Пылящий вопрос - Морские вести России

Пылящий вопрос

15.02.2015

Морские порты

Станет ли экологический фактор частью экономики перевалки навалочных грузов в морских портах?

Перевалка в морских портах угля, руды, химудобрений и других пылящих грузов сопровождается твердыми выбросами в атмосферу. В связи с этим в экологических целях операторы морских терминалов (юридические лица) обязаны контролировать эти выбросы и обеспечивать их предельно допустимые нормы.

Особенно серьезно проблема загрязнения атмосферного воздуха сегодня стоит в портах Приморского края в связи с возрастающими объемами переработки угля, что вызывает недовольство местного населения. Попытка приморских парламентариев решить ее радикально путем введения законодательного запрета на открытую перевалку угля потерпела фиаско, но заставила задуматься о других вариантах стимулирования владельцев угольных терминалов повышать экологическую безопасность погрузочных работ, а в будущем даже сделать экологию не только одним из факторов экономики перевалки навалочных грузов, но и одним из способов повышения ее эффективности.

Галина Музлова

 

Пыление и его последствия

Интенсивность загрязнения окружающей среды зависит от объемов и физико-химических свойств перегружаемых в портах пылящих грузов, используемого способа перегрузки и степени технологической защищенности. Наиболее интенсивным пылением сопровождается перевалка сыпучих грузов открытым способом с применением грейферной погрузки, прямой погрузки «вагон – трюм судна» и т.п. Нарушение технологий, условий перевалки и предельно допустимых норм выбросов приводит к повышенному загрязнению атмосферного воздуха твердыми аэрозолями, вредные вещества также оседают на прилегающей акватории и почве, что создает угрозу здоровью людей, приводит к деградации растительного и животного мира и т.д.

В городах, расположенных вблизи крупных угольных терминалов, нередко экологическая ситуация схожа с таковой в шахтерских поселениях: угольная пыль распространяется повсеместно, нанося ущерб окружающей среде. Бывают и разовые выбросы, которые переносятся ветром в селитебную зону городов.

Так, весной 2011 года в Находке часть акватории порта оказалась накрыта толстым слоем угольной пыли. Проведенные после сообщений в СМИ Роспотребнадзором лабораторные исследования также показали двойное превышение концентрации неорганической пыли в воздухе возле жилых домов, расположенных в 300 метрах от портовой территории. Весьма показательно, что нарушения технологического цикла по перевалке навалочных грузов неоднократно выявлялись инспекцией самих портовых терминалов в порту Находка.

В 2012-2013 годах уполномоченными федеральными органами исполнительной власти были возбуждены административные производства по факту превышения нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух по неорганической пыли при перегрузке угля в отношении одного из операторов во Владивостокском порту.

От жителей поселков Ванино, Токи и Октябрьский неоднократно поступали сообщения о приносимой с терминала ветром угольной пыли и жалобы на ухудшение здоровья, в прошлом году в Ванино прошел экологический митинг против многолетнего загрязнения угольной пылью. Перспектива расширения угольных мощностей в порту Ванино, по мнению экологов, может еще больше повысить социальную напряженность в районе.

Регулярно поступают жалобы со стороны общественности и экологический организаций на угольный терминал в Мурманском порту.

«В Мурманском морском торговом порту перевалка угля осуществляется открытым способом практически в центре города, – говорит директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов. – В августе 2013 года мы выступили с официальным обвинением ММТП в загрязнении 2/3 территории города Мурманска угольной пылью. Руководство порта тогда собиралось подать в суд на «Зеленый патруль», но в начале 2014 года нас поддержали областные власти и организация «НИИ Атмосфера», которая в ходе проведенного исследования доказала, что 63% угольного загрязнения в Мурманске приходится на перевалку угля».

Впрочем, здесь стоит сказать, что оценки исследовательских организаций в отношении степени воздействия угольных терминалов на окружающую среду, могут сильно разниться. Так, согласно исследованию, которое проводил в 2013 году Центр лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ) по Мурманской области по идентификации источников «черного налета» в городе, угольный терминал ММТП является только локальным загрязнителем. Наличие большой доли угольной пыли в пробах обнаружено в 2 точках из 19, в районе порта. Остальные пробы идентифицированы как сажа от сжигания жидких видов топлива.

 

Способы минимизации

Все способы минимизации пыления при перегрузке сыпучих и навалочных грузов можно условно разбить на три группы:

1. Технологические мероприятия, включающие рациональное размещение оборудования и выбор оптимального технологического режима перегрузки (например, уменьшение числа промежуточных узлов и мест перегрузки материала, минимизация перепада в местах перегрузки).

2. Увлажнение перегружаемых грузов, а также паро- и пенообеспыливание. Наряду с увлажнением водой применяется увлажнение водным раствором со специальными добавками поверхностно активных веществ, связывающих пыль.

3. Аспирация, укрытие технологического оборудования и мест интенсивного пылеобразования.

Обычно в портах, переваливающих навалочные грузы, применяется комплекс мер, направленный на снижение пыления. Рассмотрим его на примере ОАО «ММТП», через причалы которого ежегодно перегружается более 13 млн тонн угля (76% грузооборота порта), а также значительные объемы апатитового концентрата.

Для снижения загрязнения атмосферного воздуха угольной пылью в ММТП с 2010 года применяется система орошения с портальных кранов, а с 2013 года в дополнение к ней введена в эксплуатацию мобильная туманообразующая установка на автоприцепе для орошения штабелей и пылеподавления в точках перегрузки угля. Проблема с пылением апатитового концентрата здесь решается установкой на судопогрузочную машину специальной пылеподавляющей насадки и внедрением системы аспирации.

Кроме того, в ММТП ежегодно пересматриваются технологические карты перегрузки всех сыпучих грузов, совершенствуется схема, ограничивающая грузовые операции вплоть до остановки грузовых работ при направлении ветра в сторону города. Также для сокращения пылеобразования ежегодно проводятся плановые ремонты и восстановление технических характеристик перегрузочного оборудования (например, уплотнения грейферов), в летнее время на территории порта организована круглосуточная поливка складских территорий.

Как сообщили в пресс-службе ММТП, в планах компании – установка по периметру штабелей угля 7-и стационарных туманообразующих пушек, которые будут создавать завесу между городом и штабелями. Их ввод в эксплуатацию запланирован на вторую половину 2014 года. Аналогичные пушки уже работают на угольном терминале в порту Туапсе.

В случае если методы по минимизации пыления правильно подобраны в соответствии с объемами и видами перегружаемых пылящих грузов, климатическими и рельефными особенностями местности расположения терминала и ближайших населенных пунктов – они дают неплохой эффект, о чем свидетельствует мировой опыт.

«В настоящее время в мире доминируют угольные терминалы открытого типа. Большинство из них эффективно функционирует и при этом оказывает приемлемое влияние на окружающую среду благодаря проведению мероприятий, направленных на снижение пыления, – говорит Сергей Семенов, директор по развитию ООО «Морстройтехнология». – Вместе с тем, при высокой концентрации терминалов на относительно небольшой территории и при постоянном росте объемов перевалки эти методы могут оказаться неэффективными, и в этом случае встает вопрос о более радикальном решении проблемы с угольной пылью».

Именно такая ситуация наблюдается сейчас в Приморье.

 

Закрытая перевалка: за и против

Близкое друг к другу расположение угольных терминалов в Приморском крае при постоянном росте грузопотока угля в ответ на рост его спроса со стороны АТР в последние годы осложнило экологическую ситуацию в портовых городах, что привело к недовольству населения. В связи с этим в конце 2013 года депутаты Законодательного собрания Приморского края выступили с законодательной инициативой о закреплении нормы перевалки в морских портах опасных пылящих навалочных грузов только с использованием специализированных перегрузочных комплексов, оснащенных герметизированным погрузочно-разгрузочным оборудованием и крытыми грузовыми складами.

После того, как Годума РФ отвергла это предложение, отметив, что закрытая перевалка приведет к существенному увеличению финансовых затрат хозяйствующих субъектов, приморские парламентарии доработали законопроект и в конце апреля этого года повторно представили его в Госдуму. Теперь речь идет о том, чтобы законодательно закрепить только погрузку и выгрузку угля закрытым способом, а территории складирования пылящих навалочных грузов оборудовать заграждениями (высокими стенами или заборами), которые будут препятствовать распространению угольной пыли за пределы терминалов.

 «Прежде всего надо понимать, что угольный терминал не может быть полностью закрытым, – объясняет Сергей Семенов. – На терминале традиционно присутствуют несколько точек  пыления: станция разгрузки железнодорожных вагонов и транспортная система, склад угля и место погрузки угля на судно. Первый объект «закрыть» относительно просто, и это уже сделано на многих специализированных терминалах, оборудовать крытый склад – хоть и затратно, но тоже можно, а вот точку погрузки угля на суда сделать закрытой технологически невозможно, и она всё равно останется источником пыления».

То есть, когда говорят о закрытом угольном терминале, в первую очередь имеют в виду закрытый склад угля. Ликвидированный таким образом основной источник пыления, на первый взгляд, вроде бы снижает степень вредного воздействия терминала на окружающую среду, но есть одно «но»: уголь в закрытом помещении взрывоопасен, что требует серьезных мер по обеспечению взрыво- и пожаробезопасности закрытого склада. По мнению С.Семенова, угроза возникновения техногенных проблем в этом случае несет в себе не меньше рисков, чем пыление открытого склада с углем.

Ещё один существенный минус сооружения закрытых складов угля в портах – их высокая стоимость. В среднем, по оценке экспертов ООО «Морстройтехнология», сооружение терминала с закрытым складом обойдется в 1,5-2 раза дороже, чем строительство обычного открытого терминала. «В этом случае стоимость перевалки российского угля тоже вырастет минимум в 1,5 раза – рассуждает С.Семенов. – Сейчас России на мировом рынке и так приходится довольно жестко конкурировать со странами-поставщиками угля, у которых издержки на его добычу и транспортировку гораздо ниже. А в случае законодательного закрепления сооружения закрытых складов в портах, уголь просто-напросто не будет возможности экспортировать».

По словам эксперта, хорошей альтернативой сооружению закрытых угольных складов является применение технологии ветрозащитных стенок, которая уже получила распространение в Канаде, Китае, Японии и других странах. Ее суть заключается в изготовлении и установке стенок с параметками (высота, размер отверстий и т.д.), рассчитаными по специальной методологии, которые «сбивают» поток ветка и препятствуют распространению пыли за пределы терминала. «Этот метод хорош тем, что он имеет все плюсы закрытого склада, но не имеет его минусов, поскольку взаимодействие угля с воздухом исключает угрозу взрыва угольной пыли», – считает С.Семенов.

По мнению эксперта «Морстройтехнологии», главной целью борьбы с пылением при перегрузке угля в портах является поддержание показателей выбросов пыли на границах санитарной зоны терминала ниже установленных критических значений, а вовсе не законодательное закрепление методов, посредством которых та или иная концентрация пыли может быть достигнута. Вполне возможно, именно такую позицию в итоге и займет российское законодательство.

«Нормы допустимого воздействия на окружающую среду сейчас очень щадящие для компаний, – комментирует ситуацию Р.Пукалов. По его мнению, необходимо их ужесточать в 2-3 раза, во столько же необходимо увеличить и штрафы за объемы выбросов выше этих норм.

Бизнес при этом считает, что требования действующего законодательства об охране атмосферного воздуха позволяют не только обеспечивать экологическую безопасность перевалки и контроль за ней, но и принимать меры по модернизации портового оборудования и внедрению новых технологий, способствующих  уменьшению вредных выбросов в атмосферу.

Вероятно, истина лежит где-то посередине, но при этом нельзя отрицать, что экологическая ответственность бизнеса по перевалке угля растет, пусть не такими темпами как хотелось бы, но всё же...

 

Экология как часть экономики

Подтверждением этой тенденции могут служить как уже внедрённые современные технологии перевалки угля на специализированных терминалах (порты Усть-Луга, Ванино, Посьет), предусматривающие устранение пыления при выгрузке из вагонов и погрузке в трюм судна, так и намерения инвесторов по внедрению высокотехнологичного оборудования, которое обеспечит минимальное воздействие на окружающую среду при перевалке угля на планируемых к строительству угольных терминалов в Приморье. В частности, предполагается, что угольный терминал на берегу бухты Суходол мощностью до 20 млн тонн угля в год будет иметь закрытые места перевалки и хранения угля, проектирование которых уже начато. Терминал закрытого типа планируется соорудить и в порту Находка, снабдив его бетонными емкостями высотой более 50 метров для хранения угля, которые исключат пыление.

Стимулируют внедрение новых технологий и дискуссии подобные той, что состоялась в середине апреля в Москве на круглом столе «Порт – железная дорога: формирование единой логистической системы», на которой разговор шел о критериях допуска партий угля к перевалке в порту. «В случае возникновения очередей железнодорожных составов к портовым терминалам было предложено в первую очередь переваливать уголь на тех терминалах, где используются методы, минимизирующие пыление, – говорит Софья Каткова, руководитель проектов ООО «Морстройтехнология», – а терминалы, нарушающие экологическое законодательство, должны, образно говоря, подвергнуться остракизму – не в законодательном, а в общественном смысле. Уверенности в том, что такая схема может быть реализована в ближайшее время, нет, но показателен сам факт обсуждения возможности превращения экологии перевалки в критерий очередности подвоза грузов к портам в условиях острейшей проблемы нагрузки на инфраструктуру».

По мнению эксперта, в будущем экология могла бы стать частью экономики угольной перевалки по западному образцу, когда независимые инспекторы в ходе осмотра выдают заключение об экологическом состоянии терминала, а оно служит для грузовладельца своего рода «ключом» при принятии решения, работать через этот терминал или нет (в случае, если есть выбор).

Хорошим примером в этом плане может служить нефтяная отрасль, где одним из условий для увеличения объемов перевалки нефти и нефтепродуктов стало получение международного статуса «BP Improved». Экологические критерии уже прочно вошли во внутренние стандарты работы нефтяных компаний и морских терминалов по перевалке нефти и нефтепродуктов, тогда как угольной отрасли пока только предстоит всё это освоить и ввести в практику.

 

Морские порты №4 (2014)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

14.05.2024

Транспортная политика

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика