Проблемы реализации транспортных программ и проектов в России
13.05.2024
Транспортная политика
Фото projects.mintrans.ru
На основе анализа законодательных актов, аналитических документов, изучения научных публикаций в статье охарактеризована реализация проектов в сфере транспорта в Российской Федерации. В условиях необходимости стратегического управления при реализации программ и проектов проанализировано финансовое обеспечение приоритетного проекта «Безопасные качественные дороги» и национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» по годам и по источникам финансирования. Отмечено несоответствие финансирования, запланированного в паспорте национального проекта и в сводной бюджетной росписи, что в перспективе может привести к невозможности его своевременной реализации в полном объеме.
О.А. Халтурина, доцент Новосибирского государственного университета экономики и управления, к.э.н.
Н.Е. Терешкина, доцент Сибирского государственного университета путей сообщения, к.э.н.
Стратегическое планирование и управление
Стратегическое государственное управление в Российской Федерации прошло основные этапы своего становления, которое завершилось с принятием в 2014 году Федерального закона №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Оптимизация и дальнейшее развитие этого процесса в государстве происходят непрерывно. Это связано с несовершенством практической разработки и реализации большинства стратегических документов.
Так, в работах отечественных авторов А.В. Тебекина, Р.Н. Шпаковой, Д.И. Городецкого и других выделяются следующие негативные аспекты: низкий уровень достижения поставленных стратегических целей по итогам реализации Стратегии-2020; несоблюдение принципов стратегического планирования и иерархичности законодательно-нормативных актов; временные и содержательные разрывы в долгосрочных плановых документах, их несвязность между собой; неточные или крайне ничтожные ожидаемые целевые результаты; отсутствие на федеральном уровне мониторинга и контроля результатов реализации региональных и муниципальных стратегий и пр.
Таким образом, чрезвычайно актуальной выступает система построения слаженного стратегического государственного управления, которая, на взгляд авторов, должна представлять собой согласованный и скоординированный процесс, состоящий из следующих этапов: 1. стратегический анализ внешних и внутренних факторов; 2. формирование на основании проведенного анализа соответствующих прогнозов; 3. разработка взаимосвязанных целей и стратегических альтернатив развития; 4. выбор из альтернатив наилучших вариантов и разработка стратегий на трех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном) с четкой привязкой к целевым показателям и итоговым результатам; 5. реализация стратегий с применением централизованных процедур мониторинга, корректировки и контроля; 6. оценка результатов и учет их в последующем долгосрочном планировании.
Соответственно, весь процесс стратегического государственного управления распадается на два основных блока: стратегическое планирование (этапы 1-4) и оперативное управление (этапы 5-6).
Практическое внедрение стратегического государственного управления формируется в виде соответствующих стратегий, которые, в свою очередь, распадаются на документы среднесрочного и краткосрочного планирования, вся перечисленная совокупность создает механизмы реализации долгосрочного управления.
Стратегии детализируются и внедряются с применением проектно-ориентированного подхода в управлении в форме соответствующих государственных программ (Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 г. №786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации») и проектов (Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 г. №1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»). Рассмотрим более детально этот процесс на примере отдельных государственных программно-проектных документов.
Детализация и внедрение стратегий
На сегодняшний день в России реализуется достаточно много государственных программ (ГП), национальных проектов (НП), приоритетных программ и проектов (ПП). Все эти документы являются документами стратегического планирования. Часть из них имеет схожие названия и цели, практически дублируя друг друга. Так, приоритетный проект «Безопасные качественные дороги» в своем составе не имеет федеральных проектов. А в состав национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» входят такие федеральные проекты, как:
1. Региональная и местная дорожная сеть;
2. Общесистемные меры развития дорожного хозяйства;
3. Безопасность дорожного движения;
4. Автомобильные дороги Минобороны России;
5. Развитие общественного транспорта;
6. Развитие федеральной магистральной сети.
Первые четыре федеральных проекта со сроком реализации декабрь 2024 г. входили в структуру национального проекта изначально, а вот последние два были разработаны и включены в НП позже. Срок реализации проектов продлили до конца 2025 г., а для ФП «Развитие общественного транспорта» – до конца 2030 г.
Судя по названиям, национальный и приоритетный проект имеют много общего. Настолько много общего, что на сайтах министерств путаница в названиях, суммы финансирования также отличаются от сайта к сайту. Так, например, на сайте Минтранса России национальный проект носит название приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». В то же время, если проект с таким названием является национальным, то зачем нужны два национальных проекта, названия которых отличаются только одним словом – автомобильные? Может быть, в стране слишком много проектов, если профильное министерство не видит между ними разницы?
Целевые показатели ПП «Безопасные качественные дороги» и НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги» также очень схожи (табл. 1).
Табл. 1. Сравнение целевых показателей НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и ПП «Безопасные качественные дороги»
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» |
Приоритетный проект «Безопасные качественные дороги» |
---|---|
Доля дорожной сети в нормативном состоянии, % |
Доля протяженности дорожной сети городских агломераций, соответствующих нормативным требованиям, % |
Количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на дорожной сети, % |
Снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, % |
Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, % |
Доля протяженности дорожной сети городских агломераций, работающих в режиме перегрузки в час пик, % |
|
Доля граждан, отметивших улучшение ситуации на дорожной сети городских агломераций, % |
Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, % |
|
Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях человек, на 100 тыс. населения |
|
Доля контрактов на осуществление дорожной деятельности, предусматривающих использование новых технологий и материалов, % в общем объеме новых государственных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог |
|
Доля контрактов на осуществление дорожной деятельности, предусматривающих выполнение работ на принципах контракта жизненного цикла, предусматривающего объединение в один контракт различных видов дорожных работ, % |
|
Доля автомобильных дорог Минобороны России, соответствующих нормативным требованиям, % |
|
Первые три целевых показателя национального и приоритетного проектов совершенно идентичны. Целевые показатели НП гораздо шире. Так, например, в качестве одного из целевых показателей он предлагает оценку использования инновационных материалов, включенных в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения при осуществлении дорожной деятельности, что способствует развитию инноваций в дорожном строительстве и экономии материальных ресурсов. Объединение в один контракт различных видов дорожных работ позволит экономить финансовые ресурсы заказчика работ в лице Минтранса России.
Современный подход в стратегическом государственном управлении, реализуемый в нашей стране, обусловлен принятием Постановления Правительства РФ от 26.05.2021 г. №786 «О системе управления государственными программами РФ». Постановление предопределило новый порядок разработки, реализации, мониторинга и оценки эффективности государственных программ РФ. Прежде всего, в документе отмечается, что ГП является документом стратегического планирования, который получил повсеместное применение в России благодаря Федеральному закону от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Если до 2021 года при реализации государственных программ налицо было смешение проектных и процессных мероприятий, проявляющееся в отсутствии конкретных результатов использования бюджетных средств, актуализация ГП один раз в год в соответствии с законом о бюджете на соответствующий год, их формирование, согласование и утверждение на бумажном носителе, то начиная с 2022 года ситуация коренным образом изменилась. Проектные и процессные подходы обособляются в отдельные структурные элементы ГП, в которых указываются конкретные результаты, соответствующие направлениям расходов. Если изменяется структура бюджетных расходов, то, соответственно, должны быть изменены и государственные программы. Также в соответствии с развитием цифровых технологий формирование, согласование и утверждение ГП осуществляется в электронном виде.
Постановление №786 выделяет два типа государственных программ: в рамках конкретной отрасли или сферы социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ либо ГП межотраслевого или территориального характера, затрагивающие сферы реализации нескольких государственных программ (комплексная программа – КП). Рассматриваемые проект и программа, безусловно, относятся к первому типу государственных программ – к программе в рамках конкретной отрасли. Разработка и реализация ГП осуществляется на ряде принципов, одним из которых является выделение в структуре КП проектов и процессов, реализуемых непрерывно либо периодически.
Красной нитью в постановлении отражается деление ГП на проектную и процессную части. Мероприятия проектной части ГП характеризуются конечным сроком реализации и появлением новых, качественных результатов. В свою очередь, мероприятия процессной части совершаются непрерывно, постоянно возобновляясь с определенной частотой, но теоретически заканчиваться не должны. Предполагаемые мероприятия должны иметь контрольные точки, благодаря которым можно оценить ход процессов.
НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и федеральные проекты, в него входящие, вполне справедливо оценить как проектный документ определенными результатами, измеряемыми в процентах, километрах и т.д. В свою очередь, ПП «Безопасные и качественные дороги» имеет проектную и процессную части. Реализация проектной части оценивается такими показателями, например, как доля протяженности дорожной сети, а показатели процессной части, или этапы, имеют контрольные точки, благодаря которым оценивается ход процессов.
Табл. 2. Структура финансирования ПП «Безопасные качественные дороги» по видам источников, млрд руб.
Виды источников |
2017 |
2018 |
2019 |
2020-2025 |
Всего |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Федеральный бюджет |
31,3 |
31,3 |
30,0 |
180,0 |
272,6 |
|
Бюджеты субъектов РФ |
34,3 |
33,7 |
30,0 |
180,0 |
277,6 |
|
Итого |
65,6 |
64,9 |
60,0 |
360,0 |
550,6 |
|
Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282632/ |
Табл. 3. Структура финансирования НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги» по видам источников, млрд руб.
Источники финансирования |
Объем финансового обеспечения по годам реализации |
Всего |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||
Федеральный бюджет |
129,7 |
104,3 |
137,4 |
23,9 |
23,2 |
22,4 |
440,9 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
478,3 |
550,9 |
631,5 |
722,0 |
822,2 |
934,2 |
4139,1 |
Внебюджетные источники |
39,3 |
31,3 |
33,3 |
34,3 |
32,2 |
29,3 |
199,7 |
Итого |
647,3 |
686,5 |
802,2 |
780,2 |
877,6 |
985,9 |
4 779,7 |
Источник: http://government.ru/info/35558/ |
Финансирование проектов
Финансирование ПП осуществляется практически одинаково, разница составляет 1%, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В первые три года реализации проекта финансирование осуществлялось в размере 10-12% ежегодно. Большая часть финансирования запланирована на 2020-2025 годы. Эту часть запланировано проводить за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ – почти 90%. Средства федерального бюджета составляют 10% бюджетных субсидий, а за счет средств внебюджетных источников было запланировано профинансировать только 4% стоимости НП.
При первоначальном планировании финансирования НП предусматривалось распределение средств только на четыре федеральных проекта (табл. 4).
Табл. 4. Структура финансирования НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги» по федеральным проектам, млрд руб.
Наименование ФП |
Объем финансового обеспечения по годам реализации |
Всего |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||
Дорожная сеть |
589,5 |
627,5 |
743,0 |
722,1 |
822,3 |
934,3 |
4 438,7 |
Общесистемные меры развития дорожного хозяйства |
46,0 |
46,5 |
47,9 |
48,7 |
46,6 |
43,7 |
279,5 |
Безопасность дорожного движения |
10,8 |
11,8 |
10,3 |
8,5 |
7,8 |
7,1 |
55,9 |
Автомобильные дороги Минобороны России |
1,1 |
1,1 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
5,6 |
Итого |
647,3 |
686,5 |
802,2 |
780,2 |
877,6 |
985,9 |
4779,7 |
Источник: http://government.ru/info/35558/ |
Большая часть средств, предназначенных на финансирование НП, должна быть направлена на ФП «Дорожная сеть» – 93%. На общесистемные меры развития дорожного хозяйства запланировано направить 6% финансирования, на безопасность дорожного движения – только 1%, а на автомобильные дороги Минобороны России – менее 1%. Минимальное финансирование было предусмотрено предоставить в первый год реализации проекта – всего 13,5%, затем ежегодно наращивать его сумму на 1%, и максимум – 20,6% финансирования должно быть предоставлено в 2024 году.
С позиций инвестора такая логика финансирования минимизирует сумму дисконтированных затрат. В то же время для потребителей результаты реализации этого нацпроекта будут ощутимы только после окончания сроков его действия. С позиций субъектов, реализующих этот проект, увеличение финансирования в 1,5 раза приведет к неравномерности как затрат, так и доходов.
В октябре 2021 года в состав НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги» вошли еще два федеральных проекта – «Развитие федеральной магистральной сети» и «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» (финансовое обеспечение ФП представлено в табл. 5).
Табл. 5. Финансовое обеспечение ФП «Развитие федеральной магистральной сети» и «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», млрд руб.
Наименование ФП |
Объем финансового обеспечения по годам реализации |
Всего |
|||
---|---|---|---|---|---|
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||
Развитие федеральной магистральной сети |
274,7 |
218,9 |
255,6 |
351,5 |
1100,6 |
Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях |
12,7 |
28,2 |
32,8 |
33,2 |
106,9 |
Итого |
287,4 |
247,1 |
288,4 |
384,7 |
1207,5 |
Табл. 6. Источники финансирования ФП «Развитие федеральной магистральной сети» и «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», млрд руб.
Источники финансирования |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
Всего |
---|---|---|---|---|---|
Федеральный бюджет |
204,5 |
173,6 |
208,3 |
298,2 |
884,5 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1,0 |
4,8 |
5,3 |
5,3 |
16,4 |
Внебюджетные источники |
81,7 |
68,7 |
74,9 |
81,2 |
306,57 |
Итого |
287,3 |
247,1 |
288,5 |
384,7 |
1207,5 |
Сумма, предназначенная для финансирования развития федеральной магистральной сети, в 10 раз превышает сумму, направляемую на модернизацию пассажирского транспорта в городах.
Ежегодные суммы финансирования практически одинаковы и составляют чуть более 20% общей суммы финансирования. Только в последний год действия федеральных проектов доля финансирования составит 30%.
В Федеральном законе о бюджете ежегодно устанавливается сумма расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов в разрезе каждого из них. Эта сумма не всегда совпадает с суммой, зафиксированной в паспорте НП. Огромные материальные затраты, в 2020 году вызванные пандемией COVID-19, в 2022 году – расходами на проведение специальной военной операции, существенно снизили фактическое финансирование национального проекта (табл. 7).
Табл. 7. Исполнение расходов федерального бюджета на реализацию НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги», млн руб.
|
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
---|---|---|---|---|
Паспорт НП |
647,3 |
686,5 |
1089,6 |
1027,3 |
Сводная бюджетная роспись |
142,3 |
157,7 |
365 |
490,7 |
Исполнено на 01.01 следующего года |
138,2 |
155,7 |
364,2 |
490,4 |
Процент исполнения паспорта НП |
21,4 |
22,7 |
33,4 |
47,7 |
Процент исполнения сводной бюджетной росписи |
97,1 |
98,8 |
99,8 |
99,9 |
Таким образом, процент исполнения сводной бюджетной росписи показывает замечательные результаты – практически 100%-ное исполнение запланированного финансирования.
Однако само финансирование меньше предусмотренного в паспорте НП в 2-4 раза. Очевидно, что в срок национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» закончен быть не может. Основная причина – недофинансирование. Поэтому в недалеком будущем можно ожидать его очередной трансформации.
Морские порты №2 (2024)