Каспийский кластер: настоящее и будущее - Морские вести России

Каспийский кластер: настоящее и будущее

04.06.2021

Транспортная политика

Каспийский кластер: настоящее и будущее

Фото: АО «ОЭЗ «Лотос»

В прошлом году стало известно, что в Астраханской области создадут Каспийский кластер. Он объединит уже успешно функционирующую особую экономическую зону «Лотос» и новую портовую ОЭЗ. Соответствующее постановление правительства подписал премьер Михаил Мишустин.

Планируется, что кластер станет грузовой базой для международного транспортного коридора «Север – Юг», который связывает страны Европы с Ираном и Индией. О том, что из себя будет представлять Каспийский кластер, на какой стадии реализации находится проект и какие у него перспективы, – в исследовании газеты «Морские вести России». Новая портовая зона, которая создана для развития транзитного потенциала МТК «Север – Юг» и стимулирования инвесторов для реализации логистических проектов, расположится на выделенной территории в Лиманском районе Астраханской области, где будет создана вся необходимая для бизнеса инфраструктура, включая инженерные коммуникации.

Преимущества места

В постановлении правительства говорится, что в 2021 и 2022 годах на эти цели будет направлено более 2,5 млрд рублей. Организациям, которые будут представлены в кластере, откроется доступ к налоговым и таможенным льготам, в том числе к процедуре свободной таможенной зоны. Резиденты также смогут рассчитывать на консультационную поддержку со стороны управляющей компании при реализации инвестпроектов.

Каспийский кластер объединит две российские ОЭЗ в Астраханской области – промышленную и портовую. Обе зоны находятся в стратегически важном Прикаспийском регионе, где проходит самый короткий логистический маршрут из Индии в Европу – международный транспортный коридор «Север – Юг». Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Лотос» создана в 2014 году, ее резидентами являются компании из России, Италии, Ирана и других стран, реализующие проекты в различных отраслях промышленности. Эта площадка сейчас активно развивается, работают три завода, ряд предприятий строится.

В рамках поручений президента России по развитию транзитного потенциала МТК «Север – Юг» в Астраханской области создана портовая особая экономическая зона в районе морского порта Оля, которая призвана стать крупным логистическим хабом, увеличить транзитный грузооборот и привлечь инвесторов – а это новые производства, рабочие места и налоговые поступления в бюджет.

В постановлении Правительства РФ от 7 ноября 2020 года говорится о создании на территории Астраханской области портовой особой экономической зоны и объединении ее в Каспийский кластер с действующей ОЭЗ «Лотос», которая, по сути, является грузовой базой МТК «Север – Юг». Это позволит эффективно развивать обе площадки с учетом уже имеющегося опыта АО «ОЭЗ «Лотос» по привлечению резидентов, созданию инфраструктуры и взаимодействию с партнерами из Азии и Европы.

Для инвесторов это дополнительные возможности развития бизнеса, так как в портовой ОЭЗ можно заниматься такими видами деятельности, как складирование, хранение, упаковка, сортировка товаров, техническое обслуживание и ремонт судов, переработка водных биологических ресурсов, биржевая, оптовая торговля и т.д. В отличие от резидента ОЭЗ промышленно-производственного типа резиденты портовой зоны не облагаются НДС. Все остальные льготы и преференции у них совпадают – это пониженная ставка налогов на прибыль, имущество, землю и транспорт, а также использование режима свободной таможенной зоны.

На вопрос газеты о сроках реализации проекта в ОЭЗ «Лотос» пояснили, что, когда речь идет о таких больших долгосрочных проектах, можно говорить о завершении конкретных этапов, а не самого проекта. Например, о завершении строительства инфраструктуры, завода либо порта. Особые экономические зоны, согласно законодательству, создаются на 49 лет. Поэтому срок реализации проекта соответствует сроку существования особой экономической зоны.

Цена реализации и планируемая выгода

Сегодня резидентами промышленной особой экономической зоны «Лотос» выступают 16 компаний с проектами на сумму более 30 млрд рублей. Каждый год зона привлекает примерно по 2-3 новых резидента и, как сообщает пресс-служба ОЭЗ, будет это делать до тех пор, пока не заполнится вся территория.

Что касается новой портовой ОЭЗ, то уже на сегодняшний день подписаны соглашения о намерениях с инвесторами на сумму более чем 25 млрд рублей. Каждый год сумма проектов будет уточняться, количество резидентов увеличиваться. Естественно, проводились экономические расчеты для оценки целесообразности реализации проекта, ведь мультипликативный эффект складывается не только от деятельности резидентов и инвесторов обеих зон, но и компаний, задействованных в строительстве инфраструктуры, судоходных компаний, малого и среднего бизнеса, который будет оказывать услуги резидентам, таможенных платежей и так далее. Это значительные дополнительные поступления в бюджеты всех уровней.

На создание инфраструктуры портовой ОЭЗ, согласно ноябрьскому постановлению Правительства РФ № 1792, будет выделено поэтапно порядка 10 млрд рублей. Вместе с этим АО «ОЭЗ «Лотос» привлекает инфраструктурных инвесторов, потому что весь необходимый объем работ не может быть выполнен только силами государства.

Партнеры и участники

В особой экономической зоне «Лотос» каких-то главных и второстепенных ролей не существует, есть государство и управляющая компания, есть резиденты и инфраструктурные инвесторы. Среди резидентов – судостроительный завод «Лотос», который входит в Южный центр судостроения и судоремонта и в Объединенную судостроительную корпорацию, компания «Гекса-Лотос» (дочернее предприятие крупного российского производителя ООО «Гекса – нетканые материалы»), компания «Роза», которая входит в частный иранский холдинг Golrang, и другие.

Одним из партнеров проекта выступает ПАО «Газпром», которое в рамках сотрудничества с правительством Астраханской области по реализации программы газификации регионов России построит объекты газораспределения для ОЭЗ «Лотос».

Что касается портовой ОЭЗ, здесь еще на этапе создания появился якорный инвестор – ООО «ПЛК «Каспий» с проектом по строительству современного контейнерного терминала, стоимостью более 16 млрд рублей. 3 октября 2019 года между губернатором Астраханской области Игорем Бабушкиным и генеральным директором ООО «ПЛК «Каспий» Олегом Савченко было подписано соглашение о намерениях по реализации данного проекта.

Также подписаны соглашения о намерениях по реализации инвестиционных проектов в портовой ОЭЗ с рядом российских и иностранных компаний. В их числе международная компания, которая планирует реализовать проект по логистической деятельности на территории портовой ОЭЗ, иранская компания с проектом по производству оборудования для первичной переработки крупного рогатого скота и птицы, российская компания с проектом по организации центра антимикробной обработки растительного и животного сырья и другие. В настоящее время ОЭЗ «Лотос» ведет переговоры с разными российскими и иностранными компаниями. Высокий интерес к проекту проявляют компании из Германии, Средней Азии и стран Ближнего Востока.

Региональное судостроение

В ОЭЗ «Лотос» на сегодняшний день 5 резидентов судостроительной направленности и, как отмечалось ранее, есть якорный резидент – АО «ССЗ «Лотос». В планах по оздоровлению другой крупной верфи Астраханской области – судостроительного завода «Красные Баррикады» – значится расширение ОЭЗ «Лотос» на территорию завода. То есть он также войдет в Каспийский кластер и будет пользоваться теми же льготами и преференциями, что положительно скажется на его развитии. Сейчас этот завод является частью Южного центра судостроения и судоремонта ОСК.

Следует учитывать, что реализация проекта по созданию портовой ОЭЗ включает активизацию грузоперевозок в Каспийском море в рамках МТК «Север – Юг», что само по себе повысит спрос на сухогрузы и контейнеровозы, которые могут строиться на астраханских верфях. В настоящее время ОСК прорабатывается проект современного контейнеровоза большой вместимости для Каспийского моря.

Также одним из важнейших факторов развития грузоперевозок является состояние Волго-Каспийского морского судоходного канала, который подвержен заносимости и нуждается в ежегодном дноуглублении. Сенатор Геннадий Орденов на площадке «Транспортной недели» в ноябре прошлого года заявил, что для развития как портовой инфраструктуры в регионе, так и кластера в целом требуется строительство новых земснарядов. И кажется логичным разместить эти заказы именно на астраханских верфях. В пресс-службе ОЭЗ «Лотос» подтвердили эту необходимость, подчеркнув, что новая дноуглубительная техника будет привлекаться и при строительстве терминалов компании «ПЛК «Каспий» в портовой ОЭЗ. При создании новых причалов будет использоваться акватория существующего водного объекта – ильменя Забурунный, где дополнительно будут проведены дноуглубительные работы.

В свою очередь, это подтверждает Министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области, отмечая, что современный дноуглубительный флот необходим российской экономике для поддержания в нормативном состоянии внутренних водных путей и морских акваторий.

Движение в сторону обновления дноуглубительного флота началось в 2020 году. Тогда судостроительный завод «Лотос» приступил к строительству первых четырех современных высокопроизводительных земснарядов проекта 93.159 для нужд администраций Обь-Иртышского и Северо-Двинского бассейнов внутренних водных путей. По информации Министерства промышленности и природных ресурсов региона, в случае продолжения финансирования по лизинговым программам планируется строительство еще 16 земснарядов. Технический проект инновационных судов разработан нидерландской компанией Royal IHC – мировым лидером по проектированию и производству земснарядов. ОЭЗ «Лотос» надеется, что линейка таких судов будет расширена и следующие будут строиться с прицелом на Волгу. В настоящее время зона взаимодействует с компанией Royal IHC по локализации на ее территории производства дноуглубительного оборудования.

Таким образом, Каспийский кластер уже дает стимул развитию действующих судостроительных мощностей в Астраханской области, привлекает инвесторов в новые проекты судостроительной направленности, повышает спрос на новые сухогрузы и контейнеровозы, а также высокопроизводительные дноуглубительные суда.

Важное звено кластера

Важное звено Каспийского кластера – порт Оля. Напомним, порт расположен в 100 километрах южнее Астрахани, в дельте Волги, на 67-м километре Волго-Каспийского морского судоходного канала. Порт открыт для захода судов под иностранными флагами, здесь функционирует грузопассажирский пункт пропуска через госграницу, где осуществляют деятельность все необходимые службы и органы контроля.

В настоящее время в порту построены 12 причалов. Перегрузочная мощность их составляет около 4,3 млн тонн грузов в год, имеется возможность приема и хранения контейнеров, в том числе со скоропортящейся продукцией. В порту имеется автопаромный терминал для обслуживания паромов типа Ро-Ро. Протяженность действующих причальных сооружений – 1877 м.

За 2020 год в порту Оля перегружено 604,6 тыс. тонн грузов, что на 13,4% больше показателей аналогичного периода 2019 года. Основу грузооборота составляет зерно – 487,8 тыс. тонн.

В рамках портовой ОЭЗ якорным инвестором – ООО «ПЛК «Каспий» планируется обустройство существующих причалов № 8,9 порта Оля с установкой необходимого погрузо-разгрузочного оборудования. На втором этапе – строительство шести контейнерных и других терминалов в районе ильменя Забурунный (8 км южнее порта). Данные терминалы будут оборудованы современными высокопроизводительными подъемно-транспортными комплексами. В реализации проекта принимают участие европейские партнеры. Суммарный грузооборот оценивается в 7,9 млн. тонн к 2031 году.

Немецкая компания Hamburg Port Consulting оценила потенциальный грузооборот в 19 млн тонн к 2050 году и отметила важную роль проекта в увеличении товарооборота между западноевропейскими и среднеазиатскими странами.

Контейнерные перевозки и судоходство

По информации астраханского минпрома, в рамках развития МТК «Север – Юг» основной проект – это строительство современного контейнерного терминала на территории портовой ОЭЗ. Для развития контейнерных перевозок созданы Каспийские контейнерные линии, оперирует перевозками судоходная компания «Котлин», поставившая на линию два судна вместимостью 131 TEU. Этот контейнерный сервис работает на Каспии пока в тестовом режиме. Отгрузка первой крупной партии контейнеров состоялась в Астрахани в декабре прошлого года при участии руководства Минтранса России и Астраханской области.

На первых этапах это будут тестовые контейнерные перевозки с определенной периодичностью, которые по мере развития проекта и поддержки со стороны государств-участников станут регулярными. Целью является создание регулярной контейнерной линии с судозаходами в порты всех прикаспийских государств. Кстати, принятый в прошлом году комплекс мер по развитию транзитного потенциала МТК «Север – Юг» поднимает вопрос организации прямого морского сообщения между российскими портами на Каспии и портами Казахстана, Туркменистана, Ирана и Азербайджана.

Развитие портовой зоны в рамках Каспийского кластера предопределяет внимание к развитию регионального судоходства. Сегодня перевозить грузы в рамках МТК «Север – Юг» по территории России можно тремя видами транспорта – железнодорожным, автомобильным и водным. Активное включение в маршрут внутренних водных путей России от Санкт-Петербурга до Астрахани будет стимулировать социально-экономическое развитие более 10 регионов от Южного до Северо-Западного федеральных округов и значительно оживит судоходство в стране.

В целях развития судоходства в Волго-Каспийском морском судоходном канале планируются работы по строительству защитных сооружений. Их строительство в морской части позволит снизить заносимость канала, зарегулировать отток воды из русла. Проект предусматривает строительство 700 метров защитных сооружений в районе 148 км ВКМСК.

Кооперация и сотрудничество

ОЭЗ «Лотос», как и новая портовая особая экономическая зона, благодаря расположению в Астраханской области играет важную роль в развитии торгово-экономических отношений России с прикаспийскими странами. К продукции резидентов особой экономической зоны уже проявляют интерес компании из Казахстана, Туркменистана, Ирана и других странах.

Одним из ключевых партнеров «Лотоса» на Каспии является иранская свободная экономическая зона «Энзели». Руководство ОЭЗ «Лотос» подписало с иранскими коллегами ряд соглашений о сотрудничестве, а на полях 4-го заседания Рабочей группы по сотрудничеству в области промышленности Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству «Лотос» заключил трехстороннее соглашение о сотрудничестве с СЭЗ «Энзели» и СЭЗ «Чабахар».

Сотрудничество с крупным иранским холдингом Golrang позволило привлечь в «Лотос» первого иранского резидента – компанию «Роза», которая в настоящее время проектирует завод по производству бытовой химии, опираясь на международные стандарты качества и экологические требования.

По информации российской стороны, представители Исламской Республики Иран рассматривают реализацию инвестиционных проектов и в портовую ОЭЗ, у региона уже есть иранская компания среди потенциальных резидентов.

Также судоходные компании Ирана проявляют интерес к размещению заказов на строительство судов в ОЭЗ «Лотос». В прошлом году были организованы визиты представителей иранской стороны на одноименный судостроительный завод.

ОЭЗ «Лотос» была широко представлена на Первом Каспийском экономическом форуме в Туркменистане. Резиденты зоны договорились о сотрудничестве с туркменскими компаниями. В настоящее время обсуждается как поставка готовой продукции в Туркменистан, так и закупка туркменского сырья для производства продукции в ОЭЗ «Лотос». Причем «Лотос» надеется, что в 2021 году на Втором Каспийском экономическом форуме зона сможет закрепить сотрудничество с прикаспийскими странами и найти новых партнеров.

Также у ОЭЗ «Лотос» подписан меморандум о сотрудничестве СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» из Казахстана и СЭЗ «Хазарасп» из Узбекистана. На Первом форуме межрегионального сотрудничества между Россией и Республикой Узбекистан «Лотос» принимал участие вместе с резидентом зоны – компанией «Гекса-Лотос».

В рамках создания портовой ОЭЗ и развития грузоперевозок по МТК «Север – Юг» «Лотос» также ведет работу с логистическими компаниями, судовладельцами, представителями портов и экономических зон прикаспийских государств. Создана международная рабочая группа по координации и развитию МТК «Север – Юг», в числе участников которой представители Туркменистана, Ка­захстана, Ирана, а также Индии и Германии.

Морские вести России №5 (2021)

Баннер
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Советская Гавань
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021

15.06.2021

Транспортная политика

10.06.2021

Транспортная политика

07.06.2021

Транспортная политика