4000» для плавучего крана проекта 02690, аналога судового крана серии BOSS 7500 немецкой фирмы Liebherr. Наша компания получила техническое задание на проектирование и производство аналога этого крана по причине ухода с российского рынка его производителя. Основной задачей стояло выполнить грузоподъемное устройство (ГПУ) в тех же массогабаритных и присоединительных размерах, чтобы не изменять уже изготовленный и принятый на серийное производство понтон плавучего крана.

Фото: Судовой электрический кран «С 4000» на плавучем кране проекта 02690

Судовой кран «С 4000» в отличие от немецкого имеет электрическую систему управления вместо гидравлической. Ввиду сложности, длительности и высокой стоимости приобретения гидравлических компонентов применение электрической системы является наиболее приемлемым с точки зрения технического обслуживания и, соответственно, надежности изделия при его эксплуатации по прямому назначению. Также применение электрической системы позволит значительно снизить регламент сервисных работ, что качественно отразится на сроках и стоимости проведения технического обслуживания.

ГПУ представляет собой стреловой полноповоротный электрический кран конструктивного исполнения A-frame с переменным вылетом стрелы, устанавливаемый на опорном полноповоротном устройстве. Кран обеспечивает выполнение грузовых операций с грузами различного назначения. Стрела крана имеет ферменную конструкцию, что позволяет значительно снизить металлоемкость и, соответственно, нагрузки на судовые конструкции от ветрового давления и снежного покрова.

Также для дополнительного снижения массы в кране применены блоки шкивов, выполненные из полиамида. Для осуществления своевременного технического обслуживания и ремонта в походных условиях в составе крана конструктивно предусмотрен доступ для ремонта и обслуживания каждого узла и механизма. Крепление грузовых подвесок в положении «по-походному» предусмотрено в составе стрелы крана, что не требует от понтона плавучего крана дополнительных специальных конструкций.

«С 4000» предназначен для установки на судах, платформах и понтонах неограниченного района плавания, включая военное назначение, для осуществления грузоподъемных операций как у причала, так и на открытой воде, в том числе и при волнении моря, и при температуре окружающего воздуха от -40°С до +40°С.

«МП»: Илья Николаевич, расскажите подробнее о технических характеристиках этого крана и его отличительных параметрах, о дополнительных возможностях, которые в виде опций может иметь кран по просьбе заказчика.

– Грузоподъемность крана составляет до 150 тонн при основном подъеме на вылете до 26 метров, до 83 тонн – на вылете до 43 метров; и до 35 тонн при вспомогательном подъеме на вылете до 48 метров. Высота подъема на минимальном вылете стрелы 11,5 метра составляет не менее 45 метров, глубина опускания ниже уровня воды – не менее 20 метров. Угол поворота крана – неограниченный.

При незначительном изменении конструкции кран способен обеспечивать грузовые операции с грузами до 300 тонн.

По требованию заказчика судовой кран «С 4000» может быть оборудован дополнительными различными системами.

«МП»: На какой стадии внедрения находится судовой кран «С 4000»? На сколько он соответствует мировым стандартам надежности и качества, по каким стандартам сертифицирован?

– В настоящее время первый судовой кран «С 4000» успешно прошел стендовые и швартовные испытания, сертифицирован Российским морским регистром судоходства (РС) и передан в эксплуатацию заказчику. Еще 3 крана данной серии находятся на стадии производства.

Отмечу, что специалисты Балтийского филиала РС вели техническое наблюдение за изготовлением и испытаниями крана «С 4000», которые осуществлялись на производственных мощностях ЗАО «СММ». На основании подтвержденных заявленных технических характеристик на соответствие одобренной РС технической документации и Правил РС на кран было выдано Свидетельство, подтверждающее его соответствие стандартам качества, классу безопасности и технологическому уровню российского краностроения.

Помимо заказа трех кранов отечественными судоходными компаниями, на сегодняшний день ЗАО «СММ» уже сформировало предложение данного грузоподъемного оборудования для иностранных заказчиков.

Напомню, что РС с самого основания входил в состав международного классификационного сообщества и, несмотря на исключение его из состава по причине объявленных против России санкций, он по-прежнему придерживается соответствия международным правилам, конвенциям и стандартам.

«МП»: Над какими другими проектами судовых кранов сейчас работает ЗАО «СММ»? В чем преимущество ваших машин и что вы гарантируете заказчику при поставке судовых кранов?

– На сегодня в портфеле компании на этапе проектирования, изготовления, монтажа и испытания находится более 15 проектов судовых кранов разного типа.

Главное, что отличает нашу продукцию в данном сегменте, – это надежность, эффективность и экономичность поставляемой грузоподъемной техники, наличие доступного сервисного обслуживания, производства отечественных сменно-запасных частей, а также улучшенные характеристики по сравнению с западными аналогами.

ЗАО «СММ» гарантирует своим заказчикам соответствие продукции высоким стандартам качества, классу безопасности и технологическому уровню возрожденного российского краностроения. Сегодня компания готова выполнить любой проект в сфере судового и портового краностроения по заданию заказчика.

Морские порты №10 2025


ПАО СКФ
Восточный Порт
НПО «Аконит»
Продукция российского бренда TOPAZ
НТЦ Редуктор
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ