Настраивая общество и власть в интересах флота - Морские вести России

Настраивая общество и власть в интересах флота

22.04.2021

Транспортная политика

Настраивая общество и власть в интересах флота

Фото: ДПФ

Завершающее 2020 год заседание правления Общероссийского Движения поддержки флота (ДПФ) было посвящено подведению итогов, флотской профориентации молодежи, другим актуальным темам. Обменяться мнениями в штаб-квартире Движения собрались члены правления и представители Минпромторга, Объединенной судостроительной корпорации, Федерального агентства морского и речного транспорта, руководители профсоюзов, ректоры вузов, известные адмиралы, другие представители флотского сообщества нашей страны.

А. Сидоров

О двухсотлетии открытия Антарктиды

Несмотря на тяжелый из-за пандемии год, Движению удалось сделать немало в реализации планов и проектов. В своем докладе председатель Движения капитан 1-го ранга Михаил Ненашев особо отметил деятельность ДПФ по продвижению в общество, во власть темы двухсотлетия открытия Антарктиды русскими моряками, которая началась еще в 2010 году и многими, к примеру чиновниками и находящимися рядом с ними, тогда была воспринята если не в штыки, то равнодушно, вяло, однако постепенно общественное мнение удалось изменить. В Москве Движением вместе с Росморречфлотом, рядом других организаций была проведена большая, знаковая Всероссийская конференция, посвященная 200-летию открытия Антарктиды. В Волгограде, Воронеже, Нижнем Новгороде, Петербурге, Омске, Якутии силами региональных отделений ДПФ провели круглые столы на эту тему. Поднятая ДПФ флотская, геополитическая тема последнего великого географического открытия на планете, сделанного русскими моряками под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, прозвучала и звучит ныне в средствах массовой информации, была поддержана президентом и правительством.

В 2020 году три наших парусника совершили кругосветное плавание, приуроченное к исторической дате, в южные моря отправилось много яхт. Не все ставили задачу дойти до ледового континента. Сибирская яхта «Елизавета» перед походом прошла из Красноярска западным участком Северного морского пути, потом повторила путь шлюпов «Восток» и «Мирный» и с немалыми трудностями дошла до Антарктиды.

В конце года руководитель экспедиции Алексей Логинов в штаб-квартире ДПФ встретился с членами правления, представителями морской общественности, журналистами и рассказал о полном трудностей и опасностей путешествии. (Журнал «Морской флот» опубликовал в № 6 в прошлом году специальный репортаж об этом плавании.)

В минувшем году руководство, членов Движения вместе с представителями российской общественности можно было увидеть и у Кремля в Александровском саду, у Вечного огня на Могиле Неизвестного Солдата на возложении венков в День Победы над Японией, и в Измайлово, у памятника Петру Великому.

Дважды весомые пожертвования получил Флотский храм Николая Чудотворца, что на Лодочной улице в Москве.

Как всегда, деятельность Движения сочетала в себе работу и в столице, и в регионах России. Мероприятия проходили по всей стране. Благодаря взаимодействию ДПФ с другими организациями наши профессиональные флотские праздники отметили и в селах, и в городах. Успешно по многим направлениям поработали в этом году региональные отделения на Сахалине, в Приморье, в Нижегородской области и в Петербурге, в Московской области.

Пикуль на «Звезде»

Движение традиционно и активно участвует в воспитании молодежи. По сути, это единственная структура в России, занимающаяся пропагандой и продвижением маринистики. ДПФ регулярно проводит читательские конференции, устраивает кают-компании морских писателей, публицистов, в том числе на Красной площади в Москве, пополняет корабельные, судовые библиотечки и библиотеки вузов. Буквально вкладывает в руки курсантов и моряков книги Валентина Пикуля и Виктора Конецкого, произведения других достойных писателей, публицистов. Появились именные аудитории писателей в учебных заведениях. Не случайно традиционные Меньшиковские чтения – по литературному наследию Михаила Осиповича Меньшикова, моряка, публициста – проводятся в стенах вузов.

В минувшем году в июле в Петербурге, невзирая на пандемию, был открыт памятный знак в честь Валентина Пикуля, с участием представителей флота и городской общественности. Еще в девяностые годы прошлого века, в начале своей деятельности, ДПФ организовало народный сбор средств на достройку тральщика «Валентин Пикуль» на Средне-Невском заводе, который и сегодня в строю Черноморского флота. А ныне по инициативе Движения и благодаря решению руководства «Роснефти» заложен на верфи «Звезда» в г. Большом Камне Приморского края арктический танкер водоизмещением около 70 000 тонн, который получил имя любимого писателя моряков, речников, корабелов.

Теперь не приходится, как четверть века назад, с шапкой в руке собирать деньги на постройку кораблей и судов. Их строительство идет полным ходом на всех верфях России. Об этом в выступлении на заседании правления рассказал директор департамента судостроения и морской техники Министерства промышленности и торговли России Борис Кабаков.

С 2019 года объем судостроения вырос на 30%. Идет активное обновление флота. Причем это касается не только кораблей для ВМФ, для Морской пограничной береговой охраны. Пятьдесят судов для рыбаков – столько не строили даже в советские годы. Помимо них, сходят со стапелей ледоколы, транспортные и пассажирские суда. Объемы строительства будут только расти. На той же «Звезде» сейчас трудится 2500 человек, и число их должно вырасти до семи тысяч. И возникает вопрос: откуда их взять? Где подготовить? Как стимулировать школьников и абитуриентов средних специальных учебных заведений и вузов к выбору профессий, связанных с судостроением и работой на морских и речных судах? Именно этот вопрос и стал основным в работе декабрьского правления ДПФ.

Деньги по-прежнему главное, но есть и другое, тоже главное

Долгое время считалось, что главное для рабочего и инженера – хорошая зарплата. Этого в ряде мест добились. И выяснилась интересная вещь. Вышел он с этой зарплатой за ворота верфи в каком-либо из небольших городов и видит, что нет достойной социальной среды, учреждений культуры. И зачем тогда эти деньги? Складывать разве что на отпуск? Поработает он еще и видит, что в городе негде лечиться, детям непросто получить качественное образование. Подумает-подумает и решает переехать в один из культурных центров страны. Ведь у него уже есть и опыт, и квалификация, без работы и зарплаты не останется.

Вот и возникает новая проблема. Поэтому в легендарные питерские КБ «Малахит» и «Рубин» сегодня очередь выпускников. В провинции же вынуждены думать, как удержать на производстве молодежь, убедить школьников не покидать родного края, не уезжать учиться в столицы, а получать образование на месте и потом работать на местных заводах.

Выбираю флот и судостроение

Об этом говорил член правления ДПФ, первый ректор Севастопольского госуниверситета, а ныне ректор Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А. Соловьева, профессор Валерий Кошкин. Из 84 выпустившихся из рыбинских школ медалистов в городе остались лишь пятеро. Остальные уехали в Ярославль, Москву, Петербург. Из 900 школьников физику по ЕГЭ сдавали 159, иные и рады бы выбрать точные науки, но в их школах учителей физики просто нет, и это притом, что и количество отпущенных на нее часов в программе минимально.

С той же проблемой сталкиваются и на севере. Директор департамента управления персоналом ОСК Эдуард Бобрицкий сообщил, что Севмаш и «Звездочка», заботясь о подготовке кадров, договариваются о проведении уроков физики онлайн, а «вживую» проводят социальные уроки, на которые приходят мастера и инженеры из цехов завода. Несколько часов теории, и класс в полном составе отправляется на верфь. Школьники видят, как строят корабли, общаются с рабочими и инженерами. Понравилось – прямая дорога в один из специализированных судостроительных классов, в которых лекции читают преподаватели вузов.

Что же, получается, все замечательно? Вовсе нет. Инженеру и технологу часто трудно даже войти в школу. На словах все за, а начинаешь обговаривать выделение конкретных часов, согласовывать день визита, и появляются сложности.

Из соображений безопасности, чтобы пройти за ворота школы, нужно получать специальное разрешение. Парадокс! Проще попасть на верфь, на которой строят корабли для ВМФ, чем в среднюю школу!

Здесь же от судостроителей прозвучала просьба к региональным отделениям ДПФ о содействии в этом вопросе. И на заседании правления было принято решение о начале сотрудничества ДПФ, заводов и школ, управлений образования в этом направлении.

Судостроительные классы находятся в городах, где есть верфи. Другим же школьникам страны, доложил на заседании правления ДПФ представитель Объединенной судостроительной корпорации, предлагается участвовать в многочисленных онлайн-конкурсах на морскую тему с реальными призами, возможностью поехать в «Артек» и «Орленок» и даже получить главный приз – участие в походе на паруснике.

Ну а что же те, кто уже учится в колледжах? Профориентация не обошла и их, только здесь уже речь не о выборе профессии, а о совершенствовании мастерства, выявлении лучших. Говоря проще – под новыми вывесками, чаще всего импортными, проходят старые известные конкурсы «лучший по профессии». Есть важная особенность: каждый год конкурс проводится в новом колледже и перед этим в нем обязательно обновляется его материально-техническая база. Двадцать миллионов рублей, потраченных на это, дают студентам возможность показать мастерство на новейшем оборудовании.

Своим опытом в профориентации будущих моряков поделился и начальник отдела конвенционной подготовки, дипломирования и учебных заведений Федерального агентства морского и речного транспорта Андрей Сюткин.

Работа по профориентации отделом ведется с 2016 года. Морской координационный центр создан на базе Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Центр охватывает не только вузы, но и клубы юных моряков, морские классы в школах. На базе вузов создаются «навигацкие школы», уже после седьмого класса дети занимаются в них в стенах университета, врастают в его обстановку, ну и дальше учиться будут, несомненно, здесь.

Вернуться моряком

Программы профориентации рассчитаны на годы, но всегда ли выпускник колледжа или вуза будет работать по полученной специальности? А есть ведь и недельные или месячные программы с должным эффектом.

Ты победил в морском конкурсе? Показал хорошие знания и успехи в учебе? Тогда ты заработал право пройти на яхте от Севастополя до Новороссийска. Причем не пассажиром, а матросом, несущим вахту наравне со всеми. На второй день ты уже знаешь названия парусов, работаешь с такелажем, на третий забыл про ставшие бесполезными гаджеты, на четвертый – яхту потрепало штормом, а к концу недели ты уже не представляешь себе жизни без профессии моряка.

Такая возможность выйти в море под парусом должна быть у ребят во всех регионах.

Клуб «Семь океанов» из Приморского края обратился к президенту с просьбой помочь с прохождением парусной практики. Их услышали. Первая шхуна для этих целей приобретена Росморпортом и вскоре придет во Владивосток.

Воспитание словом и делом

Такой вот пример краткой, но очень эффективной ориентации для молодежи. К сожалению, пример может быть не только положительным. Иногда одним действием можно перечеркнуть годы работы по патриотическому воспитанию. Школьнику или курсанту рассказывают про подвиг тех, кто защищал его землю. Перед ним выступают ветераны, его возят на места боев, к братским могилам, на которые он возлагает цветы. На Пискаревское кладбище в Петербурге или на Сапун-гору в Севастополе.

А потом он видит, как на стене дома в Петербурге появляется памятная доска финскому (!) маршалу Маннергейму. Он был участником блокады Ленинграда – только со стороны немецко-фашистских захватчиков. Или наблюдает, как в Севастополе, где нынешний губернатор города славы русских моряков преклоняет колено при пышной церемонии перезахоронения останков напавших в 1854 году на нашу Родину французских захватчиков! Хотя, согласно законодательству России, иностранные военнослужащие подлежат захоронению без воинских почестей – почетный караул и салют не предусмотрены, Гимн России не исполняется, и музыкальный символ Севастополя – песня «Заветный камень», посвященная героям второй обороны Севастополя, также не к месту.

И некому ведь объяснить ему, что если бухаться на колени перед всеми, кто к нам с мечом приходил, то никаких колен не хватит. И это неприемлемо! За такое поведение надо отвечать! А в это время в Европе, как и ранее, потерявшие совесть потомки спасенных народов сносят памятники советским освободителям от нацизма.

Искреннее уважение к нашим героическим предкам, проявляемое в общественной, государственной жизни страны, действительно формирует умы и сердца нынешней молодежи. Только надо работать не по-казенному, а потому что это необходимо для пол­ноценного развития России. И вот в этом направлении, с действительной заинтересованностью, как и по другим важнейшим планам, будет осуществляться работа ДПФ во взаимодействии со всеми, кто хочет и может быть полезным нашему Отечеству.

Х      Х      Х

Наступивший 2021 год в деятельности Общероссийского Движения поддержки флота особенный: 10 сентября ДПФ исполнится 30 лет со дня создания организации. Запланировано много позитивной работы. В этом суть Движения, иначе оно не просуществовало бы тридцать лет. Из десятков общественных организаций, в 1991 году связывавших себя с флотом, ДПФ осталось единственной. И не только сохранилось, но активно, масштабно работает, о чем можно судить хотя бы по представленному материалу с одного только заседания правления, и развилось во влиятельное общественное объединение страны с отделениями в 63 регионах России. И это объединение способно работать в интересах флота, поддерживать его, представлять запросы в любых кабинетах. Оказать помощь всем, от матроса до адмирала.

А то, что не было сделано в году минувшем из-за пандемии, – оно планирует выполнить в 2021 году. У Движения большие планы конкретной работы на благо флота, на океанские перспективы России.

Морской флот №1 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика