Двадцать часов хода - Морские вести России

Двадцать часов хода

15.03.2021

Транспортная политика

Все войны заканчиваются миром

Железнодорожно-морское сообщение Таганрог – Сухум

Фото: nerealka.ru

Президент РФ В.В. Путин поручил в декабре 2019 г. подготовить предложения по разгрузке транспортных наземных маршрутов на прибрежном участке между Туапсе и Сочи. Морской паром есть наиболее эффективное решение этой проблемы. В том числе и для развития транспортных связей действующих и будущих членов ЕврАзЭС.

В.С. Збаращенко, вице-президент Международной академии транспорта, ветеран морского флота

Предпосылки

– Завершено строительство объездной железной дороги, исключающей заход транзитных поездов, следующих из северных регионов России в Ростов-Таганрогском направлении (и обратно), на территорию Украины.

– Существует, но не реализован проект развития порта Таганрог (допустимая проходная осадка судов 4,5 метра) за счет использования акватории Миусского лимана, расположенного к западу от Таганрога и позволяющего довести осадку судов до 5 метров с благоприятными условиями для увеличения оперативной территории порта и привлечения грузопотоков ЛНР и ДНР.

– Расстояние Миусский лиман – Сухум – 400 миль или 20 часов хода для паромов.

– Примерные характеристики модернизированного парома типа «Клайпеда»: длина 200-220 метров, ширина 34 метра, осадка при полной загрузке 5,0 метра, ледовый класс Л3, скорость до 22 узлов, вместимость до 120 вагонов или адекватное количество автотранспорта на главной и верхней брызгозащитных палубах всего 2000 погонных метров, 200 каютных пассажиров. Двухъярусная кормовая накатная загрузка/выгрузка вагонов (6 желдорпутей русского стандарта 1520 мм) и колесной техники. Дизель-электроход, два кормовых винта, носовое и кормовое подруливающие устройства).

– Природные ограничения по загрузке для железной дороги по Кавказской Ривьере между Новороссийском и Сочи.

– Железная дорога члена ЕврАзЭС Армении передана в концессию РЖД на 30 лет.

– Грузопотоки, тяготеющие к паромному сообщению Таганрог – Сухум: из/на Россию, ДНР, ЛНР, Белоруссию для Сочи/Адлера, Абхазии, Грузии, Армении и обратно, альтернативный вариант транспортных маршрутов через Кавказский хребет в сезон снежных заносов.

– Совмещение автопутешествий и круизов с морской прогулкой.

– Круговой рейс каждого парома 3 суток, всего на линии работают 3 парома, обеспечивающие ежесуточную частоту отходов из каждого порта.

– Техническое обслуживание судов в Таганроге или на АО «СЗ «Залив» в период с января по март.

– Флаг судов – Россия, экипаж в основном граждане России, порт приписки – Таганрог.

– Судовладелец – судоходная компания в Москве (с участием РЖД), владелец и оператор терминала в Миусском лимане – порт Таганрог, в Сухуми – совместная акционерная компания, например, порт Сочи (51%) и порт Сухум (49%) на основе государственно-частного партнерства с местными деловыми структурами.

– Букинг – центр по перспективной и оперативной загрузке паромов – в Москве в составе судоходной компании с отделениями в Сочи, Таганроге и Ереване.

Цели и задачи транспортного комплекса

Кроме развития внутреннего и международного рынка сотрудничества, экспорта транспортных услуг и обслуживания населения создать условия для перехода от конфронтации постперестроечного периода к восстановлению нормального союза транспортных отраслей сопредельных стран и созданию новых рабочих мест в Абхазии, Грузии и Армении с потенциалом новых прямых международных транспортных связей с Ираном, Ираком, Сирией и Турцией на юге и транзитных с Польшей и Скандинавией на севере в рамках транспортного коридора «Север – Юг».

Проектирование и строительство паромов – АО «СК «Ак Барс», АО «СЗ «Залив» в Керчи, заказчик – ГТЛК при Минтрансе РФ с передачей в долгосрочную аренду (бербоут-чартер) судоходной компании в Москве.

Стартовые мероприятия

– СК «Ак Барс» готовит оценку стоимости постройки и основные характеристики паромов на уровне индикации, включая нормативы расхода бункера.

– По заявке СК «Ак Барс» Международная академия транспорта готовит совместно с РЖД и Морским проектным институтом экономическое обоснование проекта, уделив первостепенное внимание изменению транспортных железнодорожных и автомобильных связей российских регионов с Сочи, Адлером и Абхазией через порт Сухум или прилегающие бухты побережья Абхазии.

Незначительное удлинение маршрута (до 120 км по территории низменной равнины Абхазии) снимет нагрузку и снизит расходы на ремонт железнодорожного полотна и горных участков автодорог Туапсе – Сочи, будет компенсировано оптимизацией транспортной логистики внутри Сочи и создаст благоприятные социально-экономические предпосылки для развития экономики Абхазии в сотрудничестве с Россией.

– При условии положительных результатов экономического обоснования и согласования проекта с соответствующими федеральными инстанциями РФ и Абхазии – переговоры с ГТЛК (заказчик паромов) и решение вопросов корпоративного строительства и создания структур управления судоходной компании и портовых терминалов.

Туризм и охрана здоровья

При остром дефиците не только пропускных способностей морских портов на юге России, но и природного потенциала для туризма и восстановления здоровья граждан сотни километров субтропических пляжей от Адлера до границы с Грузией вместе с бывшей советской инфраструктурой санаториев и домов отдыха в дружественной России Абхазии не используются и разрушаются безжалостным временем.

В то же время, по информации Ростуризма, в 2019 году граждане РФ потратили на внешний туризм десятки миллиардов рублей. Особенно остро обозначилась проблема морского отдыха и санаторно-курортного лечения в условиях пандемии, которая по прогнозам есть забота не на один год.

Руководство Абхазии однозначно поддерживает предложения по созданию морского паромного сообщения Таганрог – Абхазия (условно – Сухум) и, безусловно, заинтересовано в его создании и восстановлении бывшей советской инфраструктуры курортного комплекса. Реализация этих проектов – залог долгосрочного решения проблемы обеспечения работой местного населения и активизации экономики Абхазии.

Поэтому проблема прежде всего в решении задачи переключения финансовых потоков, расходуемых на зарубежные путешествия, на возрождение бывшего советского курортного комплекса в Абхазии, подготовки предложений по выполнению поручения президента РФ по решению транспортных проблем на участке Туапсе – Сочи за счет переключения основного грузопотока на паромное сообщение Таганрог – Сухум для Сочи и Абхазии, а также транзитных грузов Грузии, Армении, Азербайджана и Турции (до города Карс по железной дороге русского стандарта 1520 мм) и автотранспорта в зимнее время вместо пересечения транскавказского пути в периоды снежных заносов горного перевала Ларс.

Кроме этого, паромное сообщение обеспечит прямые бесперевалочные транспортные связи внутри союзного экономического объединения Армения (включая Карабах) – Россия – Белоруссия, включая Финляндию и другие страны прибалтийского региона.

При одновременном выполнении задачи, поставленной президентом РФ по снижению нагрузок на железную дорогу и автотрассы на участке Туапсе – Сочи, в разы снизятся расходы федбюджета и на строительство сухопутной объездной дороги.

Инвестиции в паромный комплекс – 3 парома около $300 млн и 2 паромных береговых комплекса около $200 млн, то есть всего около $0,5 млрд или 37 млрд рублей против сухопутного варианта в 1,4 трлн рублей!

Морские вести России №1 (2021)

Баннер
Газпромбанк
Camco
Советская Гавань
Тенденции в управлении портовым бизнесом
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021

15.06.2021

Транспортная политика

10.06.2021

Транспортная политика

07.06.2021

Транспортная политика

04.06.2021

Транспортная политика