Недопустимо низкие темпы модернизации флота - Морские вести России

Недопустимо низкие темпы модернизации флота

02.10.2024

Транспортная политика

Состоялось первое заседание Морской коллегии РФ

Фото: пресс-служба Морской коллегии

Конечно, созданная в 2001 году Морская коллегия при Правительстве РФ в последние годы мало отвечала предназначению. Нетрудно вспомнить, что если вначале на заседаниях коллегии царила энергия надежды, обсуждения флотских проблем носили острый и предметный характер, то постепенно заседания превратились не более чем в площадку для обмена мнениями.

А. Иванов

Однако нерешенные проблемы создания отечественного флота накапливались, и сегодня перед новой Морской коллегией, по сути, стоят те же не тронутые временем задачи, только… двадцать лет спустя.

В текущих реалиях нельзя не сожалеть о бездарно потерянных возможностях, особенно после Крымской весны 2014 года, обеспечить построенным на их верфях высокотехнологичным морским крупнотоннажным флотом отечественные судоходные компании, завершить строительство и техническое оснащение ССК «Звезда» и заложить еще две-три крупнотоннажные и несколько среднетоннажных верфей, предметно освоить линейку производства основного судового комплектующего оборудования и т.д.

Ведь 10 лет назад было явно ясно, что в условиях накатывающих санкций стране с мощным экспортно-импортным оборотом не обеспечить транспортную независимость без отечественной судостроительной промышленности и своего крупнотоннажного морского коммерческого флота.

На новый технологический уровень

Собственно, с признания этого факта и начал первое заседание помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев, когда акцентировал внимание членов новой коллегии на сложившейся критической ситуации с модернизацией российского флота. По его словам, она идет недопустимо низкими темпами, из-за чего отечественные компании проигрывают в перевозке стратегических грузов.

Н. Патрушев не стал щадить ничьих самолюбий и жестко заявил: «Темпы обновления российского флота не отвечают требованиям сегодняшнего дня, на протяжении многих лет недопустимо низким остается объем грузов, перевозимый судами под российским флагом, в первую очередь из-за нехватки отечественных судов».

– В результате, – продолжил Н. Патрушев, – недружественные России страны фактически вытеснили российские транспортные компании с рынка перевозок экспортных и импортных стратегических грузов, включая нефть, нефтепродукты, зерно.

Определяя цели, он заявил: «Нам необходимо развивать, а в отдельных случаях восстановить и приобрести новые компетенции в сфере судо- и кораблестроения, в производстве судового оборудования и специальной техники. [Надо] вывести отрасль на новый технологический уровень, в том числе за счет внедрения унифицированных программно-технических решений».

Председатель Морской коллегии РФ добавил, что для эффективной работы судостроительных предприятий нужно не только ликвидировать существующий кадровый дефицит, но и активно готовить молодых специалистов. И пообещал более подробно этот вопрос обсудить в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете на совещании с участием ректоров ведущих профильных учебных заведений.

Председатель Морской коллегии также обратил внимание, что развитие портового хозяйства, сопряжение морских портов с внутренними водными путями и международными транспортными коридорами, повышение провозной способности железнодорожных подъездных путей повысят транспортную связанность страны. Он также напомнил, что нужно активно развивать аквакультуру и товарное рыбоводство, обеспечить рациональную нагрузку на промысловые районы на фоне рекордных выловов рыбы и морепродуктов.

– В сфере безопасности мореплавания необходимо повышение плотности морской береговой наблюдательной сети, обновление научно-исследовательского флота и создание российской спутниковой группировки, обеспечивающей бесперебойную связь и навигацию, в первую очередь в высоких широтах, – обозначил он задачи на будущее.

Определены цели трех советов

Касаясь режима работы коллегии, он уточнил, что заседания будут проходить минимум дважды в год. По его словам, президентом РФ утвержден персональный состав Морской коллегии, но продолжают поступать просьбы о дополнительном включении в состав. В связи с этим пояснил, что «к работе коллегии будут привлекаться представители заинтересованных органов власти, научного сообщества, общественных организаций и бизнеса. Мы открыты к общению и нацелены на плодотворное сотрудничество».

Напомним, состав Морской коллегии РФ опубликован в №11 газеты «Морские вести России». Следует заметить, что в структуре коллегии созданы три совета:

– стратегического развития Военно-морского флота;

– по развитию и обеспечению морской деятельности России;

– по защите национальных интересов в Арктике.

Как объяснил Н. Патрушев, в повестке первого из них – организация опережающего производства конкурентоспособной отечественной военно-морской продукции, разработка и производство ключевых элементов вооружения и военной техники в интересах ВМФ на российской научно-промышленной базе, обеспечение серийности строительства кораблей и полной технологической независимости в сфере производства судового оборудования, программного обеспечения.

Второй совет поможет добиваться улучшения социально-экономической ситуации на приморских территориях за счет развития морской деятельности. В том числе он будет координировать работу с регионами по профильному направлению.

Третий совет будет уделять внимание освоению ресурсов и пространств Арктического региона, развитию ледокольного флота, строительству судов ледового класса.

Также целый ряд задач предстоит решать научно-экспертному совету: развитие фундаментальных знаний, формирование научных заделов, внедрение научных разработок в практику морской деятельности. Так, «необходимо нарастить объемы морских научных исследований, геолого-разведочных работ, обеспечить выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проектированию новых, современных судов и кораблей, в том числе ледового класса, по созданию специальной техники, оборудования и передовых морских технологий», – указал он.

Арктические порты и реки Сибири

Не обошел вниманием руководитель новой Морской коллегии и Севморпуть, который должен взять на себя роль одной из главных транспортных артерий России, правда, для этого надо вначале модернизировать инфраструктуру и обеспечить развитие арктических портов, в первую очередь Мурманск, Архангельск, Диксон, Тикси, Певек. И добавил, «следует активно использовать потенциал внутренних водных путей – наших крупнейших сибирских рек».

Н. Патрушев заявил, что «освоение транспортно-логистического потенциала Северного морского пути является для России одним из приоритетов развития». Он напомнил, что СМП обеспечивает свободный выход в Мировой океан, к странам Юго-Восточной Азии, Индии, Персидского залива и Африки, с которыми продолжают развиваться торговые связи. Поэтому значимость его для экономики России как национальной транспортной магистрали возросла многократно.

Но ситуация в Арктике становится более напряженной, усиливается глобальная конкуренция. «В связи с этим необходимо обеспечить защиту национальных интересов в Арктике, нейтрализовать угрозы, связанные с наращиванием военного присутствия иностранных государств в Заполярье», – сказал он.

Кроме того, «Совет по защите национальных интересов России в Арктике будет уделять внимание решению вопросов освоения ресурсов и пространств Арктического региона, развитию ледокольного флота, строительству судов ледового класса», – сообщил Н. Патрушев.

Остается добавить, что Морская коллегия будет действующим координационным органом. Ее ключевой задачей станет подготовка решений президента в области морской деятельности и организация неукоснительного выполнения решений главы государства в этой сфере.

Морские вести России №12 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.10.2024

Транспортная политика

04.10.2024

Транспортная политика