Черноморские порты справляются с вызовами - Морские вести России

Черноморские порты справляются с вызовами

20.03.2024

Черноморские порты справляются с вызовами

Последствия изменивших транспортную логистику в 2023 году западных санкций продолжали оказывать влияние на работу портов Азово-Черноморского бассейна. с переориентацией грузопотоков, наплывом новых грузов, загруженностью железной дороги и складских мощностей Особенно столкнулись порты в составе АМП Черного моря. И все же они справились с потребностями экономики и перевалили грузов на 8,8% больше, открыв при этом новые морские линии, использовав отечественный флот и флот дружественных стран.

вместе с тем, на работу крымских портов повлияла близость проводимой Россией СВО и периодические атаки украинских беспилотников. при этом порты не только не прекратили работу, но некоторые даже нарастили грузооборот. Транспортную безопасность и безопасность мореплавания в полной мере обеспечивали филиалы АМП Черного моря в каждом из 11 портов бассейна. Об этом и итогах года рассказал Олег Борченинов, и.о. руководителя ФГБУ «АМП Черного моря».

«МП»: Олег Вениаминович, каковы итоги работы портов АМП Черного моря по грузообороту, пассажирообороту и судозаходам в 2023 году в сравнении с предыдущим годом? Как бы Вы охарактеризовали основные тенденции в их деятельности?

– Общий грузооборот портов АМП Черного моря в 2023 году увеличился на 8,8% и составил 234,4 млн тонн грузов. Это несмотря на то что перевалка грузов в некоторых портах не велась ввиду их ориентации на пассажирские перевозки (Сочи, Геленджик, Ялта) или сократилась (Анапа, Тамань).

Значительный рост грузооборота продемонстрировали порты Туапсе (+14,1%) и Новороссийск (+8,7%), став лидерами по грузообороту и перевалив соответственно 24,78 млн тонн и 160,28 млн тонн. Туапсе увеличил грузооборот за счет повышения качес-тва и ускорения процессов обработки судов типа Ro-Pax с автопоездом и водителем на борту. Кроме того, в 2023 году была пролонгирована работа трех морских паромных линий, ранее во-зобновивших работу в порту: «Кавказ – Карасу-2», «UGS – Туапсе» и «Samsun Line – Туапсе».

Новороссийск увеличил грузооборот за счет перевалки зерна (+54,5%, до 23,1 млн тонн), контейнерных грузов (+26,4%, до 10,5 млн тонн), нефти (+4,9%, до 91 млн тонн) и прочих навалочных, генеральных и тарно-штучных грузов. Стоит отметить, что порт принимал участие в отгрузке зерна, являющегося гуманитарным грузом, которое в рамках обязательств России по зерновой сделке было направлено в беднейшие страны Африки.

С учетом проводимой западными странами санкционной политики большая часть грузов была переориентирована с северо-запада на юг, в страны Персидского залива, Юго-Восточной Азии и Индию, и прошла через Новороссийск. В порту была возобновлена перевозка накатными судами грузов на автомобильном транспорте, что также повлияло на логистику перевозок. Порт Тамань по итогам года снизил грузооборот на 5,4%, в основном за счет снижения перевалки угля (-16%, до 25,1 млн тонн).

Существенно нарастили объемы перевалки грузов порты Крыма: Керчь – до 6,5 млн тонн (+306,2%), Феодосия – до 303 тыс. тонн (+44,3%), Севастополь – до 1,747 млн тонн (+26,4%), Евпатория – до 352 тыс. тонн (+8,8%).

В Керчи рост произошел за счет увеличения более чем в 2 раза объемов перевалки насыпных грузов и почти в 5 раз грузов ро-ро. Грузооборот Феодосии стабильно растет вот уже третий год подряд.

В Севастополе на 15%, до 192 тыс. тонн, увеличилась перевалка зерна благодаря налаженной в 2022 году логистической цепочке по доставке в порт зерновых наземным транспортом и вывоза их морским; на 14,7%, до 1,48 млн тонн, выросла перевалка насыпных грузов, на 81,4% – генеральных грузов за счет экспорта черных металлов; для обеспечения потребности в сырье крымской промышленности через Севастополь была организована доставка фосфатной руды, что привело к увеличению перевалки навалочных грузов в 13 раз, до 109,9 тыс. тонн.

В порту Евпатория сохраняются тенденции к перевалке насыпных грузов в каботаже. В 2023-м насыпные грузы обеспечили рост грузооборота порта на 8,8%, составив 99,9%, или 352 тыс. тонн.

Пропорционально росту грузооборота портов росли и судозаходы. Так, в Туапсе они увеличились на 204 судозахода, до 1633, в Новороссийске – на 272, до 5696 (без учета маломерных и рыболовных судов), в Евпатории – на 141, до 2080. Почти при 4-кратном росте грузооборота в Керчи количество судозаходов там выросло, но менее чем в 2 раза, с 6914 до 12 944.

А вот порты Тамань и Севастополь составили исключение: в Тамани количество судозаходов тоже выросло на 107, до 1235, несмотря на то что грузооборот снизился; в Севастополе, наоборот, – при росте грузооборота число судозаходов существенно снизилось – на 891, до 813.

В ряде портов изменение количества судозаходов связано в том числе с ростом или падением пассажирских перевозок. Так, в Сочи пассажирооборот вырос на 15,4%, до 774 859 человек, за счет увеличения перевозок на каботажной линии Сочи – Геленджик – Новороссийск и круизной линии Сочи – порты Турции.

В Геленджике при сокращении количества судозаходов объемы пассажирских перевозок тоже выросли: туристических, в пределах порта и на подходах к нему, – на 29,3%, до 228 969 человек; на маршруте Новороссийск – Геленджик – Сочи (в связи с закрытием авиасообщения с февраля 2022 года в аэропортах Краснодар, Анапа, Геленджик по причине проведения Россией СВО) – в 3,4 раза по сравнению с 2021 годом, до 64 642 человек (в 2021 г. – 19 094); на новом маршруте Геленджик – Анапа («Комета-120М») в курортный сезон за август-сентябрь перевезено 9225 пассажиров. Всего пассажирооборот в Геленджике по итогам года вырос на 33,1% и составил 302 836 человек.

Существенный рост пассажирооборота при увеличении числа судозаходов произошел в черноморских портах Новороссийск (+11,4%, до 102 526 человек), Анапа (+31,9%, до 346 128 человек) и Керчь (+568%, до 365 853 человек). Но если в первых двух портах рост происходил за счет притока отдыхающих и туристов в курортный сезон, то в Керчи он был связан, скорее, с закрытием движения по Крымскому мосту и организацией альтернативных перевозок морским путем на полуостров.

Резко снизился пассажирооборот по итогам года в портах Крыма, традиционно занимающихся пассажирскими перевозками: Ялта (-14,5%, до 363 668 человек) и Севастополь (-13,5%, до 5 414 629 человек). На отток пассажиров, очевидно, повлияли близость проводимой СВО и предпочтение курортов Краснодарского края отдыху в Крыму.

По итогам 2023 года общее количество перевезенных пассажиров в портах АМП Черного моря сократилось на 4,2% по сравнению с 2022 годом и составило 7 690 948 человек.

«МП»: Расскажите об особенностях обеспечения безопасности мореплавания в 2023 году. Какие изменения произошли в работе филиалов в данной сфере?

– Для начала отмечу, что в 2023 году службы капитанов портов АМП Черного моря в части обеспечения безопасности мореплавания отработали успешно, аварийных ситуаций по вине капитанов портов не зафиксировано. Особенности несения вахты в этой сфере определялись характеристиками и особенностями работы каждого порта.

Так, в Сочи они выражаются в наличии большого количества маломерных и прогулочных судов, базирующихся в морском порту, и, как следствие, интенсивном судоходстве в акватории порта и на подходах к нему, большом объеме перевозок пассажиров. Только маломерными и прогулочными судами осуществлено более 100 тыс. выходов в море.

В крупнейших портах Туапсе и Новороссийске по итогам работы инспекций госпортконтроля зафиксировано увеличение количества задержанных судов в связи с нарушением требований в области безопасности мореплавания: в Туапсе судов под иностранными флагами – с 13 в 2022 году до 30 в 2023 году, под флагом РФ – с 8 до 5; в Новороссийске судов под иностранными флагами – с 79 в 2022-м до 88 в 2023-м, под российским флагом – с 3 до 2. Капитаном порта Туапсе в 2023 году возбуждено дел об административных правонарушениях – 5, капитаном порта Новороссийск – 4.

Та же тенденция на повышение числа нарушений проявилась и в порту Тамань. Там инспекцией госпортконтроля произведено 308 проверок судов по процедуре государства флага и государства порта (в 2022 г. – 337), из них 264 судам выставлены замечания (в 2022 г. – 252), а 9 судам отказано в выдаче разрешения на выход из порта в связи с обнаружением значительных несоответствий (в 2022 г. – 7).

А вот в порту Керчь по результатам инспекций в 2023 году установлено, что все суда независимо от флага стали более качественно выполнять требования международных и национальных документов, и количество нарушений снизилось с 526 нарушений в 2022 году до 446 нарушений в 2023-м. Число задержаний судов сопоставимо: в 2022-м – 1, в 2023-м – 3.

В целях повышения уровня безопасности транспортного перехода через Керченский пролив распоряжением Правительства РФ от 26.09.2023 г. внесены изменения в границы морского порта Керчь – упразднены районы якорных стоянок 471-Д и 471-Е. А приказом Минтранса России от 07.11.2023 г. установлены новые запрещенные для плавания районы в зоне Крымского моста.

В других портах Крымского полуострова – Феодосии, Ялте, Евпатории – особое внимание уделялось документам, издаваемым капитаном морского порта, в области безопасности мореплавания и транспортной безопасности, а именно контролю их исполнения.

С 2022 года в связи с проведением Россией СВО произошли изменения режима судоходства в прибрежных водах Черного моря. В 2023 году вступил в силу приказ командующего Черноморским флотом, утверждающий особый режим плавания в границах территориального моря РФ.

Тесный контакт с морской базой Черноморского флота налажен филиалом ФГБУ «АМП Черного моря» в порту Севастополь и другими филиалами в портах Крымского полуострова, ведется строгий контроль за передвижением судов и соблюдением действующих ограничений.

«МП»: Как обеспечивается транспортная безопасность в крупнейших портах АМП – Новороссийске, Туапсе и Тамани?

– В прошлом году обеспечение транспортной безопасности в акватории порта Туапсе, как и в других портах АМП Черного моря, выполнялось в полном объеме. Службой капитана порта был подготовлен План обеспечения транспортной безопасности акватории порта Туапсе (План ОТБ). В соответствии с ним во взаимодействии с Туапсинским управлением АЧБФ ФГУП «Росморпорт» проводились мероприятия по оснащению (дооснащению) акватории порта инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ).

В течение года реализовывались мероприятия в области транспортной безопасности, направленные на обеспечение устойчивой работы порта, проводились антитеррористические учения и тренировки на объектах портовой инфраструктуры. Сотрудники транспортной безопасности филиала участвовали в мероприятиях по обеспечению установленных уровней безопасности и охраны, обеспечению транспортной и антитеррористической защиты транспортной инфраструктуры морского порта.

Во взаимодействии со службами ОТБ субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в морском порту, был организован сбор, обработка и анализ данных об обстановке на объектах транспортной инфраструктуры и в акватории порта. Сотрудники транспортной безопасности совместно с органами госконтроля ежеквартально участвовали в комиссионных проверках систем физической защиты и ИТСОТБ объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств порта.

В порту Новороссийск в установленные сроки была проведена оценка уязвимости акватории порта и разработан План обеспечения транспортной безопасности акватории порта Новороссийск. По решению капитана порта создан и оборудован круглосуточно функционирующий Пункт управления ОТБ акватории, а в состав сил обес-печения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Акватория морского порта Новороссийск» (далее – СОТБ) назначены обученные и аттестованные штатные работники Службы капитана порта. Под руководством капитана порта организована комплексная профессиональная работа СОТБ, направленная на реализацию положений Плана ОТБ акватории порта Новороссийск.

За указанный период в акватории порта не допущено совершения актов незаконного вмешательства, выявлено более 150 признаков угрозы нарушения требований транспортной безопасности. Информация по всем выявленным нарушениям и потенциальным угрозам незамедлительно направлялась в адрес территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, имеющих обязанности по обеспечению безопасности в акватории порта.

В рамках реагирования на выявленные нарушения уполномоченными территориальными органами за нарушение требований транспортной безопасности к административной ответственности привлечено более 20 человек. Вся работа по защите акватории порта Новороссийск реализуется силами СОТБ и ПТБ в тесном взаимодействии с дежурными силами территориальных подразделений Ространснадзора, МВД и ФСБ России, а также с СОТБ морских терминалов, с которыми имеется технологическое взаимодействие.

В порту Тамань также имеется План ОТБ акватории морского порта, разработанный во взаимодействии с Таманским управлением АЧБФ ФГУП «Росморпорт». Для защиты объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) этим филиалом также сформировано структурное подразделение транспортной безопасности.

С целью обнаружения незаконного нахождения, перемещения и идентификации судов ОТИ оснащен инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ), иными техническими средствами, которые позволяют обеспечивать круглосуточное всепогодное наблюдение за обстановкой в акватории порта Тамань. Сегодня на ОТИ установлен повышенный уровень безопасности (охраны) №2, специалистами Службы капитана порта проводится ежедневный мониторинг выполнения требований транспортной безопасности, Международного кодекса ОСПС, внутриобъектового и пропускного режимов, антитеррористической защищенности порта.

Особо стоит отметить, что в ходе СВО в связи с фактами совершения атак на базу Черноморского флота в Севастополе с применением надводных дронов были приняты меры, ужесточающие требования к безопасности мореплавания в акватории порта и на подходах к нему, а именно: применены меры по отключению навигационных знаков, установке боно-сетевых заграждений на входе в бухту и на ее участках, а также по работе систем РЭБ, оказывающих влияние на точность спутниковых систем навигации.

Морские порты №1 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ