Юбилейный МВМС против коронавируса: чем запомнится Военно-морской салон - Морские вести России

Юбилейный МВМС против коронавируса: чем запомнится Военно-морской салон

15.09.2021

Транспортная политика

Юбилейный МВМС против коронавируса: чем запомнится Военно-морской салон

Фото: Морской флот / Кирилл Воловик

В Петербурге завершился X Международный военно-морской салон. Несмотря на вновь возрастающую угрозу заражения коронавирусной инфекцией, событие прошло в обозначенные даты, но с усеченной программой. Салон проходил без гостей, только с аккредитованными СМИ и участниками. Их же попросили в оперативном порядке запастись либо отрицательным ПЦР-тестом, либо подтвердить наличие антител или принести сертификат о вакцинации. Наш специальный корреспондент Кирилл Воловик посетил МВМС и рассказал, чем запомнится юбилейный салон в условиях пандемии.

О салоне

Участниками экспозиции МВМС-2021 стали 285 предприятий из 13 стран, из них 13 – иностранные компании. Были представлены практически все страны, занимающиеся производством и эксплуатацией морской техники.

Значительные площади экспозиции заняли производители судового комплектующего оборудования, приборов, электронных компонентов, информационных технологий и продукции двойного назначения.

Проведено более 100 официальных переговоров с участием Главнокомандующего ВМФ России, должностных лиц ФСВТС России, представителей АО «Рособоронэкспорт», АО «ОСК» и других ведущих компаний.

В рамках деловой программы МВМС-2021 состоялось 27 мероприятий конгрессно-делового характера, в том числе четыре научные конференции.

МВМС традиционно был поделен на две части: выставочную и корабельную. Единственное отличие – раньше все событие проходило в «Ленэкспо» и задействовало ближайшую акваторию. В 2021 году салон с участниками расположились в «Экспофоруме», а корабли, катера и суда из состава Военно-Морского Флота и Пограничной службы ФСБ пришвартовались у причалов морского порта «Пассажирский порт Санкт-Петербург» («Морской фасад»).

Среди них: ДЭПЛ проекта 677 «Санкт-Петербург», ДЭПЛ проекта 636 «Петропавловск-Камчатский», фрегат проекта 22350 «Адмирал Касатонов», корвет проекта 20380 «Гремящий», малый ракетный корабль проекта 21631 «Зеленый дол», малый ракетный корабль проекта 22800 «Одинцово», противоминный корабль базовой зоны проекта 12700 «Владимир Емельянов», патрульный катер проекта 03160 «П-461», БГК проекта 19920 «Евгений Гницевич», десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Евгений Кочешков» и другие.

Контракты на триллионы рублей

В пресс-конференции по случаю открытия юбилейного МВМС принимали участие директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Борис Кабаков, заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Владимир Касатонов, заместитель начальника департамента маркетинговой деятельности Рособоронэкспорта Вадим Старцев, вице-президент по военному кораблестроению ОСК Владимир Королёв, председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Кирилл Соловейчик и др.

По словам Б. Кабакова, «несмотря на санкции и пандемии, судостроение России продолжает активно развиваться». Так, объемы производства продукции отрасли устойчивы, в 2020 году темп прироста гражданской продукции составил 122,7%, что особенно важно при работе над диверсификацией производства. Потребность в гражданских и военных судах гарантирует стабильный портфель заказов до 2035 года. На середину июня 2021 года общий объем заказов судостроительной промышленности на корабли и суда водоизмещением 100 тонн и более (до 2025 года) составил более 480 объектов суммарной стоимостью 4,4 трлн рублей. Сейчас в постройке находится военных кораблей и гражданских судов на 3,4 трлн рублей. В 2020 году было завершено строительство 119 различных объектов, что на 23% превышает показатель 2019 года.

Он напомнил, что в 2020 году, в целях совершенствования системы управления организациями морского приборостроения, была создана Корпорация морского приборостроения, принята Стратегия развития судостроительной промышленности до 2035 года.

Заместитель начальника департамента маркетинговой деятельности Рособоронэкспорта Вадим Старцев напомнил, что предприятие – традиционный участник и спонсор Международного военно-морского салона: «Рособоронэкспорт пригласил на МВМС-2021 делегации более чем из 70 стран, и мы ожидаем серьезного стимула к развитию сотрудничества с партнерами по военно-морской тематике».

В. Старцев отметил, что сегодня портфель заказов компании в этом сегменте составляет около $5,5 млрд. Он включает в себя контракты на поставку и совместное строительство кораблей и подводных лодок, поставку различного вооружения для них, средств берегового обеспечения, а также инфраструктурные проекты.

Вице-президент по военному кораблестроению ОСК Владимир Королёв подчеркнул, что в 2021 году корпорации исполняется 14 лет. Два последних года стали для ОСК самыми удачными. В 2020 году корпорация сдала ВМФ РФ рекордное количество кораблей – 9 новых и 2 после ремонта и модернизации.

В. Королёв отметил, что доля гражданского судостроения в части прибыли ОСК составляет 21%, что тоже весомо для компании. Это отражается в количестве сданных судов по гражданской линии – 19 единиц.

По словам представителя ОСК, одним из важнейших показателей прошедшего 2020 года стала сдача первого серийного фрегата «Адмирал Касатонов» проекта 22350: «Мы прекрасно понимаем, что сегодня ВМФ жизненно необходимы корабли дальней морской зоны, и ОСК начала реализовывать это решение. Всего мы построим восемь кораблей этой серии. Мы надеемся, что с окончанием модернизации Северной верфи, которая строит эти фрегаты, можно будет приступить к строительству нового модернизированного корабля проекта 22350М, обладающего более мощным потенциалом и имеющего хорошее вооружение и отличные мореходные качества».

В конце 2020 года Минобороны заключило с ОСК контракт на строительство шести корветов проектов 20380, 20385.

Также он напомнил, что 12 июня 2020 года в состав ВМФ РФ вошла головная атомная подводная лодка стратегического назначения «Князь Владимир» проекта 955А. А в 2021 году флот получил АПЛ «Казань» проекта 885М «Ясень-М», который считается одним из самых сложных в атомном подводном кораблестроении.

В. Королёв подчеркнул, что в ближнесрочной и среднесрочной перспективе именно эти корабли будут основными целевыми атомными подводными лодками ВМФ России.

На вопрос журналистов о планах по сдачам на текущий год В. Королёв ответил, что в 2021 году ОСК передаст Военно-Морскому Флоту семь новых боевых кораблей и три после ремонта и модернизации.

Кульминацией пресс-конференции стал вопрос от крымских СМИ по поводу создания единого черноморского судостроительно-судоремонтного кластера, который обсуждался несколько лет, постепенно сойдя на нет.

Борис Кабаков, отвечая на вопрос, подчеркнул, что идея до сих пор актуальна, ею тщательно занимаются. По его словам, есть поручение ОСК, которая сейчас создает концепцию Азово-Черноморского судостроительно-судоремонтного кластера. Уже сейчас ведется строительство кораблей и судов на СЗ им. Бутомы, СЗ «Море», и «понятен интерес Севастополя активнее включиться в программу судостроения, потому что основная специализация предприятий города – это судоремонт», – отметил Б. Кабаков.

В связи с малым судозаходом в порт сейчас прорабатывается вопрос организации полноценного судостроения на площадке Севморзавода, который по указу президента России был включен в состав ОСК.

Представитель ВМФ России подтвердил актуальность создания подобного кластера, потому что флот нуждается в судоремонте, равно как и в судостроении. По словам В. Касатонова, чем лучше подбор специалистов, чем лучше оснащение заводов, которые находятся в районе базирования, тем для ВМФ выгоднее и эффективнее.

Вице-президент по военному кораблестроению ОСК подчеркнул, что сейчас создание Азово-Черноморского судостроительно-судоремонтного кластера – это один из самых важных организационных вопросов, который решается в контуре корпорации. Он рассказал, что рассматривается перспектива строительства кораблей различных рангов в регионе. Также заверил, что Севастополь однозначно станет тем городом, который будет заниматься судоремонтом, сервисом, а в перспективе гражданским и военным судостроением.

Что показали на салоне

Самый масштабный стенд салона по традиции был у ОСК. Корпорация оказалась крупнейшим экспонентом, представившим более 40 образцов боевой техники, и стала лауреатом – за лучшую выставочную экспозицию.

На стенде ОСК достаточно любопытные подводные аппараты от ЦКБ МТ «Рубин» – «Амулет-2» и «Талисман», а также линейка подводных лодок от СПМБМ «Малахит». Среди них: обновленная версия подлодки П-750Б «Сервал» семейства «Пиранья» и субмарина «Горгона» семейства «Тритон» – многоцелевая АПЛ малого водоизмещения.

Перейдем к оборудованию. Из самых интересных тем – двигателестроение и все, что его так или иначе окружает. Среди представителей этого направления на салоне самыми крупными были Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в состав Ростеха), завод «Звезда», Коломенский завод и КМЗ.

ОДК на стенде продемонстрировал макеты газотурбинных двигателей морского исполнения М90ФР и М70ФРУ – базовых ГТД четвертого поколения отечественной корабельной энергетики. Гражданское направление представлено макетом судового газотурбоэлектрогенератора мощностью 8 МВт, отличающегося современными характеристиками.

«Звезда» на собственном стенде показала новинку – модернизацию дизельных двигателей размерности ЧН16/17. Завод ведет работу по модернизации семейства подобных двигателей в рамках подпрограммы «Импортозамещение и обеспечение развития ОПК» госпрограммы РФ «Развитие ОПК».

В этом направлении «Звезда» выполняет ОКР «Создание дизель-редукторного агрегата, системы контроля и управления дизель-редукторным агрегатом и организация их серийного производства». На стенде был представлен макет двигателя с электронным управлением топливоподачей и натурный образец электронного блока управления. Еще «Звезда» презентовала редуктор нового поколения. Комплекс 6РП создан специально для корвета проекта 20386. Комплекс входит в силовую установку «ОДК-Сатурн», которая состоит из двух газотурбинных двигателей и двух гребных двигателей. Редуктор обеспечивает плавность изменения хода, дает возможность управления с мостика командира и помогает экипажу корабля находить подлодки.

Кингисеппский машиностроительный завод, помимо стандартного выставочного набора, продемонстрировал новинки. Как отметили представители предприятия, на стенде компании можно увидеть втулки цилиндра для двигателей производства «Русского дизеля» размерностей 23/230, 30/50. Подобная продукция используется для обслуживания главных двигателей как на боевых кораблях, так и на вспомогательном флоте. Также они применяются на кораблях «Татарстан» и «Дагестан» проекта 11661 «Гепард».

На стенде КМЗ еще представлен автоматизированный электрокомпрессор ЭКПА 2/150, который используется для накачки баллонов воздуха для дыхательных аппаратов на кораблях, а также для запуска дизельных двигателей.

Однако КМЗ представил и новинки, которые не имеют прямого отношения к двигателям. Завод на МВМС-2021 впервые заявил дельные вещи собственного производства. Это роульсы, кнехты и вьюшки, которые подходят как военному, так и гражданскому флоту. Сейчас завод строит серию обстановочных судов проекта 3050.1, и конструкторы КМЗ решили самостоятельно разработать и поставить на серийное производство собственные дельные вещи для этого госконтракта. Как отметили представители завода, на дельные вещи уже получены сертификаты РРР, под них готовится и военная приемка.

Помимо производителей двигателей, были и другие производители судового оборудования, которые за последние годы подготовили новинки для флота.

Предприятие «ЛГМ», которое специализируется на производстве судовых насосов, представило на своем стенде новые достижения в разработке высокотехнологичных насосных изделий для ВМФ. В их число входит компактный, малошумный, ремонтопригодный, ресурсоемкий главный осушительный электронасос, а также глубоко модернизированный электронасос типа АНЦВ, который придет на смену насосу НЦВ, применяемому на всех типах кораблей ВМФ. Еще на стенде был представлен макет перспективного герметичного электронасоса ГОН-20/220 для подлодок проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень» и образец электронасоса марки ГОН-20/220 в титановом исполнении.

Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» на юбилейном салоне представил новинку в семействе «Бемоль». Как отметили представители предприятия, центральная часть экспозиции отведена Бесплатформенным инерциальным навигационным системам (БИНС на ВОГ) семейства «Бемоль».

Точностные характеристики БИНС на ВОГ позволяют использовать их на подлодках, необитаемых подводных аппаратах, надводных кораблях ВМФ для решения навигационных задач и стабилизации технических средств, в том числе при подготовке применения современного тактического и зенитного ракетного оружия. Системы обладают важными эксплуатационными преимуществами перед аналогичными изделиями предыдущего поколения: малым временем готовности, простотой использования, высокой надежностью и значительным эксплуатационным ресурсом; отсутствует необходимость в трудоемком и дорогостоящем техобслуживании.

Еще «Электроприбор» показал комплекс определения абсолютных значений параметров гравитационного поля Земли, который впервые демонстрируется профессиональному сообществу. Комплекс позволяет определять составляющие уклонения отвесной линии (УОЛ) в морских условиях с целью исследований геопотенциала Земли и оперативного картографирования аномалий гравитационного поля в интересах высокоточной инерциальной навигации для устранения методической ошибки, обусловленной неоднородностью геоида.

Подобный метод по сравнению с гравиметрическим точнее в 2 раза в сильноаномальных районах, не требует выполнения продолжительных съемок значительных площадей и позволяет оперативно (за время менее 1 ч.) определять абсолютные значения составляющих уклонения отвесной линии.

С использованием экспериментального образца впервые подтверждена принципиальная возможность высокоточных измерений абсолютного значения уклонения отвесной линии в море. Решение не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом.

Кроме этого, предприятие представило высокоточную БИНС с повышенным временем хранения координат места. Система предназначена для подводных и надводных кораблей.

Еще один видный производитель судового оборудования и постоянный участник всех отраслевых выставок – «ВНИИР-Прогресс». В рамках программы импортозамещения предприятие разработало и произвело опытный экземпляр Автоматического переключателя сетей (АПС), изготовленный полностью на комплектующих отечественного производства, выбранных из ограничительных перечней ЭКБ 01-2020 – ЭКБ 21-2020.

Автоматические переключатели сетей компании «ВНИИР-Прогресс» с 2006 года поставлены на производство и активно применяются как в новых проектах кораблей и судов (проектов 11711, 11356, 22350, 20385, 11442М и др.), так и при ремонте и модернизации заказов (проектов 1155, 11551). Однако пока существующая элементная база коммутационной аппаратуры отечественного производства не позволяла изготовить АПС, соответствующий требованиям, задаваемым проектными организациями по массогабаритным показателям, и все изделия изготавливались с применением комплектующих иностранного производства.

Сегодня российская промышленность освоила производство коммутационной аппаратуры из состава АПС, не уступающей по своим характеристикам современным импортным аналогам, что позволило «ВНИИР-Прогресс» произвести АПС с массогабаритными характеристиками, даже превосходящими АПС с комплектующими импортного производства.

Также «ВНИИР-Прогресс» разработал и произвел опытный экземпляр распределительной секции ГРЩ с применением современных решений по дистанционному управлению фидерными автоматическими выключателями и мониторингу параметров потребителей (ток, напряжение, мощность, сигнализация о неисправности) по интерфейсному протоколу единой шины данных. Специалисты предприятия разработали современный дизайн секций ГРЩ, позволяющий не только эстетически изменить восприятие ГРЩ, но и повысить степень защитного исполнения без ухудшения эргономики щита.

Были интересные решения и в области судовой арматуры. Завод «Армалит» на салоне представил интеллектуальный привод третьего поколения для управления арматурой. Новое решение на базе синхронного двигателя с постоянными магнитами позволяет проводить предотказную диагностику характеристик привода и арматуры в режиме реального времени. Как отметили представители предприятия, приводами можно управлять как дистанционно, по цифровому каналу связи до 1 км длиной, так и вручную.

Однако «Армалиту» юбилейный МВМС запомнился не только новой продукцией. На салоне завод подписал Соглашение о сотрудничестве с Адмиралтейскими верфями. Документ объединит опыт корпорации и крупнейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга в сферах развития производственной системы; технического и инновационного развития; повышения производительности труда; цифровизации производства. Планируется, что благодаря соглашению произойдет ускорение развития предприятий.

В рамках его реализации запланированы: обучение по основным программам профессионального мастерства и дополнительным профессиональным программам; организация специализированных тренингов, тестирований по вопросам развития производственной системы, повышения производительности труда и культуры производства; участие в конференциях, выставках, семинарах, круглых столах, конкурсах и других мероприятиях, которые посвящены развитию технического и инновационного потенциала, а также повышению цифровизации производства.

Заключение

В обзоре экспонентов салона редакция предложила читателям минимальный обзор интересных решений, которые так или иначе могут быть востребованы на флоте – как гражданском, так и военном.

Ведь здесь были представлены и любопытные проекты гражданских судов. Например, особое внимание посетителей привлекли стенды судостроительного холдинга «Ак Барс» и предприятия «Радар ММС», куда входит ЦКБ по СПК им. Алексеева. Первый представил модель круизного лайнера проекта 17400, предназначенного для внутренних водных путей. ЦКБ по СПК же рассказывало про речную плавполиклинику проекта 10270, строительство которой находится в ближайшей перспективе.

Пока форумы, выставки, конференции отменялись или переносились из-за вновь бушующего коронавируса, организаторы юбилейного салона в оперативном порядке оповестили о новых правилах посещения «Экспофорума» и кораблей-участников, отменили билеты. Сделали все, чтобы в обозначенные дни состоялся десятый МВМС.

В этом были как минусы, так и плюсы. Кто-то жаловался на «другой дух» салона из-за отсутствия гостей и любителей флота (ведь салон все-таки о демонстрации военного потенциала, его нужно кому-то показывать!), некоторые же из участников, наоборот, подчеркнули лишь позитивные моменты. Все в спокойном режиме демонстрировали свои новинки, в удобное время и могли говорить о них, не отвлекаясь на сторонние обстоятельства. Юбилейный салон оказался закрытым, но, безусловно, не менее уютным. Да, именно уютным, «своим», несмотря на военную повестку. Здесь встречались друзья и коллеги, обменивались мнениями, подписывали соглашения, без столпотворений, без стихийного наплыва людей.

Были и определенные «парадоксы», назовем их так. Например, на стендах компаний-участников красовалось новое, впервые представленное оборудование, которое может заинтересовать ВМФ или ВМС других стран. И, казалось бы, о нем нужно рассказывать повсеместно, трубить об этих новинках. На деле же вышло, что компания демонстрировала технику, подчеркивала, что она «без сомнений, новая и эффективная», но рассказать о ней не может, потому что «сами понимаете, военная тайна».

Но это касалось исключительно военных решений. Если же оборудование имело двойное назначение, то представители компаний об этом аккуратно говорили. Они же охотно делились успехами на гражданском рынке. Подобное встречалось и в разговорах с судостроительными заводами, исполняющими гособоронзаказ: «Да, строим, но что именно и на какой стадии – лучше не будем». Этим и удивителен МВМС! Салон и выставка – демонстрация, о которой порой нельзя говорить.

Морской флот №3 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика