Стремиться к лучшему вместе с ООО «НовоморНИИпроект» - Морские вести России

Стремиться к лучшему вместе с ООО «НовоморНИИпроект»

31.07.2024

Стремиться к лучшему вместе с ООО «НовоморНИИпроект»

Генеральный директор ООО «НовоморНИИпроект» Александр Пшеничный

Основанный в 1969 году проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта «НовоморНИИпроект» (ООО «НовоморНИИпроект») в этом году отмечает 55-летие своей деятельности. Изначально созданный как подразделение «ЧерноморНИИпроекта» для надзора и проектирования объектов Новороссийского пароходства, за годы работы институт расширил географию своих разработок, реализовал более 2500 проектов для более чем 300 заказчиков, накопил обширный опыт в выполнении морских и береговых изысканий, в проведении проектных работ в морских портах Российской Федерации и республиках бывшего СССР, а сегодня продолжает осваивать новые сферы работы и технологии и расширять масштабы своей деятельности. За эти годы менялись условия работы НИИ, но неизменным оставалось стремление института к лучшему – все эти годы поддерживалась традиция быстрой и качественной работы, создавалась обстановка творчества, постоянно шел процесс поиска новых идей и внедрения передовых технологий.

Об этапах развития организации, актуальных на сегодняшний день направлениях деятельности, основных проектах, подготовке кадров и преодолении сложностей, связанных с текущей геоэкономической ситуацией, журналу «Морские порты» рассказали генеральный директор Александр Пшеничный и технический директор Дмитрий Лобода.

«МП»: Александр Евгеньевич, «НовоморНИИпроект» был основан в 1969 году. Какие основные вехи в его развитии Вы можете выделить?

А. Пшеничный: «НовоморНИИпроект» был создан как комплексный отдел института «ЧерноморНИИпроект» (г. Одесса) для осуществления функций авторского надзора и рабочего проектирования по объектам реконс-трукции и развития портов и судоремонтных заводов Новороссийского морского пароходства.

В 1979 году отдел был переподчинен головному Государственному проектноизыскательскому и научно-исследо-вательскому институту морского транспорта «СоюзморНИИпроект» и преобразован в Новороссийское отделение института «СоюзморНИИпроект».

После 1990 года, с переходом на аренду и последующим выкупом основных фондов институт приобрел хозяйственную самостоятельность и был преобразован в «НовоморНИИпроект».

«МП»: За более чем полувековую историю существования институт пережил разные эпохи. Что, на Ваш взгляд, помогало организации все это время быть успешной?

А. Пшеничный: Безусловно, это люди – наши специалисты и руководители, которые без преувеличения были первыми во всем вне зависимости от эпохи.

Проектных институтов в Новороссийске было много, а остался только один наш – единственный в отрасли институт, который может выполнять комплексное проектирование – от создания концепции порта, составления технического задания на проектирование до авторского надзора за процессом строительства объектов портовой инфраструктуры.

Значимый вклад в сохранение института в непростые для него времена внёс основатель и председатель Совета директоров Группы компаний «Дело» Сергей Николаевич Шишкарёв.

Сегодня мы стараемся поддерживать заложенную традицию быстрой и качественной работы, создаем обстановку творчества, поиска и внедрения новых идей, стараемся первыми осваивать новые технологии.

К примеру, «НовоморНИИпроект» одним из первых в отрасли освоил BIM-моделирование (Building Infor-mation Modeling) – информационную модель, в соответствии с которой строительный объект проектируется как единое целое и в проект сразу закладываются все параметры.

«МП»: Каковы основные направления деятельности «НовоморНИИпроекта» сегодня? Какие из них наиболее актуальны с учетом потребностей российской экономики?

А. Пшеничный: К числу основных направлений деятельности нашего института относятся: разработка проектов нового строительства, реконструкции, технического перевооружения и капремонта портовых гидротехнических сооружений (ГТС); проектирование яхтенных портов (марин), инфраструктуры яхтинга, прибрежных объектов рекреационного назначения, берегоукреплений и средств навигационного оборудования; комплексное решение проблем работы и повышения пропускной способности морских портов и отдельных перегрузочных комплексов.

Также НИИ выполняет комплексные инженерные изыскания для проектирования объектов портовой инфраструктуры; комплексные инженерные обследования и освидетельствования ГТС; проводит разработку заключений об их техническом состоянии, а также разработку и корректировку паспортов портовых ГТС.

В сложившейся ситуации, когда наблюдается рост объемов перевалки грузов при нехватке портовых мощностей, безусловно, растет спрос на проекты нового строительства и ре-конструкции морских портов и отдельных перегрузочных комплексов. Также большую актуальность приобретает обследование ГТС.

«МП»: Не секрет, что научные институты в настоящее время испытывают кадровый голод. Как решаются такие проблемы в ООО «НовоморНИИпроект»?

А. Пшеничный: Безусловно, кадры – это основной ресурс НИИ. Мы понимаем, насколько важно привлекать молодых специалистов, и стараемся создавать для этого все необходимые условия. Для передачи молодым опыта у нас действует система наставни-чества, постоянно организуется обучение, в том числе сотрудники проходят повышение квалификации и получают второе высшее образование.

Есть сотрудники, которые, работая в институте, готовят кандидатскую диссертацию и выходят на ее защиту – мы стараемся всячески поддерживать такие начинания и помогать в этом процессе.

В результате к нам приходят молодые специалисты и с большим желанием вливаются в профессию. При этом мы сохраняем традиции, опираемся на опыт людей, которые отдали много лет институту, делимся знаниями друг с другом.

«МП»: Как сегодня меняется сегмент проектно-изыскательских услуг в России? Сильна ли конкуренция в этом сегменте и каковы здесь ваши конкурентные преимущества?

А. Пшеничный: Сегмент проектно-изыскательских услуг в России сегодня получает дополнительное развитие. Это происходит, во-первых, в связи с ростом потребностей в этих услугах. Судите сами: рост числа заказов отмечался даже в период пандемии, не говоря уже про сегодняшний день, когда активно происходит рост портовых мощностей и их пропускной способности. Во-вторых, мы наблюдаем трансформацию требований со стороны Заказчика, который все чаще просит оказать полный комплекс услуг, включая изыскания, обследования, получение всех возможных разрешений, экспертиз, авторский надзор и т.д. Одним словом, этот сегмент не стоит на месте, а активно растет, расширяется и меняется в соответствии с запросами рынка. В-третьих, растут требования к проектной документации, ее составу и степени детализации, что, соответственно, требует повышения квалификации и расширения специализации проектировщиков и изыскателей.

Повышение конкурентоспособ-ности организации как на российском, так и на зарубежных рынках реализуется через систему менеджмента качества (СМК) проектных работ и изысканий на море по стандарту ISO 9001:2015, которая была разработана и действует в институте с июля 2006 года.

СМК ориентирована на определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности результатами выполнения работ. Она позволяет путем формализации отдельных процессов и их документирования повышать качество проектной документации. В ее рамках действует система процессов передачи информации внутри организации.

Технический директор ООО «НовоморНИИпроект» Дмитрий Лобода

«МП»: Дмитрий Владимирович, вопрос к Вам. В течение многих лет институт выполняет комплексные инженерные изыскания для обеспечения проектных работ для морских и береговых сооружений. Какие виды изысканий входят в их число, расскажите о выполнении отдельных работ?

Д. Лобода: В объеме, достаточном для принятия проектных решений, мы проводим следующие виды комп-лексных инженерных изысканий: инженерно-геодезические, инженер-но-геологические, инженерно-гидро-метеорологические, инженерно-экологические. Также проводим специальные виды изысканий: геотехнические исследования, обследование состояния грунтов и оснований сооружений с определением зон влияния на существующие здания, сейсмическое микрорайонирование, акустическое профилирование, обследование на наличие взрывоопасных предметов и т.п.

Техническое оснащение и квалификация отдела изысканий гарантирует качество выполняемых работ.

«МП»: Какие сложности возникают при выполнении проектно-изыскательских работ в текущих геоэкономических условиях, как они преодолеваются?

Д. Лобода: Затруднения связаны с выполнением проектно-изыскательских работ в удаленных частях Российской Федерации, и они объясняются час-тичной приостановкой авиаперелетов. Также затрудняет работу такой фактор, как изоляция программного обеспечения от зарубежных партнеров из-за введения санкций.

Чтобы противостоять этому, мы оптимизируем работу отдела портов и отдела изысканий нашего НИИ с целью раннего анализа планирования проектно-изыскательских работ и в дальнейшем ориентируемся на российских поставщиков программного обеспечения.

«МП»: Расскажите, как сегодня в НИИ ведется проектирование, какие этапы оно включает, в чем особенности подготовки предпроектной и рабочей документации применительно к отдельным сферам и отдельным объектам?

Д. Лобода: Мы выполняем все этапы проектных работ – предпроектная стадия, проектная и рабочая документация.

Предпроектная стадия, в том числе разработка декларации о намерениях инвестирования в строительство, позволяет оценить возможность реализации проекта. Мы определяем финансовые и иные ресурсные затраты на реализацию объектов, разрабатываем необходимые конструктивные и компоновочные решения. Этот этап определяет техническую возможность и экономическую целесообразность применения классических проектных или прогрессивных инновационных решений при реализации намечаемой деятельности.

Проектная документация может быть продолжением стадии предпроектных проработок или разрабатываться как самостоятельный этап проекта. Она включает в себя текст и графические части. Текстовая часть – сведения в отношении объекта капитального строительства. Приводятся технические и иные решения, пояснения со ссылками на нормативные и руководящие документы, которые были использованы при подготовке проектной документации. Приводятся результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графичес-кая часть – отображение принятых компоновочных и конструктивных решений. Выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

Рабочая документация состоит из детализированных текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию решений объектов капитального строительства. Позволяет учесть потребность в обеспечении строительства оборудованием, материалами и изделиями применительно к каждому объекту.

«МП»: Одним из основных направлений деятельности ООО «НовоморНИИпроект» является проектирование гидротехнических сооружений (ГТС), которое предполагает как решение проблем развития уже действующих портов, так и разработку проектов нового строительства. Какие из реализованных в этой сфере проектов Вы бы выделили как наиболее значимые?

Д.Лобода: Среди наиболее значимых проектов, разработанных и внедренных «НовоморНИИпроектом» за последние годы, могу назвать следующие:

реконструкция и техническое перевооружение АО «Зерновой терминал «КСК»;

строительство причалов №1 и №1А нефтегавани «Шесхарис» для отправки на экспорт сырой нефти;

реконструкция причала №21 в Новороссийском морском порту;

реконструкция причалов №28 и №28А ОАО «Новорослесэкспорт». Перегрузочный комплекс по перевалке крупнотоннажных контейнеров;

реконструкция и модернизация пристани №4 для перевалки наливных грузов;

реконструкция юго-восточного волнолома ПАО «НК «Роснефть»;

реконструкция технологического причала ФГУП «Атомфлот»;

проектирование ремонтных дноуглубительных работ в акватории причалов морских портов Новороссийск, Ейск, Темрюк, Кавказ;

строительство монтажно-сбороч-ной площадки гидротехнических сооружений м/р Северного Каспия ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть»;

строительство причала в бухте Лососей, залив Анива, г. Корсаков, Сахалинская область;

капитальный ремонт оградительного мола в порту Новороссийск;

реконструкция объекта «Судоподъемник, слип и причал для маломерных судов»;

морской терминал по перегрузке навалочных грузов в контейнерах и генеральных грузов в порту Новороссийск с грузооборотом 2,5 млн тонн в год;

строительство производственной площадки комплекса ООО «Судоверфь Алексино»;

строительство яхт-клуба в с.Свердлово Тверской области;

ремонтное дноуглубление (обровнение дна) вокруг СМЛОП и стабилизация нефтепровода;

Балтийский судомеханический завод. Реконструкция причала НТП-1 и берегоукрепления НТП-2;

строительство перевалочного комплекса аммиака и минеральных удобрений мощностью 5 млн тонн в год в морском порту Тамань;

зерновой терминал в морском порту Темрюк;

терминально-логистический комплекс ООО «Тетрис»;

капитальный ремонт причала №39А, юго-восточный грузовой район;

берегоукрепление перевалочного комплекса аммиака и минеральных удобрений в морском порту Тамань.

В настоящее время ведется работа над более чем 40 объектами терминальных комплексов, в том числе контейнерными, зерновыми, реализуются работы по дноуглублению. Кроме того, одно из направлений работы института, которое ведется на постоянной основе, – проектирование яхт-клубов и марин.

«МП»: Не могли бы Вы проиллюстрировать экономический эффект проведенных работ на одном из примеров?

Д. Лобода: Очень показателен в этом отношении эффект, полученный от реконструкции и технического перевооружения АО «Зерновой терминал «КСК» (входит в ГК «Дело»). Этот терминал установил абсолютный рекорд России, перевалив за апрель 2024 года 1,03 млн тонн зерна. Такие объемы перевалки пока не доступны ни одному другому терминалу в стране.

Такая скорость работы стала возможна благодаря системной модернизации инфраструктуры и расширению мощностей терминала, который был построен группой компаний «Дело» «с нуля» и начал работу в 2007 году. На протяжении последних лет терминал увеличивал интенсивность приемки грузов, нарастил емкости для хранения до 220 тыс. тонн, а в конце 2023 года на КСК была запущена третья судопогрузочная машина.

«МП»: Институт располагает собст-венным испытательным центром, который проводит обследования и освидетельствования гидротехнических сооружений. Какие при этом осуществляются виды работ, используются методы и выявляются дефекты?

Д. Лобода: Работа испытательного центра довольно обширна. Она включает как обследования, в том числе водолазные, гидротехнических сооружений, так и полевые геодезические работы, а также камеральные работы – обработку собранных материалов, оформление документов по объекту.

Мы располагаем всеми методами и средствами, чтобы обследовать и определить состояние любого гид-ротехнического сооружения на так называемое «техническое здоровье» – вычислить степень износа конструкции, сделать выводы о техническом состоянии объекта и т.д. Естественно, выявление проблем создает условия для их своевременного устранения, что позволяет повысить их безопасность при дальнейшей эксплуатации.

«МП»: Сотрудники НИИ постоянно участвуют в конференциях по ГТС, проходят повышение квалификации. Всестороннее развитие коллектива дополняет участие в спортивных соревнованиях. Расскажите об этом подробнее.

Д. Лобода: Наши сотрудники постоянно выезжают в командировки в пределах России (в Мурманск, Санкт-Петербург, на Дальний Восток), выезжали за границу (в Бельгию, Германию) по обмену опытом. Постоянно повышается квалификация сотрудников в учебных заведениях и в центрах повышения квалификации. С участием работников НИИ разработана программа профессиональной переподготовки сотрудников в Государственном морском университете имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. Эта программа соответствует ФГОС и ориентирована на личностный рост, а также на получение дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков.

Что касается спорта, то хобби нашего коллектива – парусный спорт. В 2023 году из сотрудников ООО «НовоморНИИпроект» была создана команда, которая на регулярной основе участвует в регатах на морских побережьях России и принимает участие в соревнованиях.

В целом за последние 5 лет «НовоморНИИпроект» достиг больших результатов по всем направлениям деятельности: мы расширили штат сотрудников, приобрели новое оборудование, повысили квалификацию специалистов, в разы увеличили количество заказов.

Морские порты №5 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
china-special.ru
НПО Аконит
Контейнерные перевозки 2025:Ancheng рекомендует
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ